рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения

На практике гражданин пользуется полисом ОМС, который формально считается действительным (дата окончания действия полиса, указанная в самом полисе, еще не наступила), а на самом деле полис является аннулированным.

Оплата ведется в соответствии с электронной базой данных сети территориальных фондов ОМС, которая в настоящее время обладает более достоверной информацией о застрахованности граждан. Поэтому на практике при предоставлении реестров оказанной медицинской помощи и предоставлении счетов на оплату данной помощи.

Так, в 2009 году окружной клинической больницей медицинская помощь незастрахованным гражданам была оказана в объеме более 3,5 тысяч подобных случаев, общей стоимостью в 1 388 тысяч рублей, что составляет 1% полученных в системе ОМС средств.

Таким образом, в системе обязательного медицинского страхования тщательному контролю со стороны страховых компаний подвергается легитимность выставленных счетов. Оплата медицинской помощи в этом случае осуществляется в соответствии с качеством оказываемой помощи. Ведение расчетов в системе ОМС осуществляется по законченному случаю. Целевой характер поступления средств обязательного медицинского страхования и контроль со стороны фонда ОМС и Департамента Здравоохранения повышает эффективность использования этих средств.

Кроме того, ежеквартально окружная больница предоставляет отчет в окружной фонд ОМС и департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа об исполнении сметы доходов и расходов средств обязательного медицинского страхования.

Менее значимым внебюджетным источником финансирования учреждения являются средства, полученные от оказания платных медицинских услуг.

Платные услуги оказываются в окружной больнице в рамках предпринимательской деятельности. Структура средств от осуществления предпринимательской деятельности представлена на рисунке 2.1.



Рис. 2.1. Структура доходов от осуществления предпринимательской деятельности


Данный вид деятельности осуществляется на основании специальной лицензии. Тарифы, применяемые для оплаты оказываемых медицинских услуг за счет средств пациентов, в отличие от тарифов, применяемых в системе ОМС, являются полными тарифами и компенсируют все статьи затрат, связанные с оказанием помощи. Платными услугами пользуются, как правило, иностранные граждане, не подлежащие обязательному медицинскому страхованию, и лица, которые в момент обращения за плановой медицинской помощью оказываются не застрахованными по ОМС. В большинстве случаев за счет средств пациентов проводится лабораторная и функциональная диагностика.

Также в рамках предпринимательской деятельности осуществляется обслуживание военнослужащих и их семей по договорам заключенным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004. №911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей».

Оказание медицинских услуг осуществляется в рамках договоров, заключенных с отдельными организациями. Оплата оказанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, применяемым в системе ОМС. Ежемесячно составляется реестр оказанной в рамках данных договоров медицинской помощи, на основании которого выставляется счет.

Объем средств, получаемый от предпринимательской деятельности, несравним с объемом средств ОМС и бюджетных ассигнований. Но при переходе на одноканальное финансирования за счет страховой медицины, возможно увеличение уровня средств, получаемых в результате осуществления предпринимательской деятельности. Так как основным источником средств при страховой модели финансирования здравоохранения будут являться средства ОМС, то главным признаком для получения медицинской помощи будет являться наличие или отсутствие полиса обязательного медицинского страхования. В настоящее время некоторые категории незастрахованных граждан имеют возможность получить медицинскую помощь за счет средств бюджета, т.е. фактически за счет средств медицинского учреждения, когда пациент предъявляет полис ОМС, который в силу каких-либо причин был аннулирован страховой компанией.

Таким образом, из-за ряда технических причин учреждения недополучают значительное количество денежных средств, оказывая медицинскую помощь порой за свой счет.

В случае преодоления этой проблемы, многие незастрахованные граждане будут вынуждены платить сами за медицинские услуги по полным тарифам, возмещая все затраты учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи в данном конкретном случае.

