1.3 Виды и методы оптимизации
При формировании того или иного способа налоговой
оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты как
оптимизации, так и деятельности организации в целом. При выборе метода
налогового планирования учитываются требования иных отраслей законодательства
(антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.). Например, при выборе места
регистрации офшорного предприятия немалую роль играют ограничения на вывоз
капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и
таможенным законодательством.
Если выбранный способ налоговой оптимизации связан с
привлечением широкого круга лиц, нужно руководствоваться правилом "золотой
середины", например в случаях привлечения труда инвалидов. Так,
практически фиктивно привлекаемые сотрудники-инвалиды должны в случае
проведения налоговыми органами опроса подтвердить реальность своих трудовых
отношений с организацией. Но излишняя осведомленность сотрудников может
привести к утечке информации.
Достаточно просто и удобно классифицировать виды или
направления налоговой оптимизации, используя следующие критерии разграничения
видов налоговой оптимизации:
- законность действий налогоплательщика. Для
простоты можно принять две жесткие альтернативы: налогоплательщик либо нарушает
закон, либо нет;
- степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги,
не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом
минимизирует налог.
Комбинируя данные критерии, получим четыре вида
налоговой оптимизации:
- действия налогоплательщика соответствуют закону,
налоговые платежи производятся в обычном порядке. Назовем это классической налоговой
оптимизацией;
- действия налогоплательщика соответствуют закону,
налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются - минимизация налогов;
- действия налогоплательщика не соответствуют
закону, налоговые платежи не производятся - противозаконная налоговая
оптимизация;
- действия налогоплательщика не соответствуют
закону, налоговые платежи осуществляются как положено.
Так как последний вид налоговой оптимизации в
реальной жизни практически отсутствует, на практике существуют три основных
вида налоговой оптимизации: классическая оптимизация, минимизация налогов и
противозаконная оптимизация.
Классическая налоговая оптимизация - важное
направление финансово-экономической деятельности предприятия, призванное
обеспечить корректное выполнение предприятием своих налоговых обязательств
перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов.
Предприятие должно пользоваться всеми возможными
простыми и доступными льготами, в том числе по рассрочке налоговых платежей.
Иногда в экстренных экономических ситуациях предприятие может пойти и на
задержки налоговых платежей, четко представляя себе последствия подобных
действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми
органами. НК РФ предоставляет организациям возможность отсрочек платежей для переноса
текущих налоговых платежей на будущее, и уже дело руководства предприятия
принимать решение о применении подобных механизмов.
При минимизации налогов налогоплательщик использует
все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его
несовершенство, сложность и противоречивость. При этом он реализует налоговые
схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий,
налогообложение которых минимально.
К обычным критериям построения бизнеса в данном
случае необходимо добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов.
Обычная ошибка предпринимателей, которые хотят экономить на налогах в
соответствии с законом, сначала разработать организационную и финансовую схему
бизнеса, а потом в рамках готовой схемы минимизировать налоги. В подобных
условиях достигнуть желаемого результата очень сложно. Думать о налогах
необходимо с самого начала планирования своей хозяйственной деятельности.
В идеальном варианте налоги должны быть сведены к
небольшой сумме. Достигнуть нулевого налогообложения конечно же невозможно.
Однако если к нему изначально стремиться и действовать для этой цели, то
степень налогообложения будет существенно меньше.
Способы законного (легального) уменьшения налогов
всегда были и будут. Во-первых, из-за законодательно установленных различных
видов налоговых режимов и льгот. Нестандартное применение различных налоговых
режимов и льгот бывает очень полезным с точки зрения минимизации
налогообложения. Во-вторых, по причинам системного характера. В современной очень
динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия
самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не
представляется возможным, а значит, будут существовать такие действия, которые
более выгодны налогоплательщику.
В широком смысле оптимизационное налоговое
планирование имеет социальный, организационный, юридический, экономический,
финансовый, бухгалтерский и прочие аспекты. Оно прямо затрагивает интересы
предприятий, физических лиц и самого государства. Важны именно те аспекты,
которые касаются налогоплательщиков - юридических и физических лиц, активных
участников оптимизационного налогового планирования. Налоговое планирование
является всего лишь составной частью общего экономического планирования налогоплательщика.
Оптимизационное налоговое планирование в качестве системного подхода не может
быть реализовано без сбора и целенаправленной переработки информации с
использованием некоторых основных экономических показателей конкретного
бизнеса. Особенно это относится к предприятиям, чья деятельность имеет
разносторонний характер. Для таких предприятий очень важно разделить
материальные и финансовые потоки, финансовые и налоговые показатели каждого
вида деятельности.
