В целом за
исследуемый период наблюдается положительная динамика поступления налогов в
местный бюджет, следует отметить, что наивысшие значения исчисления и
поступления налогов наблюдалось в 2008 г., а в 2009 – произошло уменьшение
поступлений по всем видам налогов. Наибольший удельный вес в составе налоговых
доходов местного бюджета составляет НДФЛ – от 62,3% в 2007 г. до 64,92% в
2009 г. Следует отметить снижение доли налога на имущество с одновременным
ростом доли земельного налога.
Отделом выездных проверок за 2009 год принимались
следующие меры, направленные на повышение эффективности контрольной работы:
– при отборе налогоплательщиков в план ВНП,
учитывается наличие имущества, за счет которого может взыскана задолженность по
налогам;
– на стадии проведения проверки
инспекторским составом разрешаются проблемные вопросы на рабочей группе, с
участием специалистов юридических подразделений, что обеспечивает правовую
проработку материалов проверок и формирование доказательственной базы;
– осуществляется системный анализ
деятельности налогоплательщика с взаимозависимыми лицами (руководитель,
учредители, бухгалтера);
– в качестве потенциальных «зон риска»
определены сферы «строительство» и «оптово-розничная торговля».
– в 2009 г. проверялись 4
налогоплательщика – раздел «строительство». Дополнительно начислено в бюджет (с
учетом решений ФНС по Брянской обл. и решений АС) 5335,7 тыс. руб., в т.ч.
налогов 3767,8 тыс. руб.
По виду деятельности «оптово-розничная торговля»
в отчетном периоде проведены выездные налоговые проверки 19 налогоплательщиков,
дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок 22846,7 тыс. руб., в
том числе налогов 17187,2 тыс. руб. Кроме того, уменьшено возмещение НДС из
бюджета в сумме 267,1 тыс. руб.;
– применяются такие инструменты налогового
контроля как: инвентаризация – при проверке 2 организаций, осмотр помещений и
территорий – 28 (при проверке 21 организации и 7 физ. лиц); выемка документов и
предметов – у 2 организаций, допросы свидетелей – в 22 проверках (16 организаций
и 6 физ. лиц), привлечение специалистов – при проверке 2 организаций;
истребование у контрагентов документов о налогоплательщике – в 43 проверках (в
36 проверках организаций и в 7 проверках физических лиц);
– устраняются основания к росту сумм
платежей, уменьшенных налоговыми органами по результатам контрольных
мероприятий (за 2009 г. уменьшено 99,5 тыс. руб., за 2008 г. – 9
035,3 тыс. руб.);
– совместно с органами внутренних дел за
2009 год проведено 4 выездные налоговые проверки.
Дополнительно
начислено в бюджет по результатам совместных проверок (с учетом решений УФНС по
Брянской обл. и решений АС) 13 885,5 тыс. руб. поэтому проанализируем
перечисление налогов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в местный бюджет в
табл. 11.
Таблица 11 –
Анализ перечисления налоговых доходов Межрайонную ИФНС №4 в местный бюджет за
2007–2009 гг., тыс. руб.
Наименование налога
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Изменение 2009 к 2007 г.
|
Налог на доходы
физических лиц
|
218983
|
601062
|
46806
|
-172177
|
Упрощенная система
налогообложения
|
32466
|
97905
|
1927
|
-30539
|
Единый налог на вмененный
доход
|
34556
|
78382
|
1122
|
-33434
|
Единый
сельскохозяйственный налог
|
9
|
0
|
0
|
-9
|
Налог на имущество
физических лиц
|
2934
|
6027
|
1069
|
-1865
|
Земельный налог
|
61680
|
61441
|
3283
|
-58397
|
Госпошлина
|
1222
|
3767
|
464
|
-758
|
Задолженность по
налогам и сборам
|
885,9
|
0
|
0
|
-885,9
|
Штрафы, пени
|
779
|
3159
|
62
|
-717
|
Как видно из
табл. 11 наибольшая сумма налоговых доходов была получена местным бюджетом в
2008 г., а к 2010 г. прослеживается отрицательная динамика налоговых
поступлений, что связано с общей экономической ситуацией. Представим данные
табл. 11 в виде рисунка 4.
Рисунок 4 –
Динамика доходов местного бюджета, 2007–2009 гг.
На основе
сопоставления данных таблиц 10 и 11 можно сделать вывод, что начисление
налогов, в основном НДФЛ, значительно превышает их сбор и перечисление, то есть
необходимо улучшение контроля за сбором налогов.
2.3 Анализ
недоимок по налогам
По
результатам анализа отчетной формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и
сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» можно составить
следующую таблицу 12.
Таблица 12 –
Анализ недоимки Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области за 2007–2009 гг.
показатель
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Изменение 2009 к 2007 г.
|
Задолженность перед бюджетом
по налогам и сборам всего
|
217935
|
951212
|
1508762
|
1290827
|
В т.ч. недоимка
|
83421
|
197053
|
319581
|
236160
|
– недоимка
организаций, находящихся в процедуре банкротства
|
18583
|
114977
|
188352
|
169769
|
– задолженность
приостановленная к взысканию в связи с банкротством
|
19349
|
637629
|
1188140
|
1168791
|
Задолженность
взыскиваемая судебными приставами
|
78390
|
87624
|
96425
|
18035
|
Приостановленные к
взысканию платежи
|
36775
|
28884
|
39227
|
2452
|
Задолженность перед
бюджетом по пеням и налоговым санкциям
|
138803
|
852798
|
1305811
|
1167008
|
Суммы списанной
безнадежной недоимки по федеральным налогам
|
1260939
|
1108581
|
411846
|
-849093
|
Суммы списанной
безнадежной недоимки по региональным и местным налогам
|
217714
|
97452
|
98760
|
-118954
|
Таким образом на основании анализа табл. 12 и
оценки работы Межрайонной ИФНС №4 можно сделать следующие выводы:
1. Задолженность перед бюджетов за исследуемый
период выросла на 1290827 тыс. руб. или в 7,3 раза., при этом более всего
выросли суммы задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.
