Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения
Введение
На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения
являются одной из самых острых и трудноразрешимых задач государства.
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества
является медицинское обслуживание населения. Затраты общества на развитие
здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение.
Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том,
что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главной составной части
производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению
заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного
периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального
дохода страны и повышению благосостояния народа.
В комплексе проводимых в настоящее время социально-экономических
реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины. Переход на
страховую медицину в России является объективной необходимостью, которая
обусловлена социальной незащищенностью пациентов и работников отрасли, а также
ее недостаточной финансовой обеспеченностью и технической оснащенностью.
Для кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны
здоровья необходимо, в первую очередь, осуществить преобразование экономических
отношений, а также перевести здравоохранение на путь страховой медицины.
Результативность функционирования и финансирования системы
здравоохранения наиболее достоверно может быть оценена на региональном уровне
и, прежде всего, в отношении лечебно-профилактических учреждений, являющихся
объектом финансирования.
Цель данного проекта – изучение теоретических основ и практических
аспектов финансирования медицинских учреждений в условиях перехода на
одноканальное финансирование здравоохранения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть теоретические основы финансирования системы
здравоохранения;
-
определить модели финансирования здравоохранения;
-
проанализировать финансирование системы здравоохранения на примере
«Окружной клинической больницы» ХМАО-ЮГРЫ;
-
выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения на территории
Российской Федерации и пути их решения.
Предмет
исследования – особенности финансирования системы здравоохранения.
Объектом исследования в дипломной работе является учреждение
здравоохранения ХМАО-ЮГРЫ «Окружная клиническая больница».
В ходе подготовки дипломного исследования были использованы
Федеральные 3 аконы, нормативно-правовые акты Министерства финансов Российской
Федерации, Министерства Здравоохранения и социального развития Российской
Федерации, учебные пособия для студентов и преподавателей экономических ВУ3ов,
а также статьи периодических изданий и ресурсы сети Internet.
1. Теоретические основы Финансирования системы здравоохранения
1.1 Модели финансирования здравоохранения, применяемые в мировой
практике
Здравоохранение – отрасль деятельности государства, целью которой
является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания
населения. Система финансирования данной отрасли является важной частью для
принятия мер политического, экономического, социального, правового, научного,
медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного
характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического
здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни,
предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.
Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по
двум признакам:
·
по источнику формирования средств;
·
по форме их распределения.
Источники формирования средств не всегда влияют на формы их распределения,
системы с одним и тем же источником формирования средств могут иметь разные
характеристики распределения.
Источниками финансирования могут являться:
а)
Общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся:
налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они
поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по
разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся
бюджетные приоритеты.
б)
Целевые налоговые поступления, к которым относятся налоги,
устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и
табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом
порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему
финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному
источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения
незначительна.
в)
Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог
на заработную плату). Это может быть взнос на обязательное медицинское
страхование (РФ), а может быть единый взнос на социальное страхование (единый
социальный налог). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного
процента к фонду оплаты труда.
г)
Личные средства граждан и иные источники. Эти средства не проходят
через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские
организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть
доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных
источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства
работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы и
пожертвования.
Ни в одной стране не существует в чистом виде бюджетной, страховой
или частной системы финансирования. Системы финансирования здравоохранения
основаны на доминирующем источнике финансирования.
Исторически сложились три основные системы финансирования
здравоохранения:
1)
Бюджетная система, в данном случае финансирование производится за
счет средств государственного бюджета. В таких системах государство является собственником
значительной части медицинских учреждений. При функционировании данной системы
происходит формирование доминирующей ответственности государства за состояние и
развитие национального здравоохранения.
2)
Страховое здравоохранение, которое основано на формировании и
использовании целевых фондов, источником которых являются обязательные
страховые взносы работодателей, и предполагает сохранение солидарной ответственности
страхователей и государства за состояние и развитие здравоохранение. В системах
ОМС участие государства принимает более мягкие регулирующие формы, а
медицинские организации не всегда принадлежат государству. Тем не менее,
системы ОМС также являются государственными системами финансирования,
поскольку: во-первых, взносы работодателей и работников носят обязательный
характер и принимают форму особого налога на заработную плату, во-вторых,
поступления от взносов являются хотя и обособленной, но все же частью
государственных финансов, поэтому они контролируются государством, в-третьих,
государство регулирует многие элементы этой системы – ставки взносов, цены на
медицинские услуги, договорные отношения между страховщиком и медицинской
организацией, размер гарантируемого объема медицинских услуг и т.д.
3)
Частная платная система, при которой оплата любой медицинской
услуги осуществляется за счет средств пациента в полном объеме. В этом случае
инструментом развития национального здравоохранения выступает конкурентная
среда.
Среди стран с развитой рыночной экономикой достаточно высокий
уровень бюджетного финансирования характерен для Дании, Финляндии, Швеции и
даже Великобритании.
Наибольшую часть медицинских услуг в Великобритании предоставляет
Национальная система здравоохранения (НСЗ). Подавляющая часть ее финансовых
ресурсов (84%) и по сей день поступает из бюджетов всех уровней. Дополнительным
источником являются взносы на социальное страхование, исчисляемое в виде
процента от фонда оплаты труда. Но в отличие от российской практики, целевым
этот взнос назвать трудно, так как он «растворяется» в общей системе социальных
налогов и распределяется в зависимости от сложившихся приоритетов их
распределения на нужды пенсионного обеспечения, страхования по безработице,
здравоохранения и пр. Кроме того, часть средств, поступающих по линии
социального налога и выделяемых на нужды здравоохранения, поступает под прямой
контроль министерства здравоохранения, сливаясь с бюджетными поступлениями. На
долю этого взноса приходится 12% поступлений НСЗ.
