Совершенствование налогообложения доходов физических лиц
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Место
и роль налога на доходы физических лиц в финансовой системе государства
1.1
Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц
1.2
Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов
физических лиц
1.3
Основы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Анализ
налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации
2.1
Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц
2.2
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской
Федерации
2.3 Особенности исчисления и
уплаты налога на доходы индивидуальных предпринимателей
2.4 Налоговый кодекс
Российской Федерации: его проблемы и пути решения
ГЛАВА 3. Направления
совершенствования налогообложения доходов физических лиц в современных условиях
3.1
Оценка эффективности организационной структуры инспекции ИФНС России Кировского
района г. Новосибирска
3.2
Структура поступления платежей по налогам с доходов физических лиц за
2005-2007г
3.3 Совершенствование системы
налогового контроля за доходами физических лиц в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы обусловлена все
обостряющейся проблемой недобора налогов. Отрицательные финансово-экономические
последствия подобного процесса очевидны. Фискальный крен, а не только
несовершенство налоговых служб вызывает огромные масштабы укрытия доходов от
налогов (в несколько раз выше аналогичных показателей Запада). Процесс
становления и развития бюджетного федерализма и устойчивого функционирования
экономики во многом определяется совершенствованием и реформированием налоговой
системы РФ. Налоговая система России несет на себе отпечаток глубокого
экономического кризиса, сочетающего огромный спад производства и высокую инфляцию.
В этих условиях доля подоходного налога с населения невелика. Она заметно ниже,
чем у стран с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход от
пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения. Относительно
небольшая роль подоходного налога в России отражает, прежде всего, низкий
жизненный уровень преобладающей части населения, а также снижение доли легко
облагаемой зарплаты в его личных доходах.
Все
выше изложенное предопределяет выбор темы дипломной работы – Совершенствование
системы налогообложения доходов физических лиц.
Цель дипломной работы – исследовать место и роль налога на
доходы физических лиц в финансовой системе государства; проанализировать
особенности налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе
Российской Федерации и предложить направления совершенствования налогообложения
доходов физических лиц в современных условиях.
В
соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
·
рассмотреть этапы становления и развития системы налогообложения
доходов физических лиц;
·
выявить особенности исчисления и уплаты налога на доходы
физических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации;
·
оценить эффективность организационной структуры инспекции ИФНС
России по Кировскому району г. Новосибирска;
·
рассмотреть структуру поступления платежей по налогам с доходов
физических лиц за 2005-2007г;
·
разработать варианты совершенствования системы налогового
контроля за доходами физических лиц в современных условиях.
Объектом
исследования является деятельность ИФНС России по Кировскому району г.
Новосибирска.
Предмет
исследования – система налогообложения доходов физических лиц.
Методологической
базой исследования послужили труды известных авторов в области налогообложения
как Г. И. Букаев, С.Г. Пепеляев, Д.Г. Черник; С. В. Барулин, А. В. Макрушин Л.
В. Дуканич и многие другие.
Информационная
база – данные собранные на объекте исследования.
Методика
исследования основывалась на сравнительном
анализе, экономико-статистический анализ.
Практическая
значимость заключается в том, что предложенные автором рекомендации позволят
совершенствовать систему налогового контроля за доходами физических лиц в
современных условиях.
Структура работа: Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений. В первой главе изучена
экономическая сущность налога на доходы физических лиц.
Во второй главе проанализированы особенности налогообложения
доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации.
В третьей главе разработаны рекомендации по проблеме
налогообложения доходов физических лиц и пути их решения в современных
условиях.
ГЛАВА 1. Место и роль налога на доходы физических лиц в
финансовой системе государства
1.1
Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц
Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими
лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств, в распоряжение
государства.
С организационно-правовой стороны налоги с доходов
физических лиц, как и другие налоги, определяются как обязательный платеж,
поступающий в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов выражается в их функциях.
Общепризнанными являются две налоговые функции: фискальная и регулирующая.
Посредством фискальной функции удовлетворяются общенациональные, необходимые
потребности. А посредством регулирующей функции формируются противовесы
излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы,
обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических
интересов.
Налог на доходы
физических лиц - важная составная часть налоговой системы РФ. С их помощью
государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений
и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике.
В налогообложении
доходов населения должны быть реализованы общие принципы налогообложения:
·
всеобщность и соразмерность охвата налогами;
·
однократность налогообложения;
·
определенность налога и др.
Основное место в системе налогообложения физических лиц
занимает подоходный налог. Его идея – обеспечение равно напряженности налогообложения
на основе прямого определения доходов плательщика. Профессор М.Н. Соболев
писал, что «Подоходный налог представляет собой наиболее совершенную форму
обложения в финансовой системе, потому что он охватывает чистый доход общества
– тот основной источник, из которого платятся вообще все налоги»[13. C.95].
В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время
составляет около 13% и занимает третье место после налогов на добавленную
стоимость и прибыль. Для сравнения - доля этого платежа в других странах
составляет от 17% (во Франции) до 60% (в США). Велика и социальная значимость
этого налога, так как он затрагивает интересы всего экономически активного
населения страны. В доходной части бюджетов многих городов и районов подоходный
налог является основным источником финансирования [6. C. 43].
Поступление налога на доходы физических лиц находится в
прямой зависимости от ситуации, сложившейся в экономике страны, особенно на рынке
труда. Изменение поступлений может быть непосредственно связано с масштабами
полного или частичного высвобождения наемных работников в связи с вынужденными
остановками производства, с одной стороны, и формированием сословия
предпринимателей, многие из которых стремятся скрыть свои доходы от налоговых
органов, - с другой, а также вследствие задержек в выплате заработной платы.
Значимость налога на доходы обусловлена рядом факторов.
