Принципиальным
нововведением в системе пенсионного обеспечения является также установление
особого механизма обязательного пенсионного страхования самозанятой части
населения страны. Для индивидуальных предпринимателей, частных детективов,
занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов введена уплата страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, размер которого в
расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года,
утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа
составляет 150 рублей. Граждане РФ, работающие за границей, вправе добровольно
осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за себя. Физические
лица вправе осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за другое
физическое лицо, за которое не осуществляется их уплата страхователем [29,с.87].
Основы новой структуры
пенсионной системы, обеспечивающей информационную базу данных для мотивации
всех застрахованных лиц к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ,
предусмотрены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицировано) учете в системе обязательного пенсионного
страхования». Этот закон установил правовую основу, принципы организации и
порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о
застрахованных гражданах.
В соответствии с
Федеральным законом №27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет –
организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для
реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица – документ, хранящийся в форме
записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью
средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда РФ, содержащий
предусмотренные законом сведения о застрахованных лицах, включенные в
информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ.
Федеральным законом
№27-ФЗ определены следующие цели индивидуального (персонифицированного) учета:
создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами
труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже
и заработке, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание
информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного
законодательства, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового
стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности
застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; создание
условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная
поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения
тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, расчета макроэкономических
показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение
порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам
[41].
В
процессе трудовой деятельности информация о стаже, заработке и страховых
взносах ежегодно уточняется и дополняется посредством взаимодействия органов
Пенсионного фонда Российской Федерации со страхователями и лицами,
самостоятельно обеспечивающими себя работой.
По
состоянию на 1 января 2008 года общая численность плательщиков страховых
взносов, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда по Республике
Татарстан, составила 267107 страхователей. По сравнению с началом 2007 года их
численность выросла на 9929 страхователей или 3,9%.
По
состоянию на 1 января 2008 года привлечены к ответственности за нарушение
статьи 11 Федерального закона №27- ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном
учете в системе обязательного пенсионного страхования» 8202 страхователей или
2,2% от общего количества страхователей состоящих на учете. Информация о
численности пенсионеров и средних размерах пенсий по Республике Татарстан за
2008 год показана в Приложении 2.
Пенсионный
фонд Российской Федерации осуществляет сбор страховых взносов на финансирование
страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Сумма страховых взносов,
направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой
пенсии, за каждое застрахованное лицо составляет 14%. Страховой взнос в 8% -
для лиц 1967 года рождения и моложе формирует страховую часть трудовой пенсии,
6% формирует накопительный персонифицированный резерв, и может направляться на
финансирование накопительной части трудовой пенсии в момент выхода на пенсию
данного застрахованного лица. Точно так же, как и для ставок единого
социального налога, для тарифов страховых взносов установлена регрессивная шкала
[20,с.55].
Одна
из проблем в сфере обязательно пенсионного страхования - шкала регрессии. В
2002–2004 годах шкала регрессии не пересматривалась. С 1 января 2005 года
введена новая шкала регрессии. В то время средняя зарплата по России в 2005
году была около 8 тыс. рублей, сегодня средняя зарплата уже 12 тысяч. А для
тех, кто получает за 280 тысяч, уже стала значительно больше, но они уплачивают
все так же, по старой шкале регрессии.
За
период с 2004 по 2007 года общая численность застрахованных лиц, имеющих
накопительную часть трудовой пенсии по Республике Татарстан, выросла на 475,8
тысяч человек или на 37,6% и составила по состоянию на 1 января 2008 года
2507,7 тысяч застрахованных лиц. При этом общее количество заявлений по
инвестированию средств пенсионных накоплений за 4 года (2004-2008 годы)
составляет почти 407 тысяч заявлений или 24% от застрахованных лиц имеющих
накопительную часть пенсии. Средний показатель по Российской Федерации за тот
же период - 5%.
Пенсионный
фонд также осуществляет деятельность по назначению, расчету, перерасчету и
выплате трудовых пенсий.
Так, за
2007 год территориальными органами Отделения Пенсионного фонда по Республике
Татарстан было зарегистрировано 73120 обращений за назначением пенсий, что на
22,4% больше аналогичного показателя 2006года.
За
назначением:
-
трудовой пенсии обратилось 66720 граждан,
-
пенсий по государственному обеспечению 6400 граждан.
За
отчетный период назначено 74202 пенсий – 95,6% от общего количества
обратившихся за назначением пенсий. По сравнению с данными за 2006 год этот
показатель вырос на 0,84% [68].
Обязательное
пенсионное страхование предусматривает выплату трудовых пенсий и социальное
пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.
Выплату пенсий Пенсионный
фонд Российской Федерации может обеспечить лишь при наличии достаточной
доходной базы. Проанализируем доходы и расходы Пенсионного фонда РФ за
2005-2007 годы.