В рамках предпринимательской деятельности также осуществляется оказание медицинских услуг в рамках договоров добровольного медицинского страхования. Во многих странах система ДМС является одним из самых развитых видов страхования, в США ДМС составляет основную часть всего медицинского страхования. В России добровольное медицинское страхование пока не достаточно развито. В основном все-таки физические лица, имеющие полисы ДМС, получили их по месту работы. При этом в таких отдаленных от центра регионах как ХМАО, уровень развития программ ДМС еще ниже. Сосредоточение страховой деятельности в Центральном ФО – естественное следствие высокой концентрации капитала и деловой активности в центральном регионе, характерной для Российской Федерации. Несмотря на то, что финансирование медицинских услуг через ДМС гораздо выгоднее, чем их прямая оплата, граждане РФ пока не готовы участвовать в программах ДМС, особенно в удаленных от центра территориях. В связи с этим доля средств добровольного медицинского страхования составляет лишь 6% всех доходов от осуществления предпринимательской деятельности. Именно поэтому средства добровольного медицинского страхования не выделяется в отдельный источник финансирования, а учитываются в составе средств предпринимательской деятельности ОКБ.

В 2008 году доля доходов по предпринимательской деятельности составила 0,5% от всего объема поступающих в ОКБ средств. В 2009 году этот показатель увеличился на 0,2% и составил 6,6 млн. рублей. В 2010 году запланирован такой же объем поступления денежных средств от оказания платных медицинских услуг.

В связи с развитием профилактического направления медицины, начиная с 2009 года, Окружной клинической больнице предоставляются бюджетные средства в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Так в 2009 году ОКБ г. Ханты-Мансийска предоставлено дополнительное финансирование в размере 9,5 млн. рублей. В рамках реализации данного проекта на территории Ханты-Мансийского автономного округа осуществлялась дополнительная диспансеризация работающих граждан и диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Так, на 2010 год запланировано поступление 24,6 млн. рублей на проведение дополнительной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», что составит 2,3% всех доходов Окружной больницы.

Таким образом, окружная клиническая больница города Ханты-Мансийска, как и другие учреждения здравоохранения субъектов РФ, финансируется из бюджетных и внебюджетных источников. Как и в других регионах здесь преобладает бюджетное финансирование, которое имеет ряд значительных недостатков. Доля средств ОМС стоит по значимости на втором месте, и этот вид финансирования является наиболее адекватным и перспективным. Остальная часть поступлений денежных средств обусловлена предпринимательской деятельностью, финансированием национальных проектов и финансированием оказания высокотехнологичной медицинской помощи.




3. Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения


3.1 Основные проблемы финансирования учреждений здравоохранения


На сегодняшний день существует ряд проблем финансового обеспечения здравоохранения:

-        отсутствие адекватного разграничения между источниками финансирования;

-        недостаточная доступность медицинских услуг для населения;

-        тип финансирования не позволяет оценить эффективность использования средств, направляемых на нужды здравоохранения;

-        отсутствие четкого механизма уплаты взносов за неработающее население.

Одной из основных причин существования этих проблем является многоканальность финансирования. Несмотря на то, что многоканальная система существует в ряде стран, тип финансирования, который сложился в России является не достаточно благополучным.

В отличие от Российского варианта многоканального финансирования системы здравоохранения, источники в развитых странах при многоканальном финансировании в той или иной степени дополняют друг друга. Тогда, как в России 2 источника (средства ОМС и бюджетные средства) носят взаимозамещающий характер.

В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» планировалось создание рыночного механизма взаимодействия между субъектами медицинского страхования с элементами конкуренции. Предполагалось, что производители медицинских услуг и страховые компании будут экономически заинтересованы в повышении качества медицинской помощи и эффективном использовании финансовых средств. Однако этого не произошло. Реформаторы не учли сложившейся социально-экономической и политической ситуации в стране.

Введение ОМС проходило в период продолжающегося экономического кризиса в условиях недостаточного финансирования, когда прописанные в законе экономические принципы не работают. Система ОМС не стала дополнительным источником финансовых средств. В условиях хронического недофинансирования всех бюджетополучателей ассигнования на здравоохранение повсеместно уменьшались на величину получаемых средств по линии ОМС.

Пятнадцатилетие реформ не привело к достижению изначально поставленных целей. До сих пор недостаточное финансирование здравоохранения сочетается с низкой эффективностью использования ресурсов и несбалансированностью структуры оказания медицинской помощи. Наблюдается нарушение декларируемых принципов социальной справедливости в вопросах доступности медпомощи, а уровень качества и культуры медицинского обслуживания населения не отвечает современным требованиям.

Практически с самого начала для ОМС были характерны:

-        низкие тарифы страховых взносов;

-        несовершенный учет и нестабильное финансовое положение плательщиков страховых взносов;

-        неполное поступление в территориальные фонды платежей от органов исполнительной власти за страхование неработающего населения;

-        использование средств ОМС для покрытия бюджетного дефицита и другие нецелевые расходы.

