По таблице 3.8 видно, что
увеличивается объем поступления налогов и хотя увеличение небольшое, оно имеет
стабильный характер.
Таблица 3.8
Динамика
поступлений по специальным налоговым режимам по городу Черкесску
Вид налога
|
Отклонение
|
2004-2003 гг.
|
2005-2003 гг.
|
2005-2006 гг.
|
(+,-)
|
Темп роста, %
|
(+,-)
|
Темп роста %
|
(+,-)
|
Темп роста, %
|
Всего поступило
|
80527
|
112,07
|
178033
|
131,25
|
191531
|
154,13
|
УСН
|
12932
|
146,94
|
29342
|
363,32
|
34021
|
370,14
|
ЕНВД
|
9463
|
169,6
|
14865
|
281,4
|
15904
|
301,41
|
По всем поступившим
налогам видна динамика, которая увеличивается с каждым годом. Если сравнивать
2004-2003 гг. то виден рост на 80527 тыс. руб. или на 12,07%, 2005-2003 гг.
положительное отклонение составило 178033 тыс. руб. или на 31,25%, а если
сравнить 2005-2006 гг. рост составил 191531 тыс.руб. или на 54,13%. По УСН тоже
виден рост в 2004-2003 гг. на 46,94 %, в 2005-2003 гг.- 263,42%, а в 2005-2006 гг.
рост составил 270,14%.
И по ЕНВД наблюдается
увеличение 2004 – 2003 гг., на 9463 тыс. руб., или на 69,6%, а на 2005 – 2003
гг., рост виден на 14865 тыс. руб. или на 181,4%. А по сравнению 2005 года с
2006 годом рост на 15904 тыс. руб. или на 201,41%. И в общем можно сделать
вывод, что по специальным налоговым режимам собираемым в городе Черкесске наблюдается
увеличение.
По данным таблицы 3.9
видно, что поступление по налоговым и неналоговым платежам равен 100%, из них
99,89% составили налоговые платежи на 2006 год, а на 2005 год эта величина
составляла 0,93%.
Таблица 3.9
Структура по
специальным налоговым режимам по г. Черкесску%
Вид налога
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Всего поступило налоговых и неналоговых платежей
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Поступило налоговых платежей
|
99,63
|
98,96
|
99,89
|
92,82
|
УСН
|
2,2
|
4,7
|
5,43
|
5,25
|
ЕНВД
|
1,5
|
2,24
|
3,32
|
2,9
|
ЕСХН
|
0,03
|
0,04
|
0,04
|
0,5
|
Рис. 3.2 Структура
поступлений по специальным налоговым режимам за 2006 г.
По УСН, если сравнить 2004
год с 2003 годом видно увеличение с 2,2% до 4,7%, а если сравнить 2005-2006 гг.
то виден снижение с 5,43% до 5,25%. По ЕНВД тоже видно увеличение с 1,5% до
2,24% в 2003-2004 гг.,а если сравнить 2005-2006 гг. то видно снижение с 3,32%
до 2,9%. А по ЕСХН в 2003-200 4гг. рост с 0,03% до 0,04%, тогда как в 2004 году
– 16236 тыс. руб., а в период 2005-2006 гг. они увеличились с 0,04% до 0,5%
т.е. доля этих налогов в последний год увеличилась .
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что одним
из препятствий нормального функционирования малых предприятий является то, что
большая часть доходов предприятия уходит на уплату налогов и сборов, а так же
сложность заполнения и многочисленность документации для правильной уплаты
налогов.
Существует около 200 форм и схем, которые предпринимателю
необходимо заполнить, а также ознакомиться с примерно 700 страницами объяснений
и инструкций по правильному заполнению отчетности.
На заполнение уходит приблизительно одна пятая рабочего времени, и
78% предприятий приходится нанимать квалифицированного юриста для заполнения
налоговых форм, 16% дохода предприятия тратится на отчетность.
По официальным данным вклад российского
малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 -12%, а доля занятых в
секторе малого предпринимательства— 15-17%. По уровню занятости в секторе
малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы
(50-55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число
занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится
30-35 малых предприятий в России - около 7.