Во-первых, это личный налог, то есть налог, объект которого
– доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный
доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях (на основе
усредненного дохода устанавливают реальные налоги – на землю, на имущество и
т.п.), он затрагивает интересы более 80 млн. граждан.
Во-вторых, налог на доходы физических лиц позволяет в максимальной
степени реализовать основные принципы налогообложения физических лиц – всеобщность
и равномерность налогового бремени.
Все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства
(за исключением лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, о
налогообложении которых будет сказано ниже) платят теперь налог на доходы физических
лиц по твердо, фиксированным ставкам-13%, 9%, 30% и 35% в зависимости от
источников получения дохода.
Значимость налога на доходы физических лиц заключается еще и
в том, что сегодня это – «живые» деньги, стабильно и возрастающее поступающие в
доход государства.
Налоги с физических лиц существовали еще в глубокой
древности. Известно упоминание о поголовном, или подушном налоге в XII – XIII веках до Рождества
Христова в Вавилоне, а также в Китае и Персии. Греции в VII
– IX веках до Р.Х. вводились налоги на доходы граждан в
размере 1/20 части доходов, а иногда 1/10 (десятины). Налоги расходовались на
укрепление городов, содержание наемных армий, строительство военных кораблей,
сооружение храмов. За счет налогов финансировались общественные нужды:
строительство и содержание дорог, водопроводов, устройство праздников, раздача
денег и продуктов беднякам и прочие [21. С.52].
Свободные граждане античных государств-полисов
налоги платить не любили. Так, афиняне считали, что свободный человек
отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими
на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными
для себя. В связи с этим хочется сказать, что некоторые авторы называют дань с
побежденных народов первой формой налогообложения и выстраивают
последовательность дань – подать – налог. Но вернемся к античности.
Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования
вместо налогов, а дань они предпочитали получать с врагов после победы над
ними. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города
устанавливали процентные отчисления от доходов.
Граждане Древнего Рима также первоначально облагались
налогом лишь в военное время. В случае победоносной войны налоги снижались или
отменялись вовсе, поскольку казна пополнялась за счет контрибуции с завоеванных
земель.
В 6 году от Р.Х. был введен налог на наследство – по ставке
5% от стоимости наследуемого имущества. Налог был целевым: средства от него
направлялись на пенсионное обеспечение римских легионеров[13. С.21].
Финансовая система Руси стала складываться по мере
объединения Древнерусского государства, то есть с конца IX
века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела
сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань
взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем,
когда князья или их дружины сами ездили за нею.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход»,
который взимался с каждой души мужского пола и со скота. Уплата «выхода» была
прекращена Иваном III и раскладка податей стала производиться
по «сохам» (условная податная единица), а со времени Ивана Грозного «по животам
и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев,
у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью –
ясаком.
При царствовании Романовых налоговая система делалась все
более разветвленной. При этом отсутствие теории налогообложения, необдуманность
практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям (народные – соляные
бунты в 1648 году). В царствование Петра I преобразовательные
реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых
ресурсов. Была учреждена должность прибыльщиков, которыми в дальнейшем был
предложен переход к подушной подати.
С 1678 г. единицей налогообложения стал двор. Немедленно
возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей
стали огораживаться единым плетнем. Тогда единицей обложения стала вместо двора
мужская душа. Благодаря этому в 1718-1724 гг. была проведена перепись населения
России. Автор «Истории Петра Великого» А.С. Чистяков пишет: «Подушные были
невелики: с крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных
брали по 74 коп., а с государственных крестьян, кроме 74 коп., взыскивали еще
по 40 коп., вместо оброков, которые дворцовые, синодские и крепостные крестьяне
платили своим ведомствам или помещикам. Заплативши эти 74 или 117 коп.,
крестьянин не знал никаких денежных и хлебных поборов. Подушные собирались в
три срока: зимою, весною и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 коп. с
души»[14.С.115].
Современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание
недоимок. Уже в 1725 году Екатерина I снизила оклад с
74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного
налога, заключался в том, что не принималась во внимание различная доходность
труда в разных местностях и отраслях.
В XVII-XVIII
вв. начинает создаваться наука о налогообложении. Французский писатель и
философ Ш. Монтескье (1689-1755) высказался, что ничто не требует столько
мудрости и ума как определение той части, которую у подданных забирают, и той,
которую оставляют им. Проблемами налогообложения много занимались У. Петти и
А.Смит. В России идеи А. Смита и других западных экономистов развивал Николай
Тургенев в книге «Опыт теории налогов».
В практическом налогообложении в России крупные
преобразования были в период царствования Екатерины II.
Подушный налог сохранился для основного населения России, а с купцов был установлен
гильдейский сбор, в процентах от объявляемого капитала.
Несмотря на то, что мы обращаемся в основном к российской
истории налогов с доходов населения, нельзя не упомянуть о родине подоходного
налога – Англии, именно там был осуществлен первый опыт подоходного обложения.
Оно было введено в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь и было построено
на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и
т.п.). В 1802 г. подоходный налог был отменен под влиянием многочисленных
жалоб, но уже в 1803 г. вынуждены были вернуться к нему, придав ему новую
форму. В соответствии с законом доходы были разделены на 5 категорий, или
шедул, и в каждой шедуле налог должен был взыскиваться по возможности с самого
источника дохода, то есть с того лица, которое уплачивает сумму, составляющую
доход для получающей стороны. Например налог на землевладельца или
домовладельца взыскивался с арендатора или квартиранта, а последние удерживали,
уплаченную сумму из арендной платы. Налог был отменен в 1816 г. в результате ожесточенной борьбы против него буржуазных слоев общества, заставивших сжечь все
относившиеся к этому налогу документы. Он был вновь введен в 1842 году.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|