организует
работу нижестоящих налоговых органов по ведению бухгалтерского учета налоговых
поступлений и представляет в установленном порядке в Министерство бухгалтерскую
отчетность, являющуюся единой системой данных об имущественном и финансовом
положении Управления, о результатах его финансово-хозяйственной деятельности,
статистическую отчетность и другую налоговую отчетность по формам, утвержденным
Министерством;
выполняет
функции получателя и распорядителя бюджетных средств, установленные Бюджетным
кодексом Российской Федерации;
осуществляет
в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление
государственным имуществом;
организует
работу по подбору и расстановке, по профессиональной подготовке, переподготовке
и повышению квалификации кадров налоговых органов Республики Марий Эл;
организует
создание информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других
средств автоматизации и компьютеризации работы в налоговых органах Республики
Марий Эл;
обеспечивает
реализацию требований законодательных и нормативных актов по вопросам
обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, предупреждения и пресечения
должностных правонарушений работниками налоговых органов Республики Марий Эл;
организует
в пределах своей компетенции выполнение мероприятий по мобилизационной
подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
ведет
делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой
отчетности;
осуществляет
иные функции, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, иными
федеральными законами и другими нормативными правовыми актами [43, С.9-11].
Существующие
до недавнего времени налоговые технологии, в большей части, были ориентированы
на отсутствие функциональной специализации и преобладание ручного труда. Информирование,
обучение налогоплательщиков, пропаганда налоговой дисциплины практически не
осуществлялись. Налоговые декларации принимались инспекторами непосредственно
от налогоплательщика
с одновременной проверкой правильности проведения расчетов и оформления
документов. Техническая оснащенность составляла в среднем одно
автоматизированное рабочее место
на 5-6 сотрудников, локальные сети в ряде инспекций отсутствовали. Программное
обеспечение, в основном, обеспечивало выполнение задач учета налогоплательщиков
и ведения лицевых счетов. Обучение персонала ограничивалось проведением
семинаров по вопросам изменения действующих законодательных и нормативных актов.
С 1 мая
2007 года в рамках развития системы информационного взаимодействия налоговых
органов с налогоплательщиками в Марий Эл началась опытная эксплуатация системы
информационного обслуживания налогоплательщиков в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи и через Интернет (ИОН) [43, С.91].
Подсистема
ИОН предназначена для автоматизированного представления налогоплательщику
сведений о состоянии его расчетов с бюджетом (текущих начислениях и
поступлениях, задолженности по налогам и сборам, представленных отсрочках,
рассрочках, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и
пенях) без посещения налоговой инспекции.
Цели
создания подсистемы информационного обслуживания:
автоматическое
предоставление по запросу налогоплательщика текущей информации о состоянии его
расчетов с бюджетом (текущих начислениях и поступлениях, задолженности по
налогам и сборам, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и возвратах,
начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях);
расширение
возможностей доступа налогоплательщиков к своим данным о состоянии расчетов с
бюджетом;
минимизация
количества обращений налогоплательщиков в территориальные налоговые органы для
проведения сверки расчетов с бюджетом.
Таким
образом, одной из основных проблем государства является обеспечение поступления
в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных
установленных законом платежей.
Финансовая
деятельность государства по получению налогов как одного из суверенных прав
государства будет действенной только в том случае, если будет разработан
оптимальный механизм налогового администрирования.
Администрирование
налогов является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную
совокупность процессуальных действий, направленных на создание благоприятных
условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, исполняющий налоговую
обязанность, а также на обеспечение законных прав и интересов
налогоплательщиков и других участников правоотношений.
Основная
задача налоговой службы - обеспечить контроль над полнотой и своевременностью
поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в
региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Основным
региональным документом, регламентирующим налоговые отношения, является Закон
РМЭ "О регулировании бюджетных правоотношений в Республике Марий Эл" от
25 ноября 2004 года №46-З [13] (далее - Закон).
В ст.13. Закона
сказано, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. К налоговым
доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные,
региональные и местные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными
налоговыми режимами, а также пени и штрафы.
Среди
всех налоговых доходов в консолидированный бюджет РМЭ можно выделить три группы
источников поступлений:
1) от
федеральных налогов в соответствии с нормативами зачислений доходов в бюджеты
области и муниципальных образований: налог на прибыль, НДС, акцизы;
2) от
региональных налогов;
3) от
закрепленных за местным и региональным бюджетом налогов.
Ст.14
Закона устанавливает размеры зачислений налоговых доходов в республиканский
бюджет Республики Марий Эл.
Надо
заметить, что у двух муниципальных образований республики (г. Волжск и г. Звенигово)
нормативы зачисления в их бюджеты от федеральных налогов существенно ниже. Это
объясняется более высоким уровнем их экономического развития, что вызывает
необходимость регулирования сумм поступлений между республиканским и
муниципальным бюджетом.
Следовательно,
отношения между областным и муниципальным бюджетом строятся на базе бюджетной
обеспеченности, а также с учетом потребностей средств для выравнивания уровня
жизни населения и защиты малообеспеченных слоев населения.
Приведем
данные о поступлении налогов и сборов по уровням бюджетной системы за 2007-09
гг.
В
качестве информационной базы анализа статистики о начислении и поступлении налогов,
сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ служит форма статистической
отчетности 1-НМ "Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных
платежей в бюджетную систему Российской Федерации" Управления ФНС по
Республике Марий Эл (табл.1).
Таблица 1
Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых УФНС по РМЭ, в
разрезе уровней бюджетной системы РФ и РМЭ
Бюджет
|
Поступление налогов и сборов, (тыс.
