Что касается идей, заявленных ЦЭМИ, то они имеют весьма отдаленное
отношение к налогам. Упраздняя НДС и все другие налоги, а также начисления на
заработную плату, проект ставит во главу угла налог на прибыль со ставкой в 50-60%,
который далее трансформируется в "априорно задаваемые платежи",
имеющие целью регулировать "уровень оставляемой прибыли". Эта система
глобального управления прибылью оборачивается абсолютным контролем за каждым
предприятием.
В отличие от проекта ЦЭМИ, в котором едва ли не единственным
объектом обложения служит прибыль, проект налогового кодекса Ассоциации "Налоги
России" являет собой другую крайность, где нет места ни налогу на прибыль,
ни налогу с индивидуальных налогов. Здесь в центр податной системы ставится обложение
средств, направляемых предприятиями на потребление, по ставке в 70%. В начале
1993 года проект АНР уже получил однозначно отрицательную оценку. Но вместе с
тем некоторые идеи, заложенные в кодексе АНР, интересны и заслуживают
рассмотрения:
-
требование официального опубликования налоговых норм и издание
специального "Налогового вестника";
-
подробная регламентация "сроков в налоговых отношениях";
-
создание комиссий по налоговым спорам;
-
образование Комитета по налоговой политике;
-
уточнение места и порядка "прокурорского надзора в налоговых
отношениях".
Единственно приемлемым является эволюционный подход к
реформированию налоговой системы. При этом возможно принять за базовый проект
Основ налоговой системы, предложенный Советом Федерации. Он не только полнее
других, но имеет еще и то преимущество, что является общей частью самого
удачного проекта Налогового кодекса, подготовленного Центром по иностранным
инвестициям и приватизации.
В проекте Совета Федерации заложены многие принципиально новые положения,
которые уже востребованы жизнью: формулировка таких понятий как товар, услуга,
место реализации, представительство налогоплательщика, классификация налоговых
нарушений и др.
"В последнее время часто звучат предложения, - рассказывает
газета "Налоги", - о переносе центра тяжести в налогообложении с
юридических лиц на физические и о резком увеличении имущественного налога. Д.Г.Черник
(начальник Налоговой инспекции по г. Москве) категорически против этих мер. Если
повысить налог на имущество, пострадает главным образом производитель. И в это
время, когда России необходимо остановить падение производства. Увеличение
подоходного налога - удар по всем гражданам нашей многострадальной Родины. Действительно,
подоходный налог - основной в во многих странах с развитой рыночной экономикой
(Великобритания, США, Германия, Австрия и т. д.). Тем не менее нельзя забывать
о том, что доходы наших граждан смехотворно низки по сравнению с той же Великобританией.
Даже высокооплачиваемый москвич получает 210-220 долларов в месяц, а средний
доход москвича, по расчетам инспекции, в 1997 году составил 850 тыс. рублей в
месяц.
В итоге напрашивается вывод: решить проблему налогов, как и более
общие проблемы дефицита денежных и инвестиционных ресурсов, невозможно, коль, скоро
все перенапряжено, развивается на грани срыва, а регуляторы производства не
действуют. И напротив, создать нормальные финансовые условия для деятельности товаропроизводителей
можно только в гораздо более управляемой и регулируемой экономической модели, с
низкими инфляционными ожиданиями и эффективной системой государственного и
частного инвестирования производства.
"Ключевые направления такого подхода известны..., - заявляет
А.А. Беляков, - ... нужно отказаться от принципа "рынок все сделает
сам" и повышать с помощью государства управляемость производства на уровне
отдельных предприятий, содействовать всестороннему развитию и расширению производства
качественной товарной массы. А главное устранять не пресловутый "дефицит
бюджета", а подлинные факторы развития отечественной инфляции."
Все сказанное здесь, конечно, - лишь рамочное, но вместе с тем
непреложные условия качественного обновления налоговой системы и вообще выхода
из кризиса. РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей)
предлагает свою модель рациональной "нейтральной к производству"
налоговой системы. Приведем некоторые выдержки из их программы.
