рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Риск как объективная экономическая категория деятельности

7)                Искажение данных учета и отчетности, недостоверность сведений предлагаемой для анализа и оценки отчетности, наличие на балансе реальных ликвидных оборотных средств;

8)                Отсутствие заинтересованности руководства предприятия в развитии производства, отсутствие необходимой управленческой квалификации у первых лиц предприятия – заемщика;

9)                Возможность злоупотребления со стороны управляющих предприятием;

10)           Слабые финансовый анализ и планирование, недостаточное экономическое обоснование кредитуемого мероприятия;

11)           Недостаток платежеспособных покупателей продукции, неэффективная работа с дебиторами по возврату задолженности;

Факторы, связанные с банком:

1)                Недостаточная внутренняя инструктивная база:

-                     отсутствуют в письменном виде точные стандарты и методическое обеспечение кредитования,

-                     инструкции,

-                     регламенты по проведению операции,

-                     нормативно- методическое обеспечение проведения анализа финансового состояния предприятия, инвестиционных проектов развития производства,

-                     качественной оценки бизнес- планов,

-                     отсутствует четко сформулированная кредитная политика;

2)                Не проводится тщательная оценка кредитоспособности заемщика:

-                     занижаются требования к уровню платежеспособности и надежности заемщика

-                     не достаточна, либо недостоверна информация о заемщике, отсутствует его кредитная история;

-                     отсутствует контроль за использованием полученных кредитов, что не позволяет разработать превентивные меры для избежания ситуации непогашения кредита и процентов;

-                     отсутствует реальное обеспечение по кредиту или в качестве залога приняты ценности, труднореализуемые на рынке;

-                     завышена стоимость залога, отсутствует фактическая проверка его наличия, состояния, правоспособности заемщика;

3)                Недостаточная правовая подготовленность сотрудников, в результате чего не выполняются нормы гражданского законодательства по оформлению кредитного договора, договора залога и прочих кредитных документов;

4)                Злоупотребление должностными лицами служебным положением:

-                     в результате концентрации чрезмерных полномочий одного лица при принятии решения,

-                     утаивание реальных сведений о рисках и потерях;

-                     ошибочность управленческих решений;

-                     несовершенство организационной структуры управления;

5)                Недостоверность или отсутствие анализа и прогноза ситуации в производстве, в отрасли, в экономике региона;

6)                Недостаточность информации о состоянии расчетного счета:

-                     размере и составе картотеки документов, не погашенных в срок,

-                     открытых заемщиком счетов в других банках и суммах оборотов по ним,

-                     просроченной задолженности по другим кредитам.

Мировая практика, как правила, кредитный риск подразделяет на две группы:

-          риск, связанный с заемщиком, оценивающий вероятность потенциальных убытков;

-          внутренний риск кредитного продукта, который оценивает размеры денежных потерь в том случае, если клиент не выполняет условий соглашений.

Перед компаниями в развивающихся странах стоят серьезные трудности в деле управления кредитным риском. Контроль со стороны правительства, давление внешних и внутренних обстоятельств политического характера, трудности производства, финансовые ограничения, сбои рынка, частные ситуации нестабильности в сфере бизнеса и производства подрывают финансовое положение заемщиков.

Более того, финансовая информация является ненадежной, правовая структура часто не способствует выполнению обязательств по погашению долга.

Определение категорий кредитного риска

Риск непогашения ссуды: риск того, что компания понесет убытки в случае, если должник не может погасить ссуду или выполнить финансовое обязательство другого характера по каким- либо причинам, должным образом и в оговоренный срок.

Риск замещения: риск того, что компания вынужден нести дополнительные расходы на замену финансового соглашения на преобладающей на рынке ставке, если другая сторона существующего финансового соглашения не выполняет обязательства в соответствии с договором (к примеру не производит процентные платежи).

Управление кредитным риском должно осуществляться посредством непрерывного, всеобъемлющего мониторинга. Важнейшим элементом мониторинга является сбор достоверной информации и ее регулярный анализ. Ликвидность, финансовая структура, рентабельность считаются предметом постоянного анализа. В особенности непрерывно анализируются слабые места, выявленные в ходе анализа четырех аспектов отраслевой аспект, отражает процессы развития отрасли и позицию, которую компания (предприятие) занимает в отрасли; финансовый аспект, определяет способность заемщика получать достаточно денег, являющихся основным источником погашения кредита, или возможность прибегнуть в случае необходимости к реализации существующего обеспечения (движимого, недвижимого имущества).

Тремя основными критериями являются:

-          рентабельность, ликвидность и финансовый рычаг (соотношение между заемными и собственными средствами);

-          управленческий аспект - качество менеджмента определяется компетентностью, сплоченностью команды менеджеров, управляющих предприятием, и эффективностью их руководства коллективом;

-          аспект качества обеспечения кредита – определяет уровень контроля со стороны Банка за предметом залога и возможность получения реальной стоимости обеспечения при его ликвидации.

Управление кредитом предполагает не только мониторинг, отслеживание происходящих событий, но и принятие необходимых мер по преодолению негативных последствий.

Корректирующие действия:

- Проведение переговоров по реструктуризации кредита – изменению условий погашения долга;

- Снижение уровня задолженности за счет лучшего управления оборотным капиталом;

- Привлечение консультантов (по техническим, маркетинговым или финансовым вопросам);

- Продажа активов;

- Рефинансирование активов;

- Консультации по возможностям получения поддержки со стороны государства;

- Получение дополнительного обеспечения.

Центральное место в управлении кредитным риском принадлежит определению методов оценки кредитного риска.

Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения компании. Работа по оценке кредитного риска в компании проводиться в три этапа. На первом этапе производиться оценка качественных показателей деятельности, на втором - оценка количественных показателей и на заключительном, третьем этапе – получение сводной оценки–прогноза и формирование окончательного аналитического вывода. В США и во многих казахстанских банках для оценки кредитоспособности потенциального заемщика и, следовательно, минимизации кредитного риска используют подход под названием 5“С”, в основе которого лежат следующие критерии оценки риска:

- Customer character – Репутация клиента

- Capacity to pay – Платежеспособность

- Collateral – Обеспечение ссуды

- Current business condition and goodwill – Экономическая коньюнктура и ее перспективы.

В Великобритании также распространена практика анализа кредитоспособности заемщика известная под названием “Parts”:

- Amount- Размер ссуды

- Repayment – Погашение задолженности

- Term - Срок

- Security – Обеспечение ссуды

В английской практике существуют и другие подходы анализа кредитоспособности:

PARSER

- Repayment – Погашение кредита

- Security – Обеспечение кредита

- Expediency – целесообразность кредита

- Remuneration – Вознаграждение банка

CAMPARI

- Ability – Оценка бизнеса заемщика

- Means – анализ необходимости обращения за ссудой

- Purpose – Цель кредита

- Repayment – Возможность погашения.

При анализе кредитоспособности индивидуального заемщика в большинстве западных стран учитываются следующие направления:

1. Personal capacity – личные качества потенциального заемщика (честность, серьезность намерений, характеристика хорошего работника и т.д.)

2. Revenues – доходы клиента, анализ совокупного дохода семьи. При этом считается, что расходы клиента на погашение ссуды не должны превышать третьей части месячных доходов клиента.

3. Material capacity - обеспечение суды, включая анализ движимого и недвижимого имущества клиента. [28, С.-16-110]

Репутация заемщика оценивается методом кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре, а также учитывая характер банковского законодательства и традиции страны. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 1940-х г. Дюран выделил группу факторов, позволяющих с достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды заемщику, используя коэффициенты при начислении баллов. Возраст: 0,1 балл за каждый год свыше 20 лет (максимум – 0,30).

1. Пол: женщина – 0,4, мужчина – 0

2. Срок проживания: 0,042 за каждый год прожитый в данной местности (максимум – 0,42)

3. Профессия: 0,55 – за профессию с низким риском, 0 – за профессию с высоким риском и 0,16 – для других профессий.

4. Финансовые показатели: 0,45 – за наличие банковского счета, 0,35 за владение недвижимостью, 0,19 – при наличии полиса по страхованию жизни.

Применяя эти коэффициенты, Д. Дюран определил границу, разделяющую “хороших” и “плохих” клиентов – 1,25 балла, считается кредитоспособным, а набравший менее 1,25 – нежелательным.

Однако, в процессе анализа индивидуальной кредитоспособности частных лиц важно очень осторожно использовать метод кредитного скоринга, так как особенно при выдаче долгосрочных ссуд ситуация в процессе исполнения кредитного договора сильно меняется и возможна серьезная опасность непогашения ссуды. [25]

Работа по минимизации кредитных рисков казахстанскими коммерческими компаниями строится аналогично подходам, принятым в развитых странах Запада. Управление кредитным риском предполагает анализ каждой отдельной ссуды и кредитного портфеля банка в целом.

В настоящее время в нашей стране определенная практика оценки кредитоспособности клиента существует, но в основном она носит формальный (документальный) характер. Работа по анализу кредитоспособности индивидуального заемщика предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выяснить риски, способные привести к непогашению ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного ее возврата.

К основным методом управления кредитным риском можно отнести также формирование провизий.

Провизии представляют собой сумму средств, необходимых для покрытия убытков от невозврата активов или уменьшения их стоимости. Провизии подразделяют на общие и специальные.

Специальные провизии – это провизии, формируемые для покрытия убытков по конкретным классифицированным активам, в отношении которых преобладает вероятность их потери (невозврата) или текущая стоимость которых более чем в два раза меньше стоимости их приобретения.


3. Методы совершенствования управления финансовыми рисками


3.1 Корпоративное управление как элемент снижения финансовых рисков


Управление системой финансовых рисков является актуальной, так как в условиях рыночной экономики различные виды рисков будут постоянно проявляться. Какими точными не были бы прогнозы, вероятность влияния непредсказуемых факторов возникает именно тогда, когда их меньше всего ждут. Но есть такой значительный фактор как человеческий и о нем сегодня пойдет речь. А именно о корпоративном управлении в казахстанских компаниях.

Одним из стандартов которыми должны руководствоваться наши компании это международные стандарты, установленные Всемирным Банком. Так например в сентябре 1999 г. Был опубликован специальный документ «Совершенствование корпоративного управления в комерческих организациях», конкретизировавший применительно к финансовым организациям принципы корпоративного управления, которые были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития. Согласно данному документу, корпоративное управление в организациях — это руководство их деятельностью, осуществляемое советами директоров и менеджерами высшего звена и определяющее методы, с помощью которых: устанавливают цели своего бизнеса, к которым относится, в числе прочего, и создание стоимости для владельцев компаний         ; совершают каждодневные финансовые операции; учитывают в своей работе позиции заинтересованных сторон (акционеров, сотрудников, клиентов, общественности, регулирующих органов и государства); осуществляют корпоративные действия в соответствии с правилами обеспечения надежности бизнеса и требованиями нормативно-правовых актов; защищают интересы потребителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.