Вместе с тем, при сопоставлении вклада российских малых
предприятий в ВВП страны с вкладом европейского и американского малого бизнеса
следует учитывать, что критерии, применяемые в России, странах ЕС и США
несопоставимы. Так, в России к категории малых относятся предприятия с
предельной численностью от 30 до 100 чел., в зависимости от вида деятельности.
В странах ЕС Союза и США оценивается общий вклад микропредприятий (ло 10 чел.),
малых (от 11 до 50 чел.) и средних предприятий (от 51 до 250 чел — в ЕС, от 51
до 500 чел. - в США).
Согласно результатам анализа, проведенного в 2004 г. Агентством США по международному развитию совместно с Ресурсным центром малого
предпринимательства РФ, вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел
(малые и средние предприятия по классификации ЕС) по отношению к
соответствующей суммарной величине всех предприятий России в 2002 и 2003 гг.
составил 47%, а общая занятость в малом бизнесе на 1 января 2006 г. оценивается в 16,7 млн. чел. или 24,5% от общего числа занятых в экономике. Однако, эти
показатели также ниже уровня экономически развитых стран.
Высокий уровень развития малого бизнеса в экономически развитых
странах был бы невозможен без реализации системы мер государственной поддержки,
включая меры налогового стимулирования.
В большинстве европейских стран налоговые льготы для малых
предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные
налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы
налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого
предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли,
явление достаточно редкое.
В ряде стран субъектам малого предпринимательства разрешается
единовременное списание (в определенных пределах) инвестиций в основные фонды.
В других применяется ускоренная амортизация. В США предоставляются специальные
налоговые льготы на венчурные инвестиции в малые предприятия отдельных
категорий, а также действуют льготные ставки налога на прирост капитальной
стоимости в части реализации акций малых предприятий.
В некоторых странах для субъектов малого предпринимательства
установлен более высокий максимальный уровень вычитаемых в целях
налогообложения расходов на НИОКР. Итальянские предприниматели получили
упрощенную и ускоренную систему возврата НДС. В Австралии ксубъектам малого
предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения,
направленная на снижение административного бремени соблюдения налогового
законодательства.
В России сложилась другая ситуация - упрощенная система
налогообложения для малого предпринимательства предусматривает абсолютно иные
правила, заключающиеся в замене основных налогов одним налогом.
Упрошенная система налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства была введена с 01 января 1996 г., то есть применяется уже более 10 лет и первоначально этот льготный налоговый режим
применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогу на
прибыль, налогу на добавленную стоимость. Однако с введением в действие части
второй НК РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» гл. 25 «Налог
на прибыль организаций» налоговые льготы для малых предприятий по налогу на
прибыль и налогу на добавленную стоимость были отменены.
С 01 января 2003 г. часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26!
«Упрощенная система налогообложения» (далее -УСН), которая заменила
действовавший до этого аналогичный специальный налоговый режим, который в
значительной степени был усовершенствован. Последующие поправки в эту главу НК
РФ, вступившие и силу с 01 января 2006 г., сделали этот специальный налоговый режим еще более льготным и привлекательным для малого бизнеса.
Совершенствование УСН привело за период с 2002 г. по 2005 г. к росту количества налогоплательщиков, применяющих УСН, со 197,2 тыс. ед. до
1059,0 тыс. ед. или в 5,4 раза, в том числе: организаций — с 66,8 до 491,2 или
в 7,4 раз; индивидуальных предпринимателей со 130,4 до 567,8 или4,4 раза.
При этом за период с 2002 по 2005 гг. количество малых предприятий
возросло с 882,3 тыс. до 979,3 тыс. или всего на 11%. Отношение количества
организаций, применяющих УСН, к количеству малых предприятий за 2002-05 гг.
увеличилось с 7,6% до 50,2%. Несмотря на то, что не все организации,
применяющие УСН можно отнести к малым предприятиям в соответствии с Федеральным
законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации», приведенные данные свидетельствуют
о резком росте количества малых предприятий, применяющих УСН.
Вместе с тем, сумма налогов уплачиваемых в связи с применением УСН
выросла за 2002-05 гг. с 7,9 млрд. руб. до 38,8 млрд. руб. или в 4,9 раза.