Финансовое планирование в рамках предприятия
использует несколько методов, в том числе расчетно-аналитический, балансовый,
нормативный и оптимизации. Оптимизационное налоговое планирование представляет
собой разработку некоторых экономических действий, налоговых схем и их
документального оформления, направленную на минимизацию налогов в рамках
законной деятельности предприятия. Математически модель оптимизационного
налогового планирования может быть представлена как аналитическая задача
нахождения минимума налоговых платежей для применяемой финансовой схемы с
некоторыми постоянными и переменными экономическими показателями. Под
постоянными экономическими показателями понимаются те, на которые
налогоплательщик не может влиять, которые от него практически не зависят.
Под переменными понимаются экономические показатели,
каким-либо образом зависящие от налогоплательщика и на которые он может влиять.
Формулу оптимизационного налогового планирования
(ОНП) можно представить следующим образом (форм. (1.1.) :
ОНП = F (пост. 1 - пост. Н, перем. 1 - перем. М), (1.1.)
где F - функция налогообложения, зависящая от
экономических показателей конкретного предприятия; пост. - постоянные
экономические показатели; Н - их число; перем. - переменные экономические
показатели; М - их число.
При этом очень важно определиться с соотношением
постоянных и переменных экономических показателей. Дело в том, что чем большим
количеством переменных показателей можно свободно пользоваться, тем больше
степеней экономической свободы, тем легче можно решить поставленную задачу
налоговой минимизации. Практически все попытки реализации оптимизационного
налогового планирования приводят к налоговым схемам с какими-либо ограничениями
и изъятиями, и чем меньше будет число ограничений в конкретной схеме, тем она
будет проще и эффективнее.
В самом простом варианте налогообложение зависит от
статуса хозяйствующего субъекта и вида договоров, которые он применяет.
Противозаконная налоговая оптимизация, при которой налогоплательщик применяет
противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей, выгоднее всего,
однако порождает весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика (или
по крайней мере их вероятность).
Подобная оптимизация вызвана рядом объективных
факторов, не способствующих уплате налогов: простота работы с наличностью, низкая
эффективность и прибыльность предприятий во время реформ, торжество тактических
задач над стратегическими в управлении предприятиями; непродуманность и
непоследовательность экономической, финансовой и налоговой политики
государства.
Учитывая огромную важность налогов для государства,
оно стремится должным образом реагировать на их неуплату и предусматривает
целый ряд мер (не всегда эффективно действующих), дабы не допустить потери
поступлений в бюджет. Виды конкретных нарушений налоговых норм очень разнообразны
- это работа без регистрации в налоговых органах, без отчетности и
соответственно без налогов, разнообразные нарушения учета, просто неуплата
налогов, различного рода подмены и жульничества с документами, цепочки
юридических лиц, часть из которых быстро пропадает, и т.д.
Непосредственные нарушения осуществляются различными
по величине субъектами бизнеса по-разному:
- малые предприятия манипулируют с кассой, учетом и
отчетностью;
- средние предприятия работают с различными схемами
"обналички" в основном через своих субподрядчиков или контрагентов;
- крупные предприятия используют специально
создаваемые подконтрольные им короткоживущие предприятия, которые встраиваются
в финансовые цепочки и не платят налоги вообще.
Собственно экономическую деятельность (бизнес) можно
рассматривать как последовательность различных экономических действий - закупка
сырья, производство товаров, выплата зарплаты, продажа готовой продукции и т.п.
При этом определенные экономические действия могут оформляться самыми разными
способами. То есть экономические действия имеют свое содержание в виде
совокупности денежных и материальных потоков, определенных действий и форму -
внешнее документальное оформление. Налогообложение же большей частью зависит
именно от выбранной формы.
Одним и тем же экономическим действиям при различном
их оформлении соответствует и различная величина налогообложения. В связи с
этим можно говорить, что экономические действия могут иметь как обычные
(нормальные) налоговые последствия, так и благоприятные для налогоплательщика.
Фактически бизнес без налогового планирования имеет обычный налоговый режим, а
при налоговом планировании может получить благоприятный (в смысле уменьшения
платежей) налоговый режим.
Налоговые режимы серьезно различаются по видам деятельности
организации, ее величине, наличию иностранных инвестиций, месту регистрации и
т.д. Реализовать в рамках одной организации несколько благоприятных налоговых
режимов для основных налогов невозможно. Поэтому для комплексного налогового
планирования создаются несколько организаций с различными налоговыми режимами.
