рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Совершенствование налогообложения доходов физических лиц

Совершенствование налогообложения доходов физических лиц

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Место и роль налога на доходы физических лиц в финансовой системе государства

1.1 Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц

1.2 Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц

1.3 Основы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

ГЛАВА 2. Анализ налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации

2.1 Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц

2.2 Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

2.3 Особенности исчисления и уплаты налога на доходы индивидуальных предпринимателей

2.4 Налоговый кодекс Российской Федерации: его проблемы и пути решения

ГЛАВА 3. Направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц в современных условиях

3.1 Оценка эффективности организационной структуры инспекции ИФНС России Кировского района г. Новосибирска

3.2 Структура поступления платежей по налогам с доходов физических лиц за 2005-2007г

3.3 Совершенствование системы налогового контроля за доходами физических лиц в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы дипломной работы обусловлена все обостряющейся проблемой недобора налогов. Отрицательные финансово-экономические последствия подобного процесса очевидны. Фискальный крен, а не только несовершенство налоговых служб вызывает огромные масштабы укрытия доходов от налогов (в несколько раз выше аналогичных показателей Запада). Процесс становления и развития бюджетного федерализма и устойчивого функционирования экономики во многом определяется совершенствованием и реформированием налоговой системы РФ. Налоговая система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, сочетающего огромный спад производства и высокую инфляцию. В этих условиях доля подоходного налога с населения невелика. Она заметно ниже, чем у стран с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения. Относительно небольшая роль подоходного налога в России отражает, прежде всего, низкий жизненный уровень преобладающей части населения, а также снижение доли легко облагаемой зарплаты в его личных доходах.

Все выше изложенное предопределяет выбор темы дипломной работы – Совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц.

Цель дипломной работы – исследовать место и роль налога на доходы физических лиц в финансовой системе государства; проанализировать особенности налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации и предложить направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

·              рассмотреть этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц;

·              выявить особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации;

·              оценить эффективность организационной структуры инспекции ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска;

·              рассмотреть структуру поступления платежей по налогам с доходов физических лиц за 2005-2007г;

·              разработать варианты совершенствования системы налогового контроля за доходами физических лиц в современных условиях.

Объектом исследования является деятельность ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска.

Предмет исследования – система налогообложения доходов физических лиц.

Методологической базой исследования послужили труды известных авторов в области налогообложения как Г. И. Букаев, С.Г. Пепеляев, Д.Г. Черник; С. В. Барулин, А. В. Макрушин Л. В. Дуканич и многие другие.

Информационная база – данные собранные на объекте исследования.

Методика исследования основывалась на сравнительном анализе, экономико-статистический анализ.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные автором рекомендации позволят совершенствовать систему налогового контроля за доходами физических лиц в современных условиях.

Структура работа: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе изучена экономическая сущность налога на доходы физических лиц.

Во второй главе проанализированы особенности налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации.

В третьей главе разработаны рекомендации по проблеме налогообложения доходов физических лиц и пути их решения в современных условиях.

ГЛАВА 1. Место и роль налога на доходы физических лиц в финансовой системе государства

 

1.1 Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц


Экономическая сущность налога на доходы физических лиц характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств, в распоряжение государства.

С организационно-правовой стороны налоги с доходов физических лиц, как и другие налоги, определяются как обязательный платеж, поступающий в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов выражается в их функциях. Общепризнанными являются две налоговые функции: фискальная и регулирующая. Посредством фискальной функции удовлетворяются общенациональные, необходимые потребности. А посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.

Налог на доходы физических лиц - важная составная часть налоговой системы РФ. С их помощью государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике.

В налогообложении доходов населения должны быть реализованы общие принципы налогообложения:

·                         всеобщность и соразмерность охвата налогами;

·                         однократность налогообложения;

·                         определенность налога и др.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Его идея – обеспечение равно напряженности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика. Профессор М.Н. Соболев писал, что «Подоходный налог представляет собой наиболее совершенную форму обложения в финансовой системе, потому что он охватывает чистый доход общества – тот основной источник, из которого платятся вообще все налоги»[13. C.95].

В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время составляет около 13% и занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и прибыль. Для сравнения - доля этого платежа в других странах составляет от 17% (во Франции) до 60% (в США). Велика и социальная значимость этого налога, так как он затрагивает интересы всего экономически активного населения страны. В доходной части бюджетов многих городов и районов подоходный налог является основным источником финансирования [6. C. 43].

Поступление налога на доходы физических лиц находится в прямой зависимости от ситуации, сложившейся в экономике страны, особенно на рынке труда. Изменение поступлений может быть непосредственно связано с масштабами полного или частичного высвобождения наемных работников в связи с вынужденными остановками производства, с одной стороны, и формированием сословия предпринимателей, многие из которых стремятся скрыть свои доходы от налоговых органов, - с другой, а также вследствие задержек в выплате заработной платы.

Значимость налога на доходы обусловлена рядом факторов.

