рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Приоритеты денежно-кредитной и налоговой политики России

В настоящее время в России формируется и развивается типичная для рыночной экономики двухуровневая банковская система: Центробанк - коммерческие банки. Однако, Центробанк всё ещё подотчётен премьер-министру, хотя и считается независимым. В то же время в стране насчитывается 1296 кредитных организаций, из которых 1136 имеют право на осуществление банковских операций (табл. 1)

Как показывают данные таблицы, за анализируемый период число кредитных организаций в России сократилось на 38,9%, в том числе имеющих право на осуществление банковских операций – на 13,3% (за счет объединения или банкротства банков). В то же время число кредитных организаций с иностранным участием, наоборот, возросло в 1,5 раза.


Таблица 1. Кредитные организации России (на начало года)[1]

Показатели

2001

2003

2005

2007

2008

2008 в % к 2001

Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ

в том числе:

2121

1828

1518

1375

1296

61,1

имеющих право на осуществление банковских операций

1311

1329

1299

1189

1136

86,7

Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале

в том числе:

130

126

131

153

202

155,4

со 100% иностранным участием

22

27

33

52

63

2,9 раза

с иностранным участием от 50% до 100%

11

10

9

13

23

2,1 раза


Кроме того функционирует филиальная сеть российских кредитных организаций, которая ныне характеризуется следующими данными:

- всего филиалов – 3243;

- из них филиалов Сбербанка – 923;

- филиалов банков со 100% участием иностранного капитала – 79.

Важной особенностью современной банковской системы является рост концентрации капитала в этой сфере (табл. 2).


Таблица 2. Кредитные организации России (на начало года)[2]

Показатели

2001

2003

2005

2007

2008

2008 в % к 2001

Число действующих кредитных организаций, на территории РФ, в т.ч. по величине уставного капитала, млн. руб.:

1311

1329

1299

1189

1136

86,7

до 3

174

102

73

43

37

21,3

от 3,1 до 10

282

192

133

87

61

21,6

от 10,1 до 30

313

291

232

168

120

38,3

от 30,1 до 60

254

253

225

182

161

63,3

от 60,1 до 150

127

198

211

226

207

163,0

от 150,1 до 300

68

123

191

217

248

364,7

300 и выше

93

170

234

280

302

324,7


За анализируемый период, число мелких кредитных организаций сократилось, а крупных, наоборот, резко возросло. Если в 2001 г. удельный вес кредитных организаций с величиной уставного капитала до 60 млн. руб. составило 78%, то в 2008 г. их удельный вес упал до 33,4%. В то же время удельный вес наиболее крупных кредитных организаций (с величиной уставного капитала свыше 60 млн. руб. ), наоборот, возрос с 22 до 66,6%.

С ростом концентрации капитала увеличиваются объемы кредитования, в том числе и юридическим лицам (табл. 3)


Таблица 3. Объемы кредитных средств, выданных банками России

Годы

Всего, млн. руб.

В том числе, юридическим лицам

2001

956293

763346

2002

1467489

1191452

2003

2122230

1708097

2004

2987113

2474290

2005

4373098

3406785

2006

6211992

4484376

2007

9218221

6298067

2008

13923789

9532561

2008 г. к 2001 г. в разах

14,6

12,5


За анализируемый период объемы кредитных средств, выданных банками России выросли в 14,6 раза, в том числе предприятиям и организациям – в 12,5 раза. При этом резко возросла задолженность по кредитам физических и юридических лиц. Если в 2001 г. удельный вес объема задолженности к общей сумме выданных кредитов составил 3,6%, то в 2008 г. этот показатель увеличился до 18,4%. В 2008 г. общая задолженность по кредитам составила 2,5 трлн. руб. и по сравнению с 2001 г. она возросла в 75 раз.

Следующей особенностью российских банков является их универсальность. Это объясняется их неразвитостью и несовершенством, самой банковской системы. Банки практически занимаются только кредитными операциями, наиболее общим и архаичным для всех банков во всех странах делом. Чтобы стать специализированным банком, необходимо подняться на новый качественный уровень работы: знание отрасли, ее место в системе народного хозяйства, технологического и организационного уровня производства в ней. Безусловно, за специализированными банками – будущее.

Процентные ставки – наиболее высокие среди стран с рыночной экономикой. Учетная ставка сегодня равна 10,5%.

Коммерческие банки, кредитуя предприятия, практически удваивают эти ставки. Для этого были и остаются причины: налогообложение коммерческих банков, неотработанность банковского законодательства, масса ошибок в кредитовании, невозвраты, бремя которых перекладывается на клиентов. Это, по существу, запретительный уровень ставок. Сегодня кредит остается еще малодоступным, а следовательно, такие ставки тормозят развитие инвестиционной и инновационной деятельности. Кроме того, в нашей стране слишком высока доля краткосрочных кредитов – до 95%. Однако эти особенности вытекают из инфляционных процессов в России и носят временный характер.