Приращения объемов финансирования не произошло. Наоборот, финансовые органы сокращали бюджетные ассигнования здравоохранению на сумму средств, которые планировали собрать фонды ОМС. Результатом стало формирование в обществе и медицинской среде весьма критического отношения к медицинскому страхованию. Застрахованные граждане не воспринимают всерьез такой документ, как полис обязательного медицинского страхования, который, в сущности, является подтверждением действия договора, другими словами гарантией об оплате медицинской помощи. Считая медицину «бесплатной», никто не заботится о том, чтобы быть застрахованным по ОМС, поэтому при обращении за медицинской помощью считают, что медицинская помощь должна быть оказана безотлагательно по первому требованию, независимо от того, есть ли у него действующий полис обязательного медицинского страхования или нет. Это мнение сформировано искусственно. Медицина не может быть бесплатной, она может гарантироваться государством в составе социальной политики, но оставаться при этом платной и довольно дорогой.

Метод сметного финансирования, применяемый при бюджетном финансировании, удобен финансовым органам. Он дает возможность контролировать направления их использования и быть уверенным, что выделенные средства не направлены, к примеру, на оплату труда или приобретение дорогостоящего оборудования в ущерб другим необходимым видам расходов. Но сметное финансирование обладает серьезными изъянами с точки зрения обеспечения эффективного использования ресурсов. Главный его недостаток связан с тем, что выделение средств осуществляется без увязки с результатами работы их получателей. Сметное финансирование не создает у учреждений стимулов к более рациональному использованию ресурсов и воспроизводит затратный тип хозяйствования.

Эти общие недостатки сметного финансирования с особой силой проявляются в ситуации, когда бюджетное финансирование клинической деятельности ЛПУ производится по двум каналам, предметы финансирования которых четко не разграничены. Средства на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи выделяются в дополнение к средствам, выделяемым на финансирование содержания учреждения в целом; также средства системы ОМС компенсирующие расходы на оплату труда с начислениями, медикаменты и другие расходные материалы, приобретение мягкого инвентаря и продуктов питания, дополняемые бюджетными средствами, выделяемыми на содержание ЛПУ в целом.

Существующая модель бюджетного финансирования учреждений является, по сути, моделью двойного финансирования их деятельности.

Сметное финансирование содержания ЛПУ и оказания ими высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляемой без увязки с результирующими показателями деятельности, имеет очень серьезный изъян в условиях, когда выделяемые совокупные бюджетные ассигнования недостаточны для возмещения затрат учреждений, необходимых для оказания медицинской помощи в объемах, соответствующих мощности этих ЛПУ. А именно такая ситуация имеет место в последнее десятилетие.

При введении системы ОМС в начале 90-х годов исходным замыслом было следующее разделение предметов бюджетного и страхового финансирования: за счет средств ОМС обеспечивается финансирование основной части первичной медицинской помощи (медицинской помощи первого уровня) и вторичной медицинской помощи (медицинской помощи второго уровня); за счет бюджетных средств обеспечивается финансирование части первичной медицинской помощи (иммунизация населения, скорая медицинская помощь), некоторые специализированные виды медицинской помощи второго уровня (стационарное лечение больных туберкулезом, психическими заболеваниями и др.) и медицинская помощь третьего уровня.

Реальная бюджетно-страховая система финансирования, сложившаяся к настоящему времени в нашей стране, существенно отличается от первоначального замысла, реализованного в законе о медицинском страховании. Средств, аккумулируемых в системе ОМС, недостаточно для оплаты всего объема первичной и вторичной медицинской помощи, установленного базовой программой ОМС. Это явилось результатом неполного введения ОМС и отсутствия закрепленных налоговых источников осуществления взносов на ОМС неработающего населения. В итоге первичная и вторичная медицинская помощь, включенная в программу ОМС, на практике финансируются из двух источников: средств ОМС и средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В некоторых субъектах РФ в системе ОМС оплата стационарной медицинской помощи осуществляется по тарифам за законченный случай лечения, дифференцированным по видам (нозологическим формам) заболеваний. Эти тарифы имеют две очень важные особенности.

Во-первых, согласно требованиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средства ОМС могут использоваться только для возмещения расходов медицинских организаций по четырем статьям:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.