ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ И ПРИОРИТЕТЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
3.1 Основные направления активизации
кредитно-денежной политики
Прежде всего, современная
кредитно-денежная политика должна учитывать состояние российской экономики. К
сожалению, сегодня большинство наукоемких отраслей России находится между
третьим и четвертым технологическими укладами, в то время как мировая экономика
находится в стадии роста V
технологического уклада и одновременно в стадии зарождения VI уклада, основу которого составляют
биотехнологии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные
информационные сети.
Технологии пятого уклада
пока занимают скромное место в российской экономике. Доля страны в объеме
мирового рынка высоких технологий составляет, по различным оценкам, от 0,3 до 0,5%,
а доля в мировом экспорте наукоемкой продукции – 0,13%. Для сравнения укажем,
что аналогичные показатели инновационных лидеров – США, Японии, стран ЕС
соответственно составляют 39, 30 и 18% рынка высоких технологий и 24, 13 и 15%
экспорта наукоемкой продукции [8].
За годы реформ произошло
сокращение научного потенциала страны, состояние которого ныне не соответствует
интересам России, ее месту в мировом сообществе. При этом до сих пор наука
финансируется по остаточному принципу и ее доля в ВВП составляет 1,07%, в то
время как в развитых странах эта доля в 3-4 раза выше. Кроме того, у нас
недостаточно выделяется средств на образование и здравоохранение –
соответственно 3,5 и 2,2% ВВП, в то время как эти показатели составляют в
Великобритании – 17 и 12,5%, Германии – 13,3 и 8,5%, Франции – 15,4 и 8,5% [8].
«За последнее десятилетие, - отмечал Ю. Лужков, - у нас не было реализовано ни
одного государственного проекта национального масштаба по развитию экономики и
ее инфраструктуры. Не появилось принципиально новых заводов и производств,
новых ТЭС, кораблей, самолетов» [9, с. 21]. Не случайно поэтому, что Россия по
индексу развития человеческого потенциала занимает 67 место из 177 стран мира.
Сегодня главная
стратегическая задача состоит в переводе экономики страны на инновационный путь
развития; формирование научных знаний; повышение конкурентоспособности
национальной промышленности. В сложившихся условиях выход на траекторию
устойчивого экономического роста возможен только на основе концентрации
имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового
технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной
активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема
трудовой, творческой и инновационной активности людей. Для решения этой
стратегической проблемы важной тактической задачей является совершенствование
денежно-кредитной политики. Она должна быть направлена на достижение
макроэкономического равновесия и обеспечение устойчивого экономического роста.
При этом следует указать, что субъектами денежно-кредитной политики являются
банки.
Отсюда следует, что от
стабильности и устойчивости национальной банковской системы во многом зависит
возможность достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной
политики, следовательно, и общей цели развития национальной экономики. Для
реформирования банковской системы России, во-первых, необходимо развитие
правовой базы по всем вопросам ее функционирования. Например, ныне коммерческие
банки получили от Правительства Российской Федерации кредит в сумме 7 трлн.
руб., а из этих средств только 20% направлено в форме кредита в реальный сектор
экономики. В то же время большая их часть направлена в финансовый сектор.
Во-вторых следует принять
меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными
конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными
пределами.
В-третьих должны быть
приняты необходимые меры по улучшению структуры денежной массы, резкому
сокращению ее наличной составляющей. Для этого следует осуществить комплекс мер
по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных
технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надежной правовой
защиты сделок, совершаемых в электронной форме.
В четвертых, необходимо
приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в
развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии, а
также выполняющих социальные функции; преобразовав для этого стабилизационный
фонд в бюджет развития и создав полноценные институты развития с механизмами их
централизованного рефинансирования.
В-пятых, надо прекратить
использование гарантирование государством высокодоходных спекулятивных
инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая
эмиссию Центральным банком облигаций и открытие им депозитных счетов
коммерческим банкам. Переориентация политики денежного предложения на
рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации
«избыточной» денежной массы, соответствующим регулированием процентных ставок,
обеспечивается ее связывание в кредитовании роста объема и повышения
эффективности производства и предложение товаров.
Конечно, для
регулирования денежной массы ЦБ РФ должен шире использовать инструменты
денежно-кредитной политики и глубоко анализировать последствия такого
регулирования (рис. 4).
Из рисунка видно, что
монетарный метод регулирования имеет существенные недостатки. Снижение инфляции
происходит за счет огромного сокращения производства, поскольку рост учетной
ставки приводит к увеличению процентной ставки и в конечном счете к снижению
инвестиционного спроса. Поэтому одновременно надо повышать производство и
увеличивать товарную массу.
|
|
|
|
Политика дешевых денег
|
Политика дорогих денег
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Операции на открытом рынке
|
|
Ситуация:
безработица и спад производства
|
Ситуация: инфляция
|
|
|
|
|
|
Инструменты кредитно-денежной политики
|
|
|
|
Меры: ЦБ РФ покупает
облигации, понижает резервную норму и учетную ставку
|
Меры: ЦБ РФ продает облигации,
увеличивает резервную норму и учетную ставку
|
|
Изменение резервной нормы
|
|
|
|
|
|
Следствие:
денежное предложение возрастает
|
Следствие:
денежное предложение сокращается
|
|
|
|
|
|
|
|
Изменение учетной ставки
|
|
Процентная
ставка падает
|
Процентная
ставка возрастает
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инвестиционные расходы
возрастают
|
Инвестиционные расходы
сокращаются
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реальный ЧНП возрастает
|
Инфляция уменьшается
|
Рис. 4. Монетарная
политика Центрального банка
Анализ показывает, что
несмотря на использование монетарных методов регулирования денежной массы, этот
процесс в России осуществляется недостаточно обоснованно. Об этом убедительно
свидетельствуют данные табл. 5.