руб)
|
Темп роста 2009 к 2007,%
|
2007
|
2008
|
2009
|
Бюджеты всех уровней
|
9008995
|
10355461
|
9968904
|
110,7
|
в том числе:
|
|
|
|
|
федеральный бюджет
|
2272745
|
2146697
|
2453767
|
108,0
|
консолидированный бюджет РМЭ
|
6736250
|
8208764
|
7515137
|
111,6
|
в том числе:
|
|
|
|
|
местные бюджеты
|
1598762
|
1953762
|
1971294
|
123,3
|
Как видно
из данных таблицы, за анализируемый период произошел рост налоговых поступлений
во все виды бюджетов, в том числе в федеральный бюджет (на 8,0%, или на 181022
тыс. руб).
Налоговики
Марий Эл достаточно тесно взаимодействуют с налогоплательщиками, что напрямую
отражается на уровне собираемости налогов. Так, например, в 2009 г. в бюджет
страны перечислено 2453 млн. рублей (с учетом поступления ЕСН), что на 307 млн.
рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года, темп роста к уровню прошлого
года составил 14,3%. Рост поступлений в консолидированный бюджет составил 111,6%,
в республиканский бюджет - 123,3%.
В Марий
Эл по итогам 2009 года налоговыми органами республики в бюджетную систему
Российской Федерации было направлено 9968 млн. рублей (включая платежи в
государственные внебюджетные фонды), что на 3,7%, или на 386 млн. руб. меньше,
чем в 2008 году. В структуре поступлений более 75% всех доходов составляют
налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Марий Эл.
Величина
налоговых поступлений в консолидированный бюджет РМЭ за 2009 год выросла по
сравнению с 2007 годом на 11,6%, или на 778887 тыс. руб). Однако при росте
поступлений налогов в местные бюджеты на 23,3%, на республиканском уровне имело
место увеличение всего в размере 11,6%.
В целом
УФНС по РМЭ в 2009 году собрало примерно в 1,1 раза больше налоговых платежей,
чем в 2007 году. В федеральный бюджет в 2009 году поступило свыше 2453 млн. руб.
налогов и сборов, что на 14,3% или на 307070 тыс. руб., больше, чем за
предыдущий год. В консолидированный бюджет РМЭ было перечислено 7515 млн. руб. налоговых
платежей - т.е. произошло снижение по сравнению с предыдущим годом и составило
к уровню 2008 года всего 91,6% (рис.2).
Основной
причиной такого уменьшения является падение общей экономической активности
предприятий, особенно крупных, в машиностроительной, строительной отрасли
республики, и как следствие - снижение прибыли предприятий и налогооблагаемой
базы.
Администрирование
региональных и местных налогов не перестало быть одним из приоритетных
направлений в работе Управления ФНС по РМЭ. По итогам 2009 года в бюджет
поступило 1971 млн. руб. (на 0,1% больше, чем за 2008 год).
Рис.2. Динамика
формирования бюджетов за 2007-09 гг.
Проанализируем
поступление по отдельным видам налогов в консолидированный бюджет РМЭ за
2007-2009 гг. (табл.2).
Таблица 2
Динамика поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет РМЭ (по
основным видам налогов) за 2007-09 гг.
Виды налогов
|
Поступило в консолидированный
бюджет РМЭ
|
2007
|
2008
|
2009
|
Темп роста 2009 к 2007 (%)
|
Тыс. руб.
|
Удел. вес (%)
|
Тыс. руб.
|
Удел. вес (%)
|
Тыс. руб.
|
Удел. вес (%)
|
Всего налоговых доходов
|
6736250
|
100
|
8208764
|
100
|
7515137
|
100
|
111,6
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль, доходы
в том числе
|
4581472
|
68,0
|
5686723
|
69,3
|
5313549
|
70,7
|
116,0
|
- налог на прибыль организаций
|
1457680
|
21,6
|
1699108
|
20,7
|
1215421
|
16,2
|
83,4
|
- налог на доходы физических лиц
|
3123792
|
46,4
|
3987615
|
48,6
|
4098128
|
54,5
|
131,2
|
Налоги на товары (акцизы)
в том числе
|
488349
|
7,2
|
476800
|
5,8
|
386842
|
5,1
|
79,2
|
- акцизы на алкогольную
продукцию
|
412322
|
6,1
|
365691
|
4,5
|
304065
|
4,0
|
73,7
|
Налог на имущество
в том числе
|
1160385
|
17,2
|
1393411
|
17,0
|
1242790
|
16,5
|
107,1
|
- налог на имущество физ. лиц
|
21198
|
0,3
|
22545
|
0,3
|
29754
|
0,4
|
140,4
|
- налог на имущество организаций
|
647384
|
9,6
|
757906
|
9,2
|
840342
|
11,2
|
129,8
|
- транспортный налог
|
209528
|
3,1
|
254279
|
3,1
|
167491
|
2,2
|
79,9
|
- налог на игорный бизнес
|
192260
|
2,9
|
262588
|
3,2
|
104799
|
1,4
|
54,5
|
- земельный налог
|
90015
|
1,3
|
96093
|
1,2
|
100404
|
1,3
|
111,5
|
Налог за пользование природными
ресурсами
|
6296
|
0,1
|
8745
|
0,1
|
7358
|
0,1
|
116,9
|
Госпошлина
|
13385
|
0,2
|
15229
|
0,2
|
22104
|
0,3
|
165,1
|
В счет погашения задолженности
|
28560
|
0,4
|
33956
|
0,4
|
13935
|
0,2
|
48,8
|
Прочие налоговые поступления
|
457803
|
6,8
|
593900
|
7,2
|
528559
|
7,0
|
115,5
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|