В настоящее время в
России формируется и развивается типичная для рыночной экономики двухуровневая
банковская система: Центробанк - коммерческие банки. Однако, Центробанк всё ещё
подотчётен премьер-министру, хотя и считается независимым. В то же время в
стране насчитывается 1296 кредитных организаций, из которых 1136 имеют право на
осуществление банковских операций (табл. 1)
Как показывают данные
таблицы, за анализируемый период число кредитных организаций в России
сократилось на 38,9%, в том числе имеющих право на осуществление банковских операций
– на 13,3% (за счет объединения или банкротства банков). В то же время число
кредитных организаций с иностранным участием, наоборот, возросло в 1,5 раза.
Таблица 1. Кредитные
организации России (на начало года)[1]
Показатели
|
2001
|
2003
|
2005
|
2007
|
2008
|
2008 в % к 2001
|
Число кредитных организаций, зарегистрированных на
территории РФ
в том числе:
|
2121
|
1828
|
1518
|
1375
|
1296
|
61,1
|
имеющих право на осуществление банковских операций
|
1311
|
1329
|
1299
|
1189
|
1136
|
86,7
|
Число кредитных организаций с иностранным участием в
уставном капитале
в том числе:
|
130
|
126
|
131
|
153
|
202
|
155,4
|
со 100% иностранным участием
|
22
|
27
|
33
|
52
|
63
|
2,9 раза
|
с иностранным участием от 50% до 100%
|
11
|
10
|
9
|
13
|
23
|
2,1 раза
|
Кроме того функционирует
филиальная сеть российских кредитных организаций, которая ныне характеризуется
следующими данными:
- всего филиалов – 3243;
- из них филиалов
Сбербанка – 923;
- филиалов банков со 100%
участием иностранного капитала – 79.
Важной особенностью
современной банковской системы является рост концентрации капитала в этой сфере
(табл. 2).
Таблица 2. Кредитные
организации России (на начало года)[2]
Показатели
|
2001
|
2003
|
2005
|
2007
|
2008
|
2008 в % к 2001
|
Число действующих кредитных организаций, на территории РФ, в
т.ч. по величине уставного капитала, млн. руб.:
|
1311
|
1329
|
1299
|
1189
|
1136
|
86,7
|
до 3
|
174
|
102
|
73
|
43
|
37
|
21,3
|
от 3,1 до 10
|
282
|
192
|
133
|
87
|
61
|
21,6
|
от 10,1 до 30
|
313
|
291
|
232
|
168
|
120
|
38,3
|
от 30,1 до 60
|
254
|
253
|
225
|
182
|
161
|
63,3
|
от 60,1 до 150
|
127
|
198
|
211
|
226
|
207
|
163,0
|
от 150,1 до 300
|
68
|
123
|
191
|
217
|
248
|
364,7
|
300 и выше
|
93
|
170
|
234
|
280
|
302
|
324,7
|
За анализируемый период,
число мелких кредитных организаций сократилось, а крупных, наоборот, резко
возросло. Если в 2001 г. удельный вес кредитных организаций с величиной
уставного капитала до 60 млн. руб. составило 78%, то в 2008 г. их удельный вес
упал до 33,4%. В то же время удельный вес наиболее крупных кредитных организаций
(с величиной уставного капитала свыше 60 млн. руб. ), наоборот, возрос с 22 до
66,6%.
С ростом концентрации
капитала увеличиваются объемы кредитования, в том числе и юридическим лицам
(табл. 3)
Таблица 3. Объемы
кредитных средств, выданных банками России
Годы
|
Всего, млн. руб.
|
В том числе, юридическим лицам
|
2001
|
956293
|
763346
|
2002
|
1467489
|
1191452
|
2003
|
2122230
|
1708097
|
2004
|
2987113
|
2474290
|
2005
|
4373098
|
3406785
|
2006
|
6211992
|
4484376
|
2007
|
9218221
|
6298067
|
2008
|
13923789
|
9532561
|
2008 г. к 2001 г. в разах
|
14,6
|
12,5
|
За анализируемый период
объемы кредитных средств, выданных банками России выросли в 14,6 раза, в том
числе предприятиям и организациям – в 12,5 раза. При этом резко возросла
задолженность по кредитам физических и юридических лиц. Если в 2001 г. удельный
вес объема задолженности к общей сумме выданных кредитов составил 3,6%, то в
2008 г. этот показатель увеличился до 18,4%. В 2008 г. общая задолженность по
кредитам составила 2,5 трлн. руб. и по сравнению с 2001 г. она возросла в 75
раз.
Следующей особенностью
российских банков является их универсальность. Это объясняется их неразвитостью
и несовершенством, самой банковской системы. Банки практически занимаются
только кредитными операциями, наиболее общим и архаичным для всех банков во всех
странах делом. Чтобы стать специализированным банком, необходимо подняться на
новый качественный уровень работы: знание отрасли, ее место в системе народного
хозяйства, технологического и организационного уровня производства в ней.
Безусловно, за специализированными банками – будущее.
Процентные ставки –
наиболее высокие среди стран с рыночной экономикой. Учетная ставка сегодня
равна 10,5%.
Коммерческие банки,
кредитуя предприятия, практически удваивают эти ставки. Для этого были и
остаются причины: налогообложение коммерческих банков, неотработанность
банковского законодательства, масса ошибок в кредитовании, невозвраты, бремя
которых перекладывается на клиентов. Это, по существу, запретительный уровень
ставок. Сегодня кредит остается еще малодоступным, а следовательно, такие
ставки тормозят развитие инвестиционной и инновационной деятельности. Кроме
того, в нашей стране слишком высока доля краткосрочных кредитов – до 95%.
