рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Пути реформирования налоговой системы РФ

Пути реформирования налоговой системы РФ

ВВЕДЕНИЕ


Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих "подданных" - физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Они возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

1) гасить возникшие "сбои" в системе распределения;

2) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство преследует следующие цели:

- достижение постоянного устойчивого экономического роста;

- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- обеспечение минимального уровня доходов населения;

- создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

- равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Найти правильно сбалансированное соотношение этих целей и есть главное в экономической политике государства.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.



1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ

1.1 Сущность и функции налогов


Налоги - это платежи, которые пополняют бюджет государства. Облагаются налогами юридические и физические лица (предприятия, организации и граждане). Налоговые выплаты из дохода граждан являются обязательными, принудительными и безвозмездными. С помощью налогов государство воздействует на многие экономические процессы: поощряет или сдерживает определенные виды деятельности, направляет развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействует на экономическую активность предпринимателей, регулирует количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях: фискальной и экономической. Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства, которые направляются на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных при помощи налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, выплачивает зарплату преподавателям и стипендию студентам, поддерживает здравоохранение и т.д.

Экономическая функция налогов заключается в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, любые социально-экономические процессы в обществе. В данном случае налоги играют поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, устанавливая налоговые льготы, государство решает серьезные, стратегические задачи: поощряет технический прогресс, не облагая часть прибыли, идущую на внедрение новой техники; привлекает предприятия к решению социальных проблем, освобождая от налога на благотворительную деятельность. Напротив, назначая более высокие ставки налогов на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Функции налогов тесно связаны между собой, своего рода сиамские близнецы, дополняющие и взаимозаменяющие друг друга. Рост налоговых поступлений в бюджет (фискальная функция) создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства (экономическая функция). Ускорение развития и роста доходности производства, которое достигается в результате экономического регулирования, позволяет государству получить больше средств, а это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной.

Каждый налог содержит обязательные элементы. Он указывает:

- кто является плательщиком (субъектом налога);

- что выступает объектом налогообложения (доход, имущество, товар, наследство);

- из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд, т. п.);

- в каких единицах измеряется объект налогообложения (денежная единица страны — в подоходном налоге, налоге на прибыль, гектар или акр - в поземельном, человек — в подушном налоге);

- величину налоговой ставки (выраженная в процентах — квота), приходящуюся на единицу налогообложения;

- налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.

В современной практике получили распространение три способа взимания налогов: кадастровый, «у источника», по декларации. Первый из них основан на использовании кадастров (реестров), содержащих классификацию типичных объектов по их внешним признакам (земли, месторождений, домов). Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение.

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Бухгалтерия предприятия до выплаты зарплаты или любого другого дохода вычитает из него и перечисляет в бюджет соответствующую сумму.

Третий способ предполагает предоставление в налоговую инспекцию налогоплательщиком декларации о совокупном годовом доходе.


1.2 Виды налогов, основные налоги, собираемые в РФ


Различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товара или тарифа на услуги.

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно. Эти требования, как правило, относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов или имуществом плательщика.

Косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Акцизами облагаются товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов). В большинстве развитых стран косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара.

После второй мировой войны в дополнение к индивидуальным были введены универсальные акцизы, которые взимались в процентах от валовой выручки предприятий. В нашей стране долгое время был распространен такой универсальный акциз, как налог с оборота.

Он взимался со стоимости товаров отечественного производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Реже им облагались импортные товары потребительского назначения. Главный недостаток, которым обладал этот налог, был повторный счет. Например, налог с оборота взимался со стоимости железной руды многократно: когда ее добыли и продали металлургическому комбинату, когда из металла изготовили прокат, а из проката на машиностроительном заводе сделали трактор для крестьянского хозяйства и т. д. Или другой пример: стоимость хлопка войдет в стоимость изготовленного из него ситца, сшитого из этого ситца платья. Всякий раз при переходе из рук одного производителя в руки другого стоимость хлопка облагается налогом с оборота. Чем глубже общественное разделение труда, т. е. чем чаще переходит сырье или полуфабрикат по технологической цепочке из рук в руки, тем больше растет цена на него не только за счет дополнительно добавленной стоимости, но и за счет повторного взимания налога с оборота, что поднимает цену на готовый продукт.

Налог с оборота по прошествии времени был заменен налогом с продаж, позже — налогом на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость взимается со стоимости, добавленной на каждой стадии производства, обращения. Налог на приобретенные полуфабрикаты вычитается из налога на изготовленную продукцию, а разница уплачивается в бюджет. Ставка налога на добавленную стоимость может быть либо единой для всех видов товаров и услуг, либо дифференцированной по социальным или иным признакам (например, более низкий на товары детского ассортимента и более высокий на остромодные молодежные товары).

