Основными сферами
реализации бюджетной политики выступают: политика доходов, политика расходов,
политика в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политика в области
регулирования межбюджетных отношений.
2 ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
2.1 Анализ управления
доходами и расходами государственного бюджета
Анализ бюджетных доходов.
Государственная политика
в области бюджетных доходов является важнейшим звеном бюджетной политики, поскольку возможность
реализации государственных обязательств напрямую связана с объемом и
устойчивостью доходной базы бюджетной системы.
Главным источником
доходов бюджетов разных уровней является национальный доход.
Если рассматривать
бюджетную систему в целом, то можно отметить, что доходы расширенного
бюджета в период с 2000 по 2008 год увеличились в номинальном выражении в 5,9
раза и лежали в пределах от 36,4 до 40,2% ВВП. Причем с 2003 до 2007 года они
постепенно росли, но с началом кризиса начали снижаться и по прогнозу МЭРТ к
2012 году составят 31% ВВП.
Рис. 1. Динамика доли доходов расширенного
бюджета в % от ВВП[22]
*Рассчитано по данным Росстата и Федерального казначейства
Значение этого показателя близко к среднему уровню по странам
ОЭСР (равному 39% ВВП) и уступает средним показателям по ЕС, составляющим 47%
ВВП.
Основным методом перераспределения национального дохода в
условиях рыночной экономики является фискальный. С помощью налогов формируется основная
часть бюджета.
Доходы федерального
бюджета в
период с 1998 по 2009 год в основном формировались за счет НДС, таможенных
пошлин и ресурсных налогов, которые в среднем за период составляли 69% от всех
доходов. Следует отметить, что в бюджетной классификации доходов,
существовавшей до 2005 года доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи за
пользование природными ресурсами, относились к неналоговым доходам. В целях сопоставимости
данных в таблице 2 данные виды поступлений включены, поскольку они
действительно имеют фискальный характер.
По данной таблице видно,
что за последние годы доля налоговых доходов в федеральном бюджете значительно
выросла. В большинстве стран мира такая ситуация является весьма
распространенной.
Таблица 2
Доля и структура
налоговых доходов в Федеральном бюджете РФ[23]
|
1998
|
2000
|
2002
|
2004
|
2006
|
2008
|
2009
|
Доля налоговых доходов
|
83,5
|
84,6
|
94,4
|
93,2
|
96,3
|
93,9
|
89,7
|
Структура налоговых
доходов
|
НДС
|
38,4
|
22
|
38,5
|
33,5
|
33,6
|
24,4
|
31,2
|
Акцизы
|
21,4
|
15
|
11
|
3,8
|
1,8
|
1,8
|
1,5
|
Таможенные пошлины и
сборы
|
7,4
|
21,6
|
16,1
|
27,6
|
34,2
|
40,2
|
38,4
|
Налог на прибыль
|
13,1
|
7,6
|
10,3
|
6,1
|
7,1
|
8,7
|
3,0
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
2,3
|
1,4
|
9,1
|
13,7
|
15,4
|
18,7
|
15,3
|
ЕСН
|
|
|
14
|
14,4
|
6,2
|
5,8
|
7,8
|
Прочие налоги и сборы
|
17,4
|
32,4
|
1
|
0,9
|
1,7
|
0,4
|
2,8
|
Однако, если там этот
процесс связан с сокращением государственной собственности, то в России это во
многом обусловлено снижением эффективности ее управления и, одновременно,
результатом сырьевой направленности экономики в условиях благоприятной
конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.
В структуре налоговых доходов
до 2006 года самую весомую долю в среднем за весь период занимал налог на
добавленную стоимость 22 – 38,5%. С 2006 по 2009 год первым по значимости
компонентом были таможенные пошлины, доля которых за последние 10 лет выросла
более чем в 5 раз и достигала в 2008 году почти 40%, из которых 32,7% составили
доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин, в т.ч. на сырую нефть 20,41 %.
До последнего времени
незначительную долю доходов федерального бюджета составляли платежи за
пользование природными ресурсами. В конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2 %.
Начиная с 2002 г. произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены
некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в
федеральный бюджет. В результате доля ресурсных налогов в федеральном бюджете в
2005 г. возросла до 15,4% (около 90% из них от нефти) по сравнению с 1,4% в
2000г.
Доля нефтегазовых
доходов, в 2002 году составившая 32,3%, постоянно увеличивалась и 2009 году
достигла уже 40,7% доходов бюджета, что связано с увеличением налоговой
нагрузки на нефтегазовый сектор и концентрацией сырьевых доходов в федеральном
бюджете. По прогнозу Минэкономразвития доля нефтегазовых доходов в ВВП будет
постепенно сокращаться, главным образом, в связи с замедлением темпов роста
добычи нефти и газа (0,3% и 1,8% в среднем за год в 2012-2023 гг.), в связи с этим
одной из приоритетных задач бюджетной политики становится стимулирование
реформирование экономики и переход на инновационный путь развития.
Значительно сократились
поступления в федеральный бюджет от уплаты акцизов, т.к. начиная с 2004 года
большая часть акцизов была передана региональным бюджетам.