2. Как положительный факт в работе Межрайонной
ИФНС №4 по Брянской области следует отметить уменьшение безнадежной недоимки по
федеральным налогам на 849093 тыс. руб. за 2007–2009 гг. и безнадежной
недоимки по региональным и местным налогам на 118954 тыс. руб. соответственно.
Это свидетельствует о росте эффективности контроля за исчислением и сборов
налогов со стороны Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.
3. Как негативный момент следует отметить рост
задолженности по предприятиям, находящимся в процедуре банкротства, на 169769
тыс. руб. По результатам процедуры банкротства у предприятий не всегда есть
возможность погасить задолженность перед персоналом по заработной плате и
государством по налогам и сборам, т.е. в случае этих сумм присутствует высокая
степень риска недополучения бюджетом этих средств.
4. Соотношение видов платежей в структуре
доначислений по результатам контрольной работы за 2009 год выглядит следующим
образом:
– налоги (взносы, сборы) – 95928 тыс. руб.
или 59,5%. от общей суммы доначислений. По отношению к 2007 г. их удельный
вес увеличился на 0,4%.
– пени по актам – 11346 тыс. руб. или 7,1%, что
выше данного показателя 2008 года на 2,0%. Рост в абсолютной величине по
отношению к соответствующему периоду 2008 года – 1007 тыс. руб.
– пени, начисленные на текущую задолженность
– 28403 тыс. руб. или 17,6%. По отношению к соответствующему периоду прошлого
года их доля в общем объеме начислений снизилась на 11,7%. Снижение в
абсолютной величине по отношению к соответствующему периоду 2008 г. – 30209
т. руб., основной причиной послужило списание задолженности по предприятиям – банкротам.
– налоговые санкции – 24764 тыс. руб. или
15,4%, что выше данного показателя 2008 года на 9,2%.
Рассмотрим результаты камеральных проверок,
проведенных Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области на примере налога на доходы
физических лиц.
В Российской
Федерации налог на доходы физических лиц введен с 1 января 2001 г. в
соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. Порядок
налогообложения установлен в главе 23 НК РФ.
В соответствии с действующим законодательством предприятия,
учреждения, организации и иные работодатели обязаны ежегодно не позднее 1
апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в
налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах физических лиц по
форме утвержденной МНС России (Справка формы №2-НДФЛ), а также суммах
начисленных и удержанных налогов. После чего, составляется список налоговых
агентов, представивших Справки формы №2-НДФЛ позднее установленного срока,
который используется для привлечения налоговых агентов к налоговой
ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ.
Список налоговых агентов, не представивших Справки формы №2-НДФЛ
формируется на 01.04.2009, 01.05.2009, 01.08.2009, 01.11.2009, а также на иную
дату для целей осуществления оперативного контроля.
Налоговый орган обязан принять меры для получения Справок формы №2-НДФЛ
от всех налоговых агентов, обязанных их представить. Кроме этого, налоговым
органом должны быть применены меры налоговой (статья 126 НК РФ) и (или)
административной ответственности (статья 15.6 Кодекса об Административных
правонарушениях Российской Федерации).
Информация,
содержащаяся в «Списках налоговых агентов, распределивших физическим лицам
дивиденды», в частности, используется в целях осуществления контроля за
полнотой отражения в Справках формы №2-НДФЛ доходов в виде дивидендов, для
контроля за полнотой представления налоговыми агентами Справок формы №2-НДФЛ.
Если по
данным декларации по налогу на прибыль сумма начисленных дивидендов в пользу
физических лиц больше суммы дивидендов в Сводной справке, то налоговому органу
следует проверить полноту представления налоговым агентом Справок формы №2-НДФЛ
и правильность отражения в них суммы выплаченных дивидендов.
По состоянию на 1 сентября 2009 года количество
физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ от продажи недвижимого
имущества составило 2570.
Продекларировали свои доходы от продажи
недвижимого имущества 2393 физических лица, что составляет 93,1% от количества
обязанных представить налоговую декларацию.
Количество физических лиц обязанных представить
декларации формы 3-НДФЛ от продажи транспортных средств составило 4942. Продекларировали
свои доходы от продажи транспортных средств 4413 физических лиц, что составляет
89,3% от количества обязанных представить налоговую декларацию. Количество
физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ по доходам от
сдачи в аренду или найма любого имущества на основе заключенных договоров
гражданско-правового характера составило 352. Продекларировали свои доходы от
сдачи в аренду или внаем любого имущества 245 физических лиц, что составляет
69,6% от количества обязанных представить налоговую декларацию.
Таблица 13 – Поступление НДФЛ за 2009 год в
Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области
Показатель
|
Поступило за январь – декабрь
2008 г., тыс. руб.
|
Январь – декабрь 2009
года, тыс. рублей
|
Фактическое поступление
|
в % к 2008 году
|
В абсолют. сумме к 2008 г.
|
Консолидированный
бюджет
|
851743
|
54733
|
6,43
|
-797010
|
в том числе:
|
|
|
|
|
Налог на доходы
физических лиц:
|
601062
|
46806
|
7,79
|
-554256
|
– региональный
бюджет
|
279494
|
23169
|
8,29
|
-256325
|
– местный бюджет
|
321568
|
23637
|
7,35
|
-297931
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|