Во-первых, это личный налог, то есть налог, объект которого – доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях (на основе усредненного дохода устанавливают реальные налоги – на землю, на имущество и т.п.), он затрагивает интересы более 80 млн. граждан.

Во-вторых, налог на доходы физических лиц позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения физических лиц – всеобщность и равномерность налогового бремени.

Все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, о налогообложении которых будет сказано ниже) платят теперь налог на доходы физических лиц по твердо, фиксированным ставкам-13%, 9%, 30% и 35% в зависимости от источников получения дохода.

Значимость налога на доходы физических лиц заключается еще и в том, что сегодня это – «живые» деньги, стабильно и возрастающее поступающие в доход государства.


1.2 Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц


Налоги с физических лиц существовали еще в глубокой древности. Известно упоминание о поголовном, или подушном налоге в XII – XIII веках до Рождества Христова в Вавилоне, а также в Китае и Персии. Греции в VII – IX веках до Р.Х. вводились налоги на доходы граждан в размере 1/20 части доходов, а иногда 1/10 (десятины). Налоги расходовались на укрепление городов, содержание наемных армий, строительство военных кораблей, сооружение храмов. За счет налогов финансировались общественные нужды: строительство и содержание дорог, водопроводов, устройство праздников, раздача денег и продуктов беднякам и прочие [21. С.52].

Свободные граждане античных государств-полисов налоги платить не любили. Так, афиняне считали, что свободный человек отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. В связи с этим хочется сказать, что некоторые авторы называют дань с побежденных народов первой формой налогообложения и выстраивают последовательность дань – подать – налог. Но вернемся к античности.

Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования вместо налогов, а дань они предпочитали получать с врагов после победы над ними. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Граждане Древнего Рима также первоначально облагались налогом лишь в военное время. В случае победоносной войны налоги снижались или отменялись вовсе, поскольку казна пополнялась за счет контрибуции с завоеванных земель.

В 6 году от Р.Х. был введен налог на наследство – по ставке 5% от стоимости наследуемого имущества. Налог был целевым: средства от него направлялись на пенсионное обеспечение римских легионеров[13. С.21].

Финансовая система Руси стала складываться по мере объединения Древнерусского государства, то есть с конца IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или их дружины сами ездили за нею.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», который взимался с каждой души мужского пола и со скота. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III и раскладка податей стала производиться по «сохам» (условная податная единица), а со времени Ивана Грозного «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью – ясаком.

При царствовании Романовых налоговая система делалась все более разветвленной. При этом отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям (народные – соляные бунты в 1648 году). В царствование Петра I преобразовательные реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых ресурсов. Была учреждена должность прибыльщиков, которыми в дальнейшем был предложен переход к подушной подати.

С 1678 г. единицей налогообложения стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем. Тогда единицей обложения стала вместо двора мужская душа. Благодаря этому в 1718-1724 гг. была проведена перепись населения России. Автор «Истории Петра Великого» А.С. Чистяков пишет: «Подушные были невелики: с крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных брали по 74 коп., а с государственных крестьян, кроме 74 коп., взыскивали еще по 40 коп., вместо оброков, которые дворцовые, синодские и крепостные крестьяне платили своим ведомствам или помещикам. Заплативши эти 74 или 117 коп., крестьянин не знал никаких денежных и хлебных поборов. Подушные собирались в три срока: зимою, весною и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 коп. с души»[14.С.115].

Современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок. Уже в 1725 году Екатерина I снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключался в том, что не принималась во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях.

В XVII-XVIII вв. начинает создаваться наука о налогообложении. Французский писатель и философ Ш. Монтескье (1689-1755) высказался, что ничто не требует столько мудрости и ума как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Проблемами налогообложения много занимались У. Петти и А.Смит. В России идеи А. Смита и других западных экономистов развивал Николай Тургенев в книге «Опыт теории налогов».

В практическом налогообложении в России крупные преобразования были в период царствования Екатерины II. Подушный налог сохранился для основного населения России, а с купцов был установлен гильдейский сбор, в процентах от объявляемого капитала.

Несмотря на то, что мы обращаемся в основном к российской истории налогов с доходов населения, нельзя не упомянуть о родине подоходного налога – Англии, именно там был осуществлен первый опыт подоходного обложения. Оно было введено в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь и было построено на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.). В 1802 г. подоходный налог был отменен под влиянием многочисленных жалоб, но уже в 1803 г. вынуждены были вернуться к нему, придав ему новую форму. В соответствии с законом доходы были разделены на 5 категорий, или шедул, и в каждой шедуле налог должен был взыскиваться по возможности с самого источника дохода, то есть с того лица, которое уплачивает сумму, составляющую доход для получающей стороны. Например налог на землевладельца или домовладельца взыскивался с арендатора или квартиранта, а последние удерживали, уплаченную сумму из арендной платы. Налог был отменен в 1816 г. в результате ожесточенной борьбы против него буржуазных слоев общества, заставивших сжечь все относившиеся к этому налогу документы. Он был вновь введен в 1842 году.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.