рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Риск как объективная экономическая категория деятельности

Международные аудиторские компании разрабатывают собственные классификации рисков, примером может служить карта рисков (подробная структура финансовых рисков коммерческого банка), созданная компанией "PricewaterhouseCoopers", получившая название GARP


Таблица 1 – Карта рисков

Класс риска

Вид риска

Разновидность риска

Кредитный риск

Прямой кредитный риск

 

Расчетный риск

 

Риск кредитного эквивалента

 

Рыночный риск

Риск корреляции

 

Фондовый риск

Риск изменчивости цены на акции

Риск изменчивости волатильности

Базисный риск

Риск дивидендов

Процентный риск

Риск перемены процентной ставки

Риск кривой доходности

Риск волатильности процентной ставки

Базисный риск процентной ставки/риск процентного спрэда

Риск предоплаты

Валютный риск

Риск изменчивости курсов валют

Волатильность курсов валют

Риск конвертации прибыли

Товарный риск

Риск цен на товары

Риск форвардной цены

Риск волатильности цен на товары

Базисный товарный риск/риск спада

Pиск кредитного спрэда

 

Риск кон-

центрации портфеля

Риск инструмента

 

Риск существенной операции

 

Риск сектора экономики

 

Риск лик

видности

Риск ликвидности фондирования

 

Риск ликвидности активов

 

Операции

онный

риск

Риск транзакции

Ошибка при исполнении

Сложность продукта

Ошибка в учете

Ошибка в расчетах

Риск доставки товара

Риск документации/контрактный риск

Риск операционного контроля

Превышение лимитов

Недобросовестные торговые операции

Мошенничество

Отмывание денег

Риск безопасности

Риск основного персонала

Риск обработки операции


Риск систем

Ошибки программирования Ошибка о модели/методологии

Ошибка в определении рыночной цены

Управленческая информация

Сбой компьютерных систем

Ошибка телекоммуникационных систем

Планирование мероприятий на случай аварийных ситуаций

Риск бизнес события

Риск конвертируемости валют

 

Риск изменения кредитного рейтинга

 


Pиск репутации

 

Налоговый риск

 

Юридический риск

 

Риск непредвиденных обстоятельств

Природные катаклизмы.

Военные действия.

Кризис/Приостановление операций на рынке

Pиск законодательства

Несоблюдение требований в отношении капитала.

Изменения в законодательстве.

Источник: Составлена на основе данных GARP


Каждая организации имеет свой набор рисков, зависящий от специфики деятельности. Хотя всем присущи балансовые и забалансовые риски, риски финансовых услуг и внешние риски, их сочетание, основные зоны, размеры и приоритетные направления будут складываться по-разному в зависимости от преимущественной специализации банков, а значит, и по-разному характеризовать каждый вид банковской деятельности. Таким образом, представляется, что классификация финансовых рисков должна основываться на шести основополагающих рисках выделенных компанией "PricewaterhouseCoopers", которую в дальнейшем каждая организация уточняет и дополняет в зависимости от профиля своей деятельности. [25]


1.3            Способы и методы расчетов финансовых рисков


Чтобы преуспеть в той области деятельности, для которой характерен повышенный риск, организациям следует развивать особые механизмов принятия решений. Они должны позволять оценить, какие финансовые риски и в каком объеме может принять на себя организация, определить, оправдывает ли ожидаемая доходность соответствующий риск. На основе этого должны быть разработаны и претворены в жизнь мероприятия, которые позволяют руководству выявить, локализовать, измерить и проконтролировать тот или иной вид риска и тем самым минимизировать его влияние.

Присутствие фактора риска всегда означает наличие сценариев – альтернативных вариантов, по которым могут развиваться события в будущем. Анализ сценариев – важный инструмент и при оценке, и при управлении рисками. Данный анализ основан на оценке времени, в течение которого организациия подвержена рассматриваемому виду риска, степени воздействия риска – количественных объемов прибыли или потерь, а также вероятности благоприятного или неблагоприятного сценариев. Так, по первому сценарию, вероятность которого оценена экспертами в 30%, уровень ставки рефинансирования через год будет меньше 24% годовых, по второму сценарию, вероятность которого 45%, он будет находиться в диапазоне от 24 до 48% и т.д.

Таким образом, риски можно измерить количественно – квантифицировать. Однако существует два важнейших фактора, уменьшающих возможности детализации расчетов. Во-первых, точность расчетов не будет выше точности выявления возможности сценариев и оценки их вероятности; последние же должны задаваться извне, т.е. определяться на основе мнения экспертов. Во-вторых, при управлении рисками возникают многофакторные зависимости со многими обратными связями. Наконец, ряд зависимостей деятельности невозможно формализовать в принципе. Если это не учитывается, то существо дела искажается настолько, что дискредитируется сама идея применения подобного подхода. Поэтому до определенного момента использование статистических методов повышает эффективность управления рисками в деятельности коммерческой организации, но далее возникают неоправданные иллюзии и риск возрастает. Наличие риска и, как следствие, ряда сценариев проявляется в колебаниях стоимостных показателей, характеризующих объект, подвергающийся воздействию данного вида риска. Например, если возможно несколько сценариев, при которых доходность ценной бумаги будет различная, то на протяжении длительного времени будет реализовываться то один, то другой, а значит доходность бумаги будет испытывать колебания. Чем больше различается отдача на инвестиции при разных вариантах и чем чаще они чередуются, тем колебания будут выше. Другой пример: остатки на счетах, относящиеся к наименее надежным – непостоянным источникам средств организации, также характеризуются более высокой степенью колебаний. Их объемы и длительность зависят от сценариев, определяемых моделями хозяйственной деятельности клиентов.