Как показывает таблица,
денежная масса в российской экономике возрастала значительно выше, чем этого
требует нормативный уровень. Последний может быть рассчитан в соответствии с
денежным правилом М. Фридмена, то есть рост денежной массы должен
соответствовать динамике валового национального продукта. К примеру для России
ежегодный прирост денежной массы должен составить примерно 20% исходя из
7%-ного среднегодового прироста ВВП в предкризисный период и 13% темпа
инфляции. В действительности прирост денежной массы в российской экономике
превысил нормативный уровень в 2 и более раз.
В экономике России возрастает
значение рынка ценных бумаг. Он дополняет систему банковского кредита и
взаимодействует с ней. Суть его связана с появлением и куплей-продажей ценных
бумаг (акций, облигаций), в результате приобретаются права на собственность,
воплощенные в ценных бумагах, и получение дохода с этой собственностью.
Таблица 5. Динамика роста
денежной массы в национальной экономике России (млрд. руб.)[3]
Годы
|
Денежная масса,
|
Наличные деньги,
|
Безналичные средства
|
Удельный вес в
|
Прирост ,
%
|
1996
|
220,8
|
80,8
|
140,0
|
36,6
|
21,0
|
2001
|
1154,4
|
418,9
|
735,5
|
36,3
|
26,0
|
2002
|
1612,6
|
763,2
|
1371,2
|
35,8
|
39,7
|
2003
|
2134,5
|
1147,1
|
2065,6
|
35,7
|
32,4
|
2004
|
3212,6
|
1334,8
|
1877,8
|
35,2
|
50,5
|
2005
|
4363,3
|
1534,8
|
2828,5
|
35,2
|
35,8
|
2006
|
6044,7
|
2009,2
|
4035,4
|
33,2
|
38,5
|
2007
|
8995,8
|
2785,2
|
6210,6
|
31,0
|
48,8
|
2008
|
13272,1
|
3702,2
|
9569,0
|
27,9
|
47,5
|
Фондовый рынок выполняет
важнейшую функцию мобилизации финансовых ресурсов через выпуск ценных бумаг,
особенно акций, что важно для активизации инвестиционной деятельности в
условиях переходной экономики. Мобилизация денежных средств через выпуск ценных
бумаг имеет большие возможности. Это связано с тем, что привлечение денежных
средств через выпуск акций практически не имеет возвратного характера (как
кредит): купленная акция не дает ее владельцу права на возврат внесенного пая;
акционерное общество не обязано выкупать акции даже в случае неблагополучного
исхода деятельности предприятия; дивиденд на проданную акцию не является
гарантированным видом дохода на вложенные средства, а зависит исключительно от
величины прибыли предприятия (за исключением привилегированных акций) [19].
Рынок ценных бумаг имеет
важное значение как альтернативный источник финансирования экономики, особенно
в российских условиях, при относительно ограниченных возможностях бюджетного
финансирования и банковского кредитования. Регулирование рынка ценных бумаг
осуществляется по трем направлениям: 1) государственное регулирование; 2)
деятельность саморегулируемых организаций – участников рынка; 3) воздействие
внутренних рыночных механизмов. Эти три направления должны взаимно дополнять
друг друга. В то же время государственное регулирование рынка ценных бумаг
должно заключаться в установлении и осуществлении общих условий и направлений
деятельности участников рынка при широкой самостоятельности последних в рамках
установленных «правил игры». Значение рынка ценных бумаг в национальной
экономике весьма существенно. Именно фондовый рынок стимулирует перелив
сбережений в инвестиционный сектор, процесс перераспределения инвестиционных
потоков, обеспечивает процесс расширенного воспроизводства.
В сфере валютного
регулирования необходимо обеспечить возможности наращивания инвестиций в
развитие российской экономики при защите ее от внешних угроз дестабилизации
валютно-финансовой системы. Ключевой задачей при этом является расширение
использования рубля в международных расчетах и придание российской валюте
статуса международной.
Решение этой задачи
позволит многократно увеличить возможности финансирования
социально-экономического развития России. Для этого необходимо обеспечить
привлекательность рублевых операций по сравнению с валютными, что предполагает:
восстановление ограничений на вывоз капитала в иностранной валюте при
либерализации операций с капиталом в рублях; поддержание более высоких
резервных требований по валютным счетам по сравнению с рублевыми; перевод
экспорта нефти, газа, промышленного сырья, транспортных и телекоммуникационных
услуг на рубли; создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговых
расчетов в рублях, включая импорт товаров конечного спроса; расширение практики
использования рубля в международных расчетах, создание условий для его
использования в качестве резервной валюты в странах СНГ, а также ЕС и с другими
крупными внешнеторговыми партнерами России; введение санкций за нарушение
запрета на расчеты в иностранной валюте по операциям, совершаемым на российском
внутреннем рынке; восстановление обязательной продажи всей валютной выручки от
экспорта российских товаров; проведение дедолларизации экономики, включающее
повышение привлекательности рублевых сбережений (введение государственных
гарантий исключительно по рублевым вкладам физических лиц).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|