Следующей особенностью российской банковской системы является дифференциация процентных ставок государственными коммерческим предприятиям. Она вытекает не из какой-то дискриминации коммерческих структур, а из целевого характера кредитов. Государственные предприятия берут кредит на приобретение оборотных средств, в то время как коммерческие структуры – под посреднические операции.

К сожалению, банковская система России слабо использует лизинговые операции. Число сделок по лизингу совершенно недостаточное – менее 0,1% всех банковских операций, хотя такие операции имеют важное значение для развития реального сектора экономики.

Поскольку россияне пока не доверяют коммерческим банкам, и на то есть серьезные основания, низкая доля вкладов населения в заемных средствах этих банков – следующая особенность нашей банковской системы. Они не превышают 10% их общих сбережений. Девяносто же процентов своих денежных средств физические лица несут в Сбербанк, которому оказывают особое доверие, хотя процент по вкладам здесь ниже, чем в коммерческих банках. Секрет прост – Сбербанк является государственным банком, следовательно, обанкротиться он не может, к тому же он дал обязательства страховать вклады населения от инфляции. Кроме того, Сбербанк – единственный среди всех банков, кто кредитует само население, отсюда и высокое ему доверие.

Самой неприятной особенностью российской банковской системы является непрофессионализм ее кадров. За спиной громадного большинства банкиров или домашнее образование, или двух-, трехмесячные курсы по банковскому делу. Кое-кто успел пройти шестимесячные и годовые курсы банковского дела за рубежом. Однако дело это не спасает. Например, среди президентов банков встречаются люди с техническим, историческим, партийным и тому подобным образованием.

Непрофессионализм кадров банковской системы особенно ярко проявляется в противоречии между удивительной, часто потрясающей изобретательностью собрать деньги у физических и юридических лиц – (пассивные операции) и, иногда неспособностью распорядиться этими деньгами (активные операции).

Таким образом, уязвимость российских банков тесно связана с недостаточным развитием экономики России, что предопределяет соответственно слабость банковского сектора. Среди основных его недостатков можно выделить следующие:

1) слабая связь с реальным сектором экономики;

2) недостаточный профессионализм руководителей некоторых банков;

3) большой объем спекулятивных операций;

4) значительный удельный вес (15-20%) проблемных кредитов;

5)незначительный удельный вес банковских операций по лизингу [1].


2.2 Налоговая система России: ее достоинства и недостатки

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Она призвана выполнять следующие функции – фискальную, перераспределительную, регулирующую, контрольную, социальную.

Фискальная функция налогов обеспечивает сбор денежных средств в пользу государства, в государственный бюджет. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между сферами экономики и различными категориями граждан. Регулирующая функция связана с государственным регулированием экономики, и она может стимулировать или сдерживать развитие экономики в зависимости от уровня налогового бремени. Контрольная функция позволяет государству контролировать доходы предприятия, а также граждан. Социальная функция позволяет поддерживать социальное равновесие путем сокращения имущественного неравенства (через льготное налогообложение).

С 1 января 1999 г. Вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с кодексом регламентируется перечень установленных налогов и сборов, порядок их введения и отмены, уточняются взаимоотношения государства и налогоплательщиков. В 2001 году начали действовать главы второй части, посвященные отдельным налогам.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: 1) федеральные налоги и сборы; 2) налоги и сборы субъектов РФ (далее мы будем называть их региональными налогами) и 3) местные налоги и сборы.

Федеральные налоги устанавливаются Государственной Думой на всей территории страны. Региональные налоги устанавливаются областной или республиканской Думой на территории данного региона. Местные налоги устанавливаются представительскими органами местного самоуправления.

В статье 13 Налогового Кодекса РФ говорится, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды материального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы с физических лиц;

5) взносы в государственные внебюджетные фонды;

6) государственная пошлина;

7) таможенная пошлина;

8) налог на использование недр;

9) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

11) сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

12) лесной налог;

13) водный налог;

14) экологический налог;

15) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся следующие налоги (статья 14 НК РФ):

1) налог на имущество с организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес;

4) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам относятся следующие (статья 15 НК РФ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество с физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) местные лицензионные сборы.

С помощью фискальной функции налогов создаются три вида бюджетов: 1) федеральный; 2) региональный и 3) местный бюджет. Все три бюджета тесно связаны между собой и в совокупности составляют бюджетную систему. В бюджетную систему также входят государственные внебюджетные фонды. Это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет Это российский Пенсионный фонд, Фонд социального и Фонд медицинского страхования. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.