Крайне важной процедурой является количественное определение уровня риска, допустимого для отдельных операций, направлений деятельности, организационных подразделений, а также всего финансового учреждения в целом. Важно при этом не ограничиваться измерением уже существующего риска, но оценивать риски освоения новых рынков, операций и направлений деятельности. Данная задача тесно связана с маркетинговыми исследованиями. Системы измерения риска должны определять три его компоненты: размер, длительность периода воздействия, вероятность наступления отрицательного события.

Вернемся к вышеприведенному случаю ценообразования на товары с учетом риска. Процесс выявления риска предполагает установление кредитных рейтингов. Оценивая уровень риска по конкретному товару, руководство должно быть способно установить обоснованную цену, другими словами, получить компенсацию за принятие риска. В плане покупателя – это индивидуальный подход к определению риска. Метод определения риска в рамках портфеля активов можно усовершенствовать путем присвоения рейтингов различным направлениям или отраслевой принадлежности.

Степень сложности системы измерения риска должна соответствовать степени рискованности среды, в которой действует организации. С другой стороны, систему следует создавать заранее. Потери от отсутствия системы выявления и измерения риска намного могут превысить затраты на ее создание и внедрение.

Для внедрения системы по управлению рисками организации в его правление или совет директоров должны провести оценку текущих направлений деятельности и организационной структуры. Приведем круг ключевых вопросов.

- Какова позиция Вашего бизнеса в отношении риска?

- В чем заключается стратегия Ваше организации по управлению риском?

- Кто из служащих конкретно учувствует в управлении риском?

- Когда и каким образом они учувствуют в данном процессе?

- Как организована координация процесса управления риском и обмен информацией?

- Как разрабатываются и внедряются методики по управлению риском?

Ответ на эти вопросы становится отправной точкой для оценки применяемой системы управления риском. Указанная оценка должна быть реализована как на уровне организации в целом, так и на уровне отдельных подразделений и по конкретным операциям. Цель данной оценки заключается в определении того, как в настоящее время осуществляется управление риском. Полученная информация поможет руководству приступить к формированию стратегии управления риском и созданию системы для ее реализации.

Если определить, насколько система управления риском соответствует степени рискованности проводимых операций, то географически зависимость между качеством системы управления риском и степенью рискованности банковской деятельности можно изобразить следующим образом:

Наиболее распространенный подход к контролю за рисками - установление нормативов и лимитов для организаций. Другим методом выявления и оценки риска, является метод составления опросных листов, на которые должны ответить представители банков в ходе проверок на местах.

Они касаются оценки риска платежеспособности, ликвидности, а также в определенной степени кредитного риска. Оценка некоторых других важнейших видов риска, таких, например, как риск изменения процентных ставок, в указанном документе отражения не нашла. Однако определенные данные, позволяющие провести как анализ указанного вида риска, так и более подробный анализ других финансовых рисков, содержатся в инструкциях и ряде других нормативных документов.

Существует множество методов объективной оценки риска, подобных RAROC (RОRАC – Return on Risk-Adjusted Capital – доход на капитал с учетом риска), распространение которых сделало управление портфелем активов более совершенным. В их основе лежит компьютерная обработка данных о финансовом положении клиента, его кредитоспособности и платежеспособности.

Коэффициентный метод оценки кредитного риска и собственного капитала (капитал взвешенный с учетом степени риска) обычно используют в процессе расчета следующих показателей:


ROE (рентабельность капитала) = Чистый доход / Капитал; (1)

RAROC = Доход, взвешенный с учетом риска / Капитал; (2)

RОRАC = Чистый доход / Капитал, взвешенный с учетом риска. (3)


Широко распространены VAR-технологии, в основном для решения производственных задач (размещения рискового собственного капитала, например), а также регулирования деятельности.

Использование комплекса методов оценки финансового состояния коммерческой организации (с учетом степени принимаемого им риска) позволяет сделать вывод о повышении качества анализа, обоснованности принимаемых решений. Вместе с тем эти методы не лишены недостатков. Эксперты констатируют, что VAR-технологии еще несовершенны, трудноприменимы, хотя позволяют аналитику получить дополнительную информацию, которую не дают другие методы измерения риска.

В 90-х годах бизнес активно использовал метод Монте-Карло, основанный на применении компьютерных и информационных технологий. При этом рассчитывают от 1000 до 5000 сценариев по произвольному методу (Монте-Карло); применяют вариацию случайных цен к текущим ценам; переоценивают активы по новому набору цен; рассчитывают стоимость при определенном уровне риска.

На рубеже 20-21 вв. наряду с использованием названных методов широкое распространение получили аналитические методы измерения риска. Они позволяют рассчитывать изменение и корреляцию активов; определять дельту между портфелем и базовыми активами; рассчитывать вариацию и стандартное отклонение для портфеля; устанавливать стоимость при определенном уровне риска для требуемого уровня доверия клиентов и партнеров.

Успех финансового риск-менеджмента, основанный JP Morgan VAR-технологии (активно используют те исследователи, которые считают, что методология более важна, чем любая недостаточная эффективность, в которой остается концепция, достойная похвалы, в ограниченных рамках применения), будет, по нашему мнению возрастать. По мере расширения возможностей компьютеров и увеличения числа, работающих дистанционно по отношению к своим головным конторам, риск-менеджмент, основанный на использовании современных информационных технологий и средств связи, будет развиваться. Преимущество подобных методов заключается в том, что они основывают принятие решений в большей степени на принципах логики, а не на интуиции работника, и делают бизнес более предсказуемым и стабильным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.