Однако эти особенности вытекают из инфляционных процессов в России и носят
временный характер.
Следующей особенностью
российской банковской системы является дифференциация процентных ставок
государственными коммерческим предприятиям. Она вытекает не из какой-то
дискриминации коммерческих структур, а из целевого характера кредитов. Государственные
предприятия берут кредит на приобретение оборотных средств, в то время как
коммерческие структуры – под посреднические операции.
К сожалению, банковская
система России слабо использует лизинговые операции. Число сделок по лизингу
совершенно недостаточное – менее 0,1% всех банковских операций, хотя такие
операции имеют важное значение для развития реального сектора экономики.
Поскольку россияне пока
не доверяют коммерческим банкам, и на то есть серьезные основания, низкая доля
вкладов населения в заемных средствах этих банков – следующая особенность нашей
банковской системы. Они не превышают 10% их общих сбережений. Девяносто же
процентов своих денежных средств физические лица несут в Сбербанк, которому
оказывают особое доверие, хотя процент по вкладам здесь ниже, чем в
коммерческих банках. Секрет прост – Сбербанк является государственным банком,
следовательно, обанкротиться он не может, к тому же он дал обязательства
страховать вклады населения от инфляции. Кроме того, Сбербанк – единственный
среди всех банков, кто кредитует само население, отсюда и высокое ему доверие.
Самой неприятной
особенностью российской банковской системы является непрофессионализм ее
кадров. За спиной громадного большинства банкиров или домашнее образование, или
двух-, трехмесячные курсы по банковскому делу. Кое-кто успел пройти
шестимесячные и годовые курсы банковского дела за рубежом. Однако дело это не
спасает. Например, среди президентов банков встречаются люди с техническим,
историческим, партийным и тому подобным образованием.
Непрофессионализм кадров
банковской системы особенно ярко проявляется в противоречии между удивительной,
часто потрясающей изобретательностью собрать деньги у физических и юридических
лиц – (пассивные операции) и, иногда неспособностью распорядиться этими
деньгами (активные операции).
Таким образом, уязвимость
российских банков тесно связана с недостаточным развитием экономики России, что
предопределяет соответственно слабость банковского сектора. Среди основных его
недостатков можно выделить следующие:
1) слабая связь с
реальным сектором экономики;
2) недостаточный
профессионализм руководителей некоторых банков;
3) большой объем
спекулятивных операций;
4) значительный удельный
вес (15-20%) проблемных кредитов;
5)незначительный удельный
вес банковских операций по лизингу [1].
2.2 Налоговая система России: ее
достоинства и недостатки
Налоговая система –
совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов
налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Она призвана
выполнять следующие функции – фискальную, перераспределительную, регулирующую,
контрольную, социальную.
Фискальная функция
налогов обеспечивает сбор денежных средств в пользу государства, в
государственный бюджет. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов
перераспределять доходы между сферами экономики и различными категориями
граждан. Регулирующая функция связана с государственным регулированием
экономики, и она может стимулировать или сдерживать развитие экономики в
зависимости от уровня налогового бремени. Контрольная функция позволяет
государству контролировать доходы предприятия, а также граждан. Социальная
функция позволяет поддерживать социальное равновесие путем сокращения
имущественного неравенства (через льготное налогообложение).
С 1 января 1999 г.
Вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса Российской
Федерации. В соответствии с кодексом регламентируется перечень установленных
налогов и сборов, порядок их введения и отмены, уточняются взаимоотношения
государства и налогоплательщиков. В 2001 году начали действовать главы второй
части, посвященные отдельным налогам.
В Российской Федерации установлены следующие виды
налогов и сборов: 1) федеральные налоги и сборы; 2) налоги и сборы субъектов РФ
(далее мы будем называть их региональными налогами) и 3) местные налоги и
сборы.
Федеральные налоги устанавливаются
Государственной Думой на всей территории страны. Региональные налоги
устанавливаются областной или республиканской Думой на территории данного
региона. Местные налоги устанавливаются представительскими органами местного
самоуправления.
В статье 13 Налогового Кодекса РФ говорится, что
к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и
отдельные виды материального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы с физических лиц;
5) взносы в государственные внебюджетные фонды;
6) государственная пошлина;
7) таможенная пошлина;
8) налог на использование недр;
9) налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
10) налог на дополнительный доход от добычи
углеводородов;
11) сбор на право пользования объектами животного
мира и водными биологическими ресурсами;
12) лесной налог;
13) водный налог;
14) экологический налог;
15) федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся
следующие налоги (статья 14 НК РФ):
1) налог на имущество с организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный бизнес;
4) региональные лицензионные сборы.
К местным налогам относятся следующие (статья 15
НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество с физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) местные лицензионные сборы.
С помощью фискальной
функции налогов создаются три вида бюджетов: 1) федеральный; 2) региональный и
3) местный бюджет. Все три бюджета тесно связаны
между собой и в совокупности составляют бюджетную систему. В бюджетную систему
также входят государственные внебюджетные фонды. Это денежные средства
государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет Это
российский Пенсионный фонд, Фонд социального и Фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за
счет социальных налогов и субсидий из бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|