рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Риск как объективная экономическая категория деятельности


Подводя итоги можно сказать, при регулировании валютного риска организации могут столкнуться с целым рядом проблем, вытекающих из особенностей методов регулирования. Практическое применение того или иного метода регулирования может быть осложнено особенностями функционирования валютного рынка и законодательства в соответствующих странах. Поэтому при выборе стратегии регулирования валютными рисками целесообразно производить комплексный анализ возможностей каждого метода, сложности его применения и контроля, его эффективности, стоимости, а также свойственных ему видов рисков.

В целях совершенствования регулирования валютного риска коммерческим организациям предлагаем придерживаться стратегии селективного покрытия с предложенными в статье внешними и внутренними методами и инструментами регулирования. [29, С.- 66-69]


2.2 Управление операционным риском


Операционные риски представляют собой возможность потерь в результате повседневной деятельности по причинам персональных ошибок персонала, сбоя техники, неэффективной организации подразделения банка или отсутствия информации. Операционные риски тесно связаны с административными рисками, но в отличие от административных рисков, которые рассматривают работу организации на макроуровне, операционные риски делают это на микроуровне – внутри подразделения в разрезе отдельных членов персонала, конкретных негативных ситуаций, используемой техники и методов микроуправления внутри подразделений. Данные виды риска не являются неким постоянным фактором, влияющим на работу, но представляют собой лишь стандартный набор возможных неблагоприятных ситуаций и возможных методов управления ими.

Вместе с тем именно операционный риск часто приводит к серьезным проблемам для банков. Способы управления операционным риском можно рассмотреть в таблице приведенной ниже.


Таблица 4 - Ограничение операционных рисков

Виды рисков

Описание рисков

Способы ограничения рисков

1

2

3

1. Риски, связанные с персоналом

Переизбыток информации и стрессовое давление окружающей среды на операционный персонала

Установление лимитов на прибыли и убытки

Многообразие операций, когда операционист недостаточно хорошо владеет некоторыми инструментами

 Программа образования, организация специализированных семинаров

Крайне неадекватное восприятие возможных убытков как

Тщательный отбор персонала и наличие в штате консультанта психолога

Продолжение Таблицы 4

психологическая проблема


Карьеристские наклонности отдельных сотрудников

Тщательный контроль за персоналом и планирование ротации кадров

Некорректное и неэтичное поведение при операциях на рынке

Обучение правилам поведения на рынке

Низкая физическая выносливость и сопротивляемость стрессам. Ошибки при бухгалтерском учете

Постоянное наблюдение за персоналом и регулярная смена персоналом рабочих мест. Ознакомление сотрудников с правилами учета операций, также с любыми возможными изменениями. Учет одной операции несколькими сотрудниками или поэтапный контроль со стороны отдельных

Подразделений. Проведение постоянных аудиторских проверок


Ошибки в математических расчетах, неправильное или неточное понимание информации и некорректное оформление документов

Контроль за проводимыми операциями независимым подразделением внутреннего аудита


Неэффективный подбор персонала, создающий психологические проблемы

Подбор персонала должен иметь целью создание единого сплоченного коллектива. Создание по возможности честной, деловой атмосферы, в которой исключалось бы

чрезмерное давление на персонал

Проблемы неудовлетворенности условиями работы – психологическими и материальными

Кадровые перестановки, анкетирование и проведение бесед со служащими. Возможная помощь служащим в разрешении проблем

Проблемы преданности банку и злоупотребления

Создание службы безопасности и отслеживание действий персонала

2. Риски связанные, с техникой

Использование телефонов для проведения банковских операций

Запись всех телефонных разговоров и их систематическая проверка

Использование дилинговых систем «Рейтер» и «Телерейт», платежных систем «СВИФТ» и «Телскс» и т.п.

Наличие в структуре банка экспертов по технической поддержке указанных систем. Использование паролей для контроля за доступом к системам

Использование персональных компьютеров


Создание в структуре отдела



технической поддержки компьютерного оборудования, систематическая проверка компьютерного оборудования на вирусы

3. Организационный риск

Несанкционированный доступ к информации хранящейся на электронных носителях

Покупка или создание собственной технической системы защиты информации

Неэффективная организация отдельного подразделения банка

Периодические проверки существующей организации деятельности и проведение реорганизаций

Трудности управления Несогласованность в распре-делении ответственности, дающая слишком большие или недостаточные права и

обязанности

Пересмотр принципов и методов управления, смена руководителей



Соблюдение разделения функций отделов и отдельных сотрудни-ков, анализ эффективности использования структурными подразделениями прав и обяз-тей


эффективности использования структурными подразделениями прав и обязанностей


Риск отчетности

Создание необходимых для отслеживания операций банка форм отчетности. Контроль за своевременным предоставлением форм отчетности. Периодическая

проверка и ревизия точности предоставляемой отчетности и проведенных операций. Долгосрочное хранение форм отчетности. Создание системы автоматического контроля за всеми операциями банка

4. Информационный риск

Необходимые данные не вводятся в информационный поток банка, или вводится ложная информация