Фискальные монопольные налоги представляют собой вид косвенного налогообложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизировано государством. Возник этот налог из регалии, присвоения себе государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Так, еще с петровских времен существует в России монополия на производство спиртных напитков. Объектом государственной монополии в России было производство и продажа изделий из меха и золота, пользовавшихся спросом и на внешнем, и на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины — косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, пересекающие границу страны. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционные, антидемпинговые и преференциальные.

Фискальные таможенные пошлины преследуют тривиальную цель - рост бюджетных доходов.

Политика государства, направленная на защиту общественных предпринимателей от иностранной конкуренции путем фиксации высокого уровня цен на их продукцию, называется протекционизмом. Протекционные таможенные пошлины тем самым служат инструментом политики протекционизма, защищающим внутренний рынок от проникновения импортных товаров. Такая политика внешнеэкономической деятельности отнюдь не является идеальной, тормозя развитие конкуренции. Так, ограничение ввоза японских автомобилей на американский рынок (так называемая автомобильная война) привело к тому, что автомобильная промышленность США оказалась отброшенной на десятилетие от уровня современных технологий, утратив прежнюю конкурентоспособность не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Демпинг - продажа товаров на иностранном рынке по искусственно заниженным (бросовым) ценам. Цель такой операции - вытеснить конкурентов из других стран или разорить национальную экономику той страны, куда ввозятся товары. Чтобы защитить национальную экономику, государство, с одной стороны, вводит антидемпинговые пошлины, с другой - старается создать условия для развития собственной экономики.

Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, в котором страна особенно заинтересована (например, новые технологии) или на весь импорт из той или иной страны по договору (в этом случае, как правило, преследуются какие-то политические цели).

В мировой практике налогообложения используется множество форм прямых и косвенных налогов, которые различаются по объектам, источникам и формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов, материальное положение разных групп населения, более гибко воздействовать на общественное производство, его структуру, темпы роста.

На первый взгляд кажется, что платить налоги должны те, кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления, т. е. те, кто их уплачивает, получают от этих программ разовую отдачу. Так, хорошие дороги, с точки зрения обывателей, выгодны прежде всего владельцам автомобилей, а в действительности они выгодны всем, ибо позволяют4 ускорить транспортировку грузов, сокращая время товарооборота. Согласно принципу полученных благ бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные - для выплаты им пособий. Другим основополагающим принципом налогообложения является принцип платежеспособности, согласно которому больше платят те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении. Поскольку с ростом дохода возрастает его доля, направляемая на приобретение предметов роскоши за счет сокращения потребления предметов первой необходимости, налогообложение высокодоходной части населения сократит объем покупок предметов роскоши, а налогообложение беднейшей части населения заставит ее экономить на самом необходимом. Это значит, что часть дохода малообеспеченной семьи, на которую предъявляет свои права государство, несомненно большая жертва со стороны последней, чем та, которую вынуждены платить более обеспеченные участники рынка. Вот почему правительству приходится применять различные по воздействию налоги. Все налоги подразделяют на три группы: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Прогрессивные — это такие налоги, которые возрастают быстрее, чем увеличиваются доходы. В таком случае существуют несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов и можно говорить о предельной налоговой ставке, которая равна приросту выплачиваемых налогов, деленных на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога в пределах каждой последующей налоговой шкалы.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Отличие этого налога от прогрессивного в том, что он возрастает медленнее, чем доход.

Пропорциональный налог предполагает единую ставку для доходов любой величины.


1.3 Границы налогообложения


Чтобы составить прогноз воздействия налога на те или иные доходы, уменьшают так называемый «дискреционный доход». Это часть чистого дохода потребителя, предназначенная для личных расходов, остающаяся после затрат на удовлетворение жизненных потребностей. Рассчитать дискреционный доход можно путем вычитания из реально полученного дохода стоимости жизненно необходимых (а потому обязательных) средств (питание, одежда, жилье, транспорт и т. д.). Он количественно изменяется после введения новых или изменения уже существующих ставок налогов. Таким образом, дискреционный налог предстает в виде показателя реального воздействия «революционных» изменений в налогообложении на субъектов экономической деятельности.

Какой бы совершенной ни казалась ее авторам система налогообложения, одни налогоплательщики всегда стремятся переложить налоговое бремя на других. Перемещение уплаты налогов на потребителей определяют как сдвиг вперед, на производителей — как смещение назад. Какое направление будет задано движению налогов — вперед или назад — зависит от эластичности спроса и предложения на товары и услуги. При условии относительно неэластичного спроса налоги «обременяют» жизнь покупателей, неэластичного предложения — продавцов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.