Анализ структуры доходов
бюджета Пенсионного фонда России показал, что наибольший удельный вес в
налоговых доходах занимают страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование (Таблица 2.1.1). По сравнению с 2005 годом удельный вес страховых
взносов снизился в 2007 году с 54,4% до 46,8%. Снижение доли страховых взносов
в Пенсионный фонд произошло по причине увеличения поступлений средств из
Федерального бюджета. Приоритетную роль в них играют страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части
трудовой пенсии. Размер их в общем объеме страховых взносов за 2007 год
составил более 757 млрд. рублей [73].
Наименование дохода
|
2005
|
2006
|
2007
|
млн. руб.
|
уд. вес,%
|
млн. руб.
|
уд. вес, %
|
млн. руб.
|
уд. вес,
%
|
Всего доходов, в том числе
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР:
- на выплату страховой части
трудовой пенсии
- на выплату накопительной части
трудовой пенсии
Недоимка, пени, иные финансовые
санкции по взносам в ПФР
Средства единого социального
налога, поступающие из федерального бюджета
Доходы, полученные от размещения
временно свободных средств ПФР
Субвенции федерального бюджета,
передаваемые ПФР
Прочие поступления в ПФР
|
1229783
668442
583669
84773
13031
345982
10780
191548
|
100
54,4
47,5
7
1
28,1
0,88
15,6
|
1566399
720619
621070
99549
5781
485994
6611
347294
|
100
46
40
6
0,37
31
0,43
22,2
|
1860112
869780
757600
112180
496
597444
7527
384795
|
100
46,8
41
6
0,03
32,12
0,41
20,7
|
Таблица 2.1.1 Структура
доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2005-2007 годах
В структуре доходов ПФР
значительный удельный вес занимают средства единого социального налога (ЕСН),
поступающие из федерального бюджета. По сравнению с 2005 годом удельный вес ЕСН
в 2007 году вырос с 28,1% до 32,12%.
Ежегодное увеличение доли
средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует
об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. В целях решения
данной проблемы Геннадий Батанов, глава Пенсионного фонда Российской Федерации
, предлагает собираемый сейчас в федеральный бюджет ЕСН по ставке 6% от фонда
оплаты труда отменить. Размер отчисляемых в Фонд пенсионных страховых взносов,
соответственно, должен быть увеличен с 14 до 20%. Базовую же часть пенсии, на
которую сейчас расходуется ЕСН, по мнению Геннадия Батанова, следует признать
пособием и финансировать из общих расходов бюджета. Другими словами, Пенсионный
фонд предлагает передать ему поступления от ЕСН (368 млрд. рублей в 2007 году),
которые сейчас достаются федеральному бюджету [71].
В таблице Таблица 2.1.2
показана динамика доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2005-2007 годах, по
которой видно, что рост доходов за 2006 год по сравнению с предыдущим составил
128%, а на 2007 год увеличение составило 151,3%
Таблица 2.1.2 Динамика
доходов бюджета Пенсионного фонда России
в 2005-2007 годах
Наименование дохода
|
2005
|
2006
|
2007
|
млн. руб.
|
млн. руб.
|
измен.,%
|
млн. руб.
|
измен.,%
|
Всего доходов, в том числе
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР:
- на выплату страховой части
трудовой пенсии
- на выплату накопительной части
трудовой пенсии
Недоимка, пени, иные финансовые
санкции по взносам в ПФР
Средства единого социального
налога, поступающие из федерального бюджета
Доходы, полученные от размещения
временно свободных средств ПФР
Субвенции федерального бюджета,
передаваемые ПФР
Прочие поступления в ПФР
|
1229783
668442
583669
84773
13031
345982
10780
191548
-
|
1566399
720619
621070
99549
5781
485994
6611
347294
100
|
127,4
108
106,4
117,4
44,37
140,5
61,3
181,3
-
|
1860112
869780
757600
112180
496
597444
7527
384795
70
|
151,3
130
130
132
4
173
70
201
-
|
Анализ структуры расходов
бюджета Пенсионного фонда России показывает, что наибольший удельный вес
занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию – более 90 % (Таблица
2.1.3). Среди них преобладают расходы на выплату страховой и базовой частей
трудовой пенсии. Удельный вес расходов направляемых на выплату страховой части
трудовой пенсии составил в 2005 году – 51,9% , а на 2007 год составил 53%.
Таблица 2.1.3 Структура
расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2005-2007 годах
Наименование расхода
|
2005
|
2006
|
2007
|
млн. руб.
|
уд. вес
%
|
млн. руб.
|
уд. вес
%
|
млн. руб.
|
уд. вес
%
|
Всего, в том числе
Расходы ПФР по обязательному
пенсионному страхованию, из них:
-выплата базовой части трудовой
пенсии
-выплата страховой части трудовой пенсии
-выплата пенсий гражданам, выехавшим
на постоянное жительство за пределы РФ
Выплата пенсий по государственному
пенсионному обеспечению
Административно-управленческие и
прочие расходы
|
1176
192
1060700
450
238
609 899
563
75 065
|
100
90,2
38,3
51,9
0,05
6,4
3,4
|
1294836
1166753
485 543
680 274
936
87 804
|
100
90
37,5
52,5
0,08
6,8
3
|
1500560
1356954
559 343
796 445
1166
99 848
43 892
|
100
90,4
37,3
53
0,08
6,7
3
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|