Примерно 4% средств НСЗ формируется из соплатежей населения, когда
пациент вносит установленный процент от общей стоимости посещения или
госпитализаций и обращений к специалистам (в основном, за выписку и оплату
части стоимости лекарств в аптеках). [32, с. 69]
В целом, положительными чертами бюджетной системы здравоохранения
является приемлемость медицинской помощи, высокая доступность, возможность
проведения масштабных мероприятий (вакцинация, профилактика).
Финансирование здравоохранения за счет доминирующих страховых
взносов осуществляется в такой стране, как Германия, где 85% населения охвачено
обязательным медицинским страхованием. [32, с. 68]
Финансирование здравоохранения Германии складывается из:
обязательных страховых взносов – 75%, налогов – 10%, премий по добровольному
страхованию – 10%, платных услуг – 5%. Обязательному медицинскому страхованию
подлежат все лица наемного труда, крестьяне, студенты, безработные, дети до 18
лет (до 23 лет при нетрудоспособности, до 25 лет – если они продолжают школьное
или профессиональное образование или проходят год добровольной социальной
службы). Пенсионеры и члены семьи страхуются при определенных размерах месячного
дохода.
Уплате взносов подлежат и застрахованные, и работодатели. Взносы
платятся пропорционально доходам (6,78% от заработной платы для тех и других).
Вместе с тем, лица, имеющие доход, превышающий 75% граничной величины годового
трудового дохода, свободны от взносов по обязательному страхованию с суммы
превышения. Это немаловажно, учитывая сумму взноса.
За правильное начисление взносов, при поддержке больничных касс,
отвечает работодатель, который производит вычет доли работников из заработной
платы и вместе с долей работодателя, вместе с взносами по пенсионному страхованию
и страхованию по безработице в форме общего взноса по социальному страхованию
переводит в больничную кассу.
Застрахованные по больничному страхованию имеют право на
отчисление на укрепление здоровья, профилактику и раннее диагностирование
болезней, по болезни, уходу за тяжелобольными, беременности и материнству.
Кроме этого, выплачиваются также средства на похороны и транспортные расходы. [32,
с. 69]
И, наконец, система финансирования за счет средств домохозяйств характерна,
прежде всего, для США, где частное страхование формирует более 32% ресурсов
здравоохранения, а непосредственные платежи за медицинскую помощь со стороны
домохозяйств составляют еще 23% от общего объема финансовых ресурсов
здравоохранения. [32, с. 69]
При этом развитие системы финансирования здравоохранения в США
обеспечивается, с одной стороны, динамичным ростом величины валового
национального продукта, с другой – увеличением доли расходов на здравоохранение
в составе этого валового продукта. За последние 50 лет здесь ВНП увеличился в
18 раз, и доля затрат на медицинское обслуживание – с 4,4% до 19% ВНП. Вместе с
тем, функционирование системы здравоохранения США сопровождается и негативными
моментами. Таковыми являются, прежде всего, ограниченный доступ различных слоев
населения к медицинскому обслуживанию и стимулирование роста стоимости
медицинских услуг гонорарным методом оплаты за услугу. [32, с. 69] На
сегодняшний день люди, имеющие страховку либо финансовые ресурсы, получают
самое лучшее в мире медицинское обслуживание, в то время как наиболее
нуждающиеся в нем – бедные слои населения, хронические больные, семьи с одним
родителем – не получают даже основного лечения.
Несмотря на все отрицательные стороны американской системы
здравоохранения, следует признать, что медицинское обслуживание (если оно
доступно) в США самое лучшее в мире. Средняя продолжительность жизни в США
увеличилась с 1960 г. на пять лет, американские больницы и врачи применяют
самое совершенное медицинское оборудование и технологии. Более того, больше
половины финансирования мировых медицинских исследований осуществляется в США,
и, как следствие, большая часть Нобелевских премий после Второй мировой войны
была получена именно американцами.
В настоящее время в России действует бюджетно-страховая модель
финансирования учреждений здравоохранения.
Действующее российское законодательство (Закон РФ «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации») предусматривает, что бесплатная
медицинская помощь населению предоставляется за счет двух источников – бюджетов
всех уровней и системы ОМС. В целях обеспечения единой системы планирования
финансовых ресурсов бюджетов всех уровней и средств ОМС, в 1998 г.
Правительством РФ была утверждена Программа государственных гарантий оказания
гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. На основе Программы и методических
рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования
территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ
бесплатной медицинской помощи органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают
и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ТПГГ).
ТПГГ подразделяет медицинскую помощь по источникам финансирования на
три группы: медицинскую помощь, предоставляемую за счет бюджетов субъекта РФ; медицинскую
помощь по территориальной программе ОМС (ТПОМС), финансируемую за счет средств
системы ОМС; медицинскую помощь в федеральных клиниках, предоставляемую за счет
средств федерального бюджета. Последняя категория определена достаточно четко –
это специализированная (в том числе дорогостоящая) амбулаторно-поликлиническая
и стационарная помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях по
квотам Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Однако в
большинстве случаев сводный расчет стоимости ТПГГ и сведения о реализации ТПГГ
не содержат информации ни об объемах, ни о финансовом обеспечении медицинской
помощи в федеральных клиниках, что не позволяет оценить вклад медицинской
помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, в реализацию
ТПГГ. Наибольший интерес представляет разграничение расходных обязательств
между консолидированным бюджетом региона и системой ОМС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|