Вместе с тем зачастую налоговое планирование решает
задачи и в иной плоскости. В рамках инвестиционной деятельности и оформления
крупных сделок налоговое планирование направлено не на уменьшение налогов, а на
то, чтобы в результате каких-либо сделок, проведенных не вполне корректно, не
возникли излишнее налогообложение и штрафные санкции. В подобной ситуации
налоговый результат заключается в отсутствии негативных налоговых последствий.
Налоговое планирование содержит несколько этапов::
1. Анализ хозяйственной деятельности.
2. Вычленение основных налоговых проблем.
3. Разработка и планирование налоговых схем.
4. Подготовка и реализация налоговых схем.
5. Включение результатов в отчетность и ожидание
реакции контрольных органов.
Существуют три момента в экономической деятельности
налогоплательщика, когда ему необходимо применять методы налогового
планирования.
Первый - подготовка и планирование новой
экономической деятельности нового бизнеса. Второй - подготовка к проведению
крупных сделок, осуществлению значительных инвестиций, особенно если это
связано с переходом прав на крупные объекты недвижимости. Третий - планирование
хозяйственной деятельности на следующий отчетный период[3].
1.4 Способы
оптимизации налогообложения
Налоговое
планирование предполагает проведение налогоплательщиком определенных
мероприятий организационного характера с целью минимизации налоговых платежей.
Рассмотрим, какие же имеются у налогоплательщиков возможности для уменьшения
налоговых платежей.
Можно
выделить следующие способы налогового планирования:
1.
Использование пробелов законодательства.
Этот
способ наиболее рискован и краткосрочен. Пробелы в законодательстве неизбежны,
особенно в условиях постоянных изменений законодательства, хотя государство
стремится ликвидировать их. Поэтому на долгосрочной основе не имеет смысла
осуществлять налоговое планирование этим способом.
Нередко
это приводит к конфликтным ситуациям. В то же время норма п.7 ст.3 НК РФ дает
существенные гарантии налогоплательщикам:
"Все
неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика
сборов)"[4].
2.
Применение налоговых льгот.
Этот
простой способ не всегда применяется налогоплательщиками в полном объеме.
Законодательством устанавливается большое количество льгот по налогам, но
далеко не все субъекты предпринимательской деятельности применяют все эти
льготы. Рассматриваемый способ как раз и заключается в том, чтобы правильно
применить все льготы.
3.
Выбор формы деятельности.
Существуют
различные формы деятельности. Так, физическое лицо может осуществлять свою
деятельность как индивидуальный предприниматель или зарегистрироваться как
юридическое лицо. Организация в случае необходимости ведения деятельности за
пределами места регистрации может открыть филиал или учредить дочернюю фирму.
Каждый из альтернативных вариантов имеет свои особенности налогообложения,
налоговый анализ которых и является предметом налоговой оптимизации.
Применять
этот способ наиболее целесообразно до начала той или иной деятельности, но он
может быть использован и при изменении формы уже осуществляемой деятельности.
4.
Правильное формирование учетной политики.
Законодательством
во многих случаях налогоплательщику предоставляется право выбирать способы
бухгалтерского учета и налогообложения, от которых зависит порядок и сумма
уплачиваемых налогов. Поэтому правильная учетная политика в отношении
налогообложения играет большую роль.
5.
Применение офшоров.
Этот
способ, наверное, наиболее широко известен. Суть его в том, что прибыль
выводится в фирмы, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением.
Уровень налогообложения обычно зависит от статуса
компании.
Очень важно, является ли организация резидентом или
нет. Резидентом обычно (в мировой практике) признается та компания, которая
создана и зарегистрирована в соответствии с законодательством конкретной
страны, нерезидентом - иностранная компания, зарегистрированная за пределами
юрисдикции того государства, на территории которого она находится. Как
резидентные, так и нерезидентные компании уплачивают налоги на все доходы,
полученные в стране своего местонахождения.
Резидентные фирмы обычно имеют более широкие льготы,
чем нерезидентные. Нерезидентные компании пользуются налоговыми льготами только
в том случае, если между государством местонахождения ее филиала и
государством, где она зарегистрирована, подписано соглашение о взаимном
предоставлении налоговых льгот. В целях избежания налогообложения нерезидентной
может считаться компания, зарегистрированная в данной юрисдикции, однако
функционирующая за ее пределами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|