Таким образом, рост налоговых платежей от УСН несколько отстает от роста
количества налогоплательщиков. Это связано с тем, что порядок исчисления
налоговой базы при применении УСН, в результате внесения в него изменений, стал
более льготным. Вместе с тем, одной из причин роста числа налогоплательщиков-организаций
стало их разукрупнение в целях минимизации налогообложения.
Применение УСН для субъектов малого предпринимательства в России
имеет уже достаточно длительную историю, что позволяет выявить проблемы,
связанные с функционированием этого специального налогового режима.
Одной из наиболее острых проблем является определение критериев,
дающих право на применение УСН.
В последнее время совершенствование этого специального налогового
режима шло по пути увеличения размера доходов, позволяющих перейти на УСН, а
также расширения перечня расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы.
Однако эти меры не сопровождались одновременным ведением норм в гл. 265 НК РФ,
направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие
единицы в целях получения доступа к этому налоговому режиму.
Таблица 4.1
Критерии разделения субъектов малого предпринимательства
Показатели
|
Средние предприятия
|
Малые предприятия
|
Микро-предприятия
|
Максимальное число
работающих (человек)
|
250
|
50
|
10
|
Максимальная величина
годового оборота (млн. евро) (млн. руб.)
|
40 1 360
|
7 238
|
-
|
Максимальная величина
балансовой стоимости активов (млн. евро) (млн. руб.)
|
27 918
|
5 170
|
-
|
В настоящее время, Минэкономразвития России осуществляет
подготовку новой редакции федерального закона о государственной поддержке
малого предпринимательства, одной из задач, которого, в частности, является
установление системы критериев, по которым должны определяться субъекты малого
предпринимательства, что позволит обеспечить целевой характер мер их
государственной поддержки, в том числе налогового стимулирования.
В материалах, подготовленных комиссией по инвестициям к заседанию
Совета по торговле и развитию в рамках 17 сессии ООН (2000 г.) предложена схема разделения субъектов малого предпринимательства исходя из численности
штатных работников: субъекты микробизнеса — не более 5 чел.; субъекты малого
бизнеса — от 6 до 50 чел.; субъекты среднего бизнеса - от 51 до 250 чел.
Для каждой категории предприятий предусмотрена своя система
отчетности того уровня детализации, который соответствует размерам предприятия.
В силу того, что до сих пор между европейскими странами есть
различия в определении сектора микро-, малого и среднего бизнеса (SME), общеевропейские программы
фактически адресованы лишь части SME в каждой отдельной стране. Свои собственные
определения SME использовали Европейский инвестиционный банк и Европейский
инвестиционный фонд. В целях унификации определений SME, действующих в разных
европейских странах и на уровне Европейского Союза, Европейская Комиссия
приняла следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в
совокупности составляют сектор SME в экономике западноевропейских стран:
Чтобы в соответствии с приведенной классификацией ЕС, предприятие
считалось микро-, малым или средним, оно должно соответствовать критерию
численности и одному из двух финансовых критериев. Наряду с этим, предприятие
должно быть экономически независимым. Это означает, что предприятию или группе
предприятий, не принадлежащих сектору SME, может принадлежать не более 25 % собственности
предприятия из сектора SME. Верхние границы годового оборота и балансовой
стоимости активов, указанные в определении, должны регулярно, обычно 1 раз в 4
года, пересматриваться, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике
стран-участниц ЕС (изменение уровня цен, рост производительности труда). Среди
критериев отнесения к SME основной - количество занятых, финансовые
критерии необходимы для определения реальной значимости предприятия и его
позиции среди конкурентов. Критерий по числу занятых учитывает как полную, так
и частичную занятость на предприятии.
В силу специфики деятельности, предприятия торговли и сферы
распределения имеют больший годовой оборот, чем предприятия производственного
сектора. Поэтому кроме критерия «годовой оборот» применяется критерий
«балансовая стоимость активов», который более точно отражает реальный масштаб
бизнеса. В соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии, если по итогам
финансового года предприятие из числа SME превысило пороговые значения финансовых
показателей, то не происходит автоматического исключение его из числа SM Е. Исключение наступает
лишь в том случае, если зафиксированное превышение финансовых критериев
повторяйся по итогам еще 2 финансовых лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|