Систематическое проведение внутренних аудиторских проверок. Разделение функций между подразделениями и разработка форм предоставления информации

информация искажается в процессе обработки или в

Постоянное обновление и усовершенствование программного

ходе ошибочного анализа

обеспечения. Наличие в штате экспертов и советников по анализу

Информация не соответствует товарам, услугам, материальному имуществу или юридическим правам, имеющимся в распоряжении несет ответственность

Проведение регулярных ревизий в разрезе структур. Контроль за своевременной переоценкой имущества и имущественных прав, находящихся в собственности

Информация обработана и проанализирована правильно, но данные отчетов предоставлены или оформлены неудачно и вводят в заблуждение

Регулярное проведение экспертных оценок, форм отчетов. Требование о приложении к формам отчетов пояснительных записок


Неадекватный информационный обмен между подразделениями

Проведение систематических совещаний. Обмен необходимой информацией через информационные системы. Перераспределение информационных потоков через аналитическое подразделение

Неточное информирование руководства

Создание определенных форм отчетности и их регулярное заполнение и предоставление руководству


Недостаточная информация для проведения операций

Приобретение информационных источников периодической специализированной печатной продукции, подписка на продукты Интеренет, Рейтер, Телерейт, Блумберг и т.д. Создание внутри аналитического подразделения и обмен информацией с аналитическими подразделениями других

Случаи утечки информации

Покупка систем санкционированного доступа в помещения подразделений банка, ограничение доступа к системам информации и использование паролей доступа для компьютерных систем. Подписание персоналом ведомостей о неразглашении конфиденциальной информации. Отслеживание доступа к информации отделом безопасности банка

Источник: Составлена на основе данных У. Гулд « Стратегическое руководство"


Надежно, как в банке. Это выражение стало расхожим лишь потому, что в финансовых структурах предусмотрены все риски, все возможные сбои в платежных и расчетных системах. Однако есть события, вероятность наступления которых крайне мала, а вот последствия - чрезвычайно разрушительны. Речь идет об операционных рисках.

Оригинальное исследование рисков платежных систем провели британские ученые С. Миллард и М. Виллисон. Они смоделировали все вероятные события, связанные с операционными рисками. При этом исходили из посылок, что операционные сбои и неполадки нарушают нормальную работу платежной системы, а участники рынка не знают точно, будет она функционировать или нет.

Выводы, к которым пришли ученые, достаточно интересны. Оказалось, что участники финансового рынка заинтересованы в использовании платежной системы, если она одновременно является дешевой и надежной. И чем надежнее система, тем выше уровень социального благополучия. Связь здесь линейная: внедрение надежной и недорогой платежной системы помогает развиваться торговле, стимулирует экономику. Как только сокращение потерь становится больше, чем затраты на использование платежной системы, включая возможные убытки по проведению операций, - начинается рост и социального благополучия. [26]

Комитет по платежным и расчетным системам при Банке международных расчетов в Базеле (Швейцария) разработал и опубликовал основополагающие принципы для системно значимых платежных систем. В частности, там говорится: «Система должна обеспечивать высокую степень безопасности и операционной надежности, должна иметь запасные ресурсы для своевременного завершения обработки данных за день». То есть платежная система должна иметь весь необходимый комплекс мер для обеспечения высокого уровня безопасности и операционной надежности как при работе в нормальных условиях, так и при пиковых нагрузках.

Канадский исследователь К. Макфалл предлагает такую формулировку: «Операционный риск платежных и расчетных систем — это риск, который является результатом неадекватных или нефункционирующих внутренних процессов, человеческих ошибок либо внешних событий, относящихся к любому элементу платежных, клиринговых и расчетных систем». Как видим, в этом определении акцент делается прежде на причинах (факторах) операционного риска и лишь потом — на видах событий, происшествий.

Центральные банки многих стран уделяют операционным рискам платежных и расчетных систем все возрастающее внимание. Например, в Дании отмечает, что каждый участник платежных систем подвержен операционному риску, под которым понимается риск финансовых убытков как следствие проступков со стороны персонала или технических неполадок, нарушений правил или законов либо как следствие внешних событий (природных катастроф, терроризма и т.д.).

Заметный вклад в обобщение международного опыта в данной сфере вносит доклад ЕЦБ «Рекомендации по контролю механизмов для восстановления работоспособности системно важных платежных систем». В этом документе определяются стратегия возобновления бизнеса в случае происшествий, соответствующие планирование и тестирование, а также антикризисное управление. Эти рекомендации касаются не только участников и операторов платежных систем, но и третьих сторон, которые обеспечивают работу систем.

К примеру, в России в своих нормативных документах определяет операционный риск как «риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и/или требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и/или иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и/или их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий».

Банк России в своих рекомендациях так классифицирует источники возможных убытков при управлении операционными рисками:

• злоупотребления или противоправные действия, осуществляемые самими служащими или с участием служащих кредитной организации (например, хищение, злоупотребление служебным положением, преднамеренное сокрытие фактов совершения банковских операций и других сделок, несанкционированное использование информационных систем и ресурсов);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.