При нормативном (как сегодня) исчислении материальных затрат
должно изыматься в бюджет не более 40% прибыли товаропроизводителей, идущей на
текущее потребление, и не более 60% соответствующей прибыли кредитно-финансовых
коммерческих учреждений (сегодня эти цифры - примерно 80 и 70%). Налог на
добавленную стоимость как "всеохватный", сложный и поэтому
инфляционный, должен быть постепенно отменен; вводить вместо него другой обременительный
для потребителя косвенный налог тоже нецелесообразно.
Общее количество федеральных и местных налогов должно составлять
не более 13-14. И, повторю еще раз, это число, равно как и меру жесткости
налогов, следует определить не произвольно (скажем, "сбалансировать
бюджет"), а внутренней логикой, минимальными требованиями к любой
рациональной налоговой системе.
Как видим предложений различного толка у нас хоть "пруд
пруди". Конечно они заслуживают пристального внимания, но позволю себе
напомнить мнение В.Г. Панскова: в условиях инфляции стихийная корректировка законодательства
и постоянное, как правило, в конце года, изменение ставок налогов уже не
годятся: нужна принципиально новая система налогообложения.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основном
показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных
элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых
льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей
нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это
не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на
серьезной теоретической основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой
политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие
основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по
возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и
правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести
налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости
расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской
деятельности, поддержки свободной конкуренции:
- налоговая система должна соответствовать структурной экономической
политике, иметь четко очерченные экономические цели;
- налоги должны служить более справедливому распределению доходов,
не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное
вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить
открытый и гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании
новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом
копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение
истории развития и современного состояния российской экономики.
Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный
и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но
ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно
неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических,
социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути
реформирования своего народного хозяйства.
Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать
теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже сформированы
важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости
от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных
сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой
и безусловно должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив,
предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам
их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти,
налоговым льготам и другим важным элементам.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и
какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным
требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и
справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна
распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый
налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну
государства.
Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая
система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования
предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие
экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что
налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и
успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране,
экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет
исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой системы
является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна
налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из
выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране. И последнее условие
реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые
нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства,
надлежит минимизировать.
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет
или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном
законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по
объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании
доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие
их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный
характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая.
Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления
физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями
государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая
система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие
хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В
связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к
новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок,
количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль,
особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также
препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность
налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы
налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто
фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат
его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основном
показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных
элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых
льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).
Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней
фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не
случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на
серьезной теоретической основе коей у нас в России еще нет.
В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия
времени на движение "от теории к практике" построение налоговой
системы методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо
думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения.
Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты,
располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и
налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя
опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими
реалиями.
Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной
концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых
изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов
и специалистов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аналитические
материалы и разработки Министерства по налогам и сборам РФ.
2.
Налоговый
кодекс РФ часть 1,часть 2 .-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ».
Издательство «ЭКМОС»,2007.
3.
«Комментарий
к налоговому кодексу Российской Федерации части второй», под ред., А.Ю.
Мельникова, М.: «Главбух», 2007г.
4.
Баранова
С.П. , Колосов А.Ф. "Использовать опыт развитых стран при
совершенствовании налоговой системы в России», «Экономика строительства» №1 20062г.
5.
Барулин
С. В. "Налоги как инструмент государственного регулирования
экономики" Финансы №3 2007 г.
6.
Вареха
Ю.М.: Совершенствование системы налогообложения. // Аудит и финансовый анализ.
- №3/2008г.
7.
Дубов
В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования//Финансы. - № 4,
2007 г.
8.
Журнал «Налоги и платежи» № 6,2008г.
9.
Карпов
В.В. «Все налоги России 2007/2008», М.: Изд. «Экономика и финансы», 2008г.
10.
Мамедов
О.Ю. Основы теории современной экономики –Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.-448.
11.
Петров
Ю.В "Бюджетно-налоговая реформа: от фискального прессинга к необходимому
оптимуму", Российский экономический журнал №8 2007 г.
12.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмадензи Р.
«Экономика» М.: «Дело» , 2007г.
13.
Черник Д.Г.Налоги. учебное
пособие.-М.:Финансы и кредит, 2006г.
14.
Юткина
Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.:ИНФРА-М.: 2006 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|