Среди неналоговых доходов
значительная часть поступлений обеспечивается за счет использования и реализации государственной
и муниципальной собственности.
Если рассмотреть структуру доходов бюджетов субъектов РФ, то
можно увидеть, что налоги в ней занимают около 70-75%. Главными
бюджетообразующими налогами являются: налог на прибыль и НДФЛ (табл.3).
Таблица 3
Структура доходов бюджетов субъектов РФ[24]
|
1998
|
2000
|
2002
|
2004
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
|
413,4
|
1065,8
|
1633,6
|
2403,2
|
2999,9
|
3797,3
|
4828,5
|
5927,2
|
налог на прибыль
организаций
|
15,0
|
20,7
|
17,8
|
27,5
|
30,6
|
31,7
|
28,3
|
18,0
|
налог на доходы с
физических лиц
|
17,3
|
13,8
|
21,9
|
23,9
|
24,5
|
26,2
|
26,9
|
28,1
|
акцизы
|
3,8
|
3,3
|
3,0
|
5,4
|
4,2
|
3,7
|
3,1
|
4,1
|
налоги на имущество
|
11,4
|
6,0
|
7,3
|
6,1
|
8,2
|
8,5
|
8,0
|
9,6
|
платежи за пользование
природными ресурсами
|
4,7
|
5,5
|
7,1
|
6,1
|
1,9
|
1,6
|
1,7
|
1,3
|
от использования
иму-щества, находящегося в гос-ой и мун-ой собст-ти
|
2,2
|
3,8
|
5,0
|
6,7
|
5,2
|
5,2
|
4,4
|
4,0
|
доходы целевых
бюджетных фондов
|
4,6
|
15,1
|
8,9
|
7,0
|
|
|
|
|
доходы от
предпринима-тельской и иной прино-сящей доход деятельности
|
|
|
0,8
|
1,3
|
2,1
|
2,0
|
1,3
|
1,1
|
безвозмездные
поступления
|
|
|
|
12,1
|
15,9
|
13,4
|
19,4
|
27,3
|
Особенностями доходов региональных бюджетов является то, что подавляющую
их величину составляют поступления из федерального бюджета, причем более 80%
всех налоговых доходов – федеральные. За последние годы увеличилась доля
безвозмездных поступлений из федерального бюджета, составив более 27% его
доходов в 2009 году. Доля неналоговых доходов постепенно сокращается, составив
в 2009 году 5,1%.
Приведенные данные определяют значительную роль эффективной
бюджетной политики в области межбюджетных отношений в реализации принципов
бюджетного федерализма и регулировании территориальных пропорций.
В структуре доходов местных бюджетов основную
долю сегодня занимают перечисления из вышестоящих бюджетов. Среди них
межбюджетные трансферты в 2009 году принесли 59% доходов (из них 25% -
субвенции, 34% дотации и субсидии). Это следствие централизации возросших
поступлений сырьевых налогов и последующего перераспределения финансовых
средств. Отчисления от федеральных и региональных налогов составили 25% (НДФЛ,
налог на прибыль), местные налоги дают всего 4%. Для сравнения местные налоги в
США приносят 65% доходов, в Англии - 36%, Франции - 60%, Германии - 45%, Японии
- 33%.
В целом по России доля доходов местных бюджетов
по отношению к ВВП снизилась в 2007г. по сравнению с 1997г. почти в 2 раза - с
10,9% до 5,9%. Значительную роль в этом сыграл механизм межбюджетных отношений,
устанавливающий необходимость концентрации финансовых ресурсов в основном на федеральном
и региональном уровнях публичной власти в соответствии с объемом их расходных
обязательств.[25]
Таким образом, из приведенных данных видно, что
бюджетная политика РФ в отношении формирования доходов бюджетов изменяется и
важно оценить ее эволюционно в целом по всем направлениям.
Для того, чтобы лучше понять как развивалась бюджетная
политика в докризисные годы, рассмотрим основные этапы ее совершенствования с
начала 2000-х годов.
После кризисных лет 90-х и некоторого оздоровления системы
государственных финансов перед Россией встали задачи, предполагающие переход к
активной налогово-бюджетной политике, направленной на создание благоприятных
условий для развития экономики, решение важнейших социальных задач, повышение
эффективности государственного сектора.
Для определения вектора движения в
данном направлении в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике на
2001 год и на среднесрочную перспективу были определены стратегические цели,
направленные на совершенствование бюджетной политики и в частности в области управления
бюджетными доходами. Ими явились: снижение налоговой нагрузки на экономику и
уменьшение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен.
Для реализации первой задачи, начиная с 2000 года
в России было проведено существенное реформирование налоговой системы.
Из основных изменений в налоговом
законодательстве необходимо выделить следующие:
-вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды с
2001 года был введён Единый социальный налог (ЕСН), призванный упростить
администрирование. Ставка первого диапазона налога изначально была установлена
на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;
-унифицирована ставка налога на доходы физических
лиц - 13%;
-в 2002 году вместо трех налоговых платежей
(плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый
конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;
-с 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|