рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление дебиторской задолженностью на примере ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота"

Дебиторская задолженность может быть допустимой, обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

Авторы В.Б. Ивашкевич и И.М. Семенова в своей работе «Учет и анализ дебиторской задолженности » определяют дебиторскую задолженность как сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных операций между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.[47]

 В зарубежной литературе по управлению финансами предприятий, в частности, по вопросу определения сущности дебиторской задолженности авторы более единодушны в своих мнениях. Так, например, авторы Кермит Ларсон и Пол Миллер в своей книге «Принципы расчетов» определяют дебиторскую задолженность как сумму долгов покупателей за приобретенные товары, работы или услуги. Практически такое же определение дебиторской задолженности приводят Рэй Гаррисон и Эрик Норин в своей книге «Управление финансами» и ряд других авторов.[50,50,52]

Таким образом, несмотря на множество различных формулировок определения понятия дебиторской задолженности авторы приводят довольно похожие определения данного понятия. Однако, определение дебиторской задолженности только лишь как суммы долгов в пользу предприятия, на наш взгляд, является неполным и должно быть расширено.

Очевидно, что если определять понятие дебиторской задолженности как сумму долгов в пользу предприятия, то вся концепция управления дебиторской задолженностью будет сводиться к ее минимизации, так как в большинстве случаев предприятия стремятся получить оплату за реализованную продукцию в полном объеме. На это указывает В.В. Ковалев в книге «Финансовый анализ: методы и процедуры».[30]

 Однако, дебиторская задолженность является также и неполученной выручкой предприятия за реализованную продукцию. В этом случае меняется и сам подход к определению понятия дебиторской задолженности. Понятие «выручка от продаж» включает суммы денежных средств, поступивших в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и дебиторской задолженности. Таким образом, базой для определения выручки от продаж является только факт отгрузки (продажи). Если продажа продукции осуществляется на условиях коммерческого кредита, то выручкой считается полная сумма дебиторской задолженности независимо от продолжительности рассрочки или отсрочки. Если произведена неполная оплата отгруженной продукции, то выручка определяется как сумма поступления дебиторской задолженности (в частности, непокрытой поступлением). Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности (строительство, научно-исследовательская работа и т.д.) [21]. Поскольку выручка является основным доходом предприятия, формирующим его финансовый результат, следовательно, предприятие стремится к его увеличению. Однако в этом случае предприятие неизбежно будет увеличивать и дебиторскую задолженность как одну из составляющих частей выручки. Следовательно, в этом случае на дебиторскую задолженность
действуют те же факторы, что и на выручку предприятия. Так, если раньше на сумму выручки оказывали влияние факторы связанные как со спросом на продукцию, так и с документооборотом между покупателем и поставщиком, платежеспособностью покупателя, то в настоящее время на сумму выручки оказывает влияние только один фактор - фактор спроса, конкурентоспособности произведенной продукции.[17]. Следовательно, с учетом такой точки зрения на объем дебиторской задолженности также влияет фактор спроса, и это следует учитывать при формировании политики управления дебиторской задолженностью.

С другой стороны, дебиторская задолженность может быть определена с той позиции, что дебиторская задолженность является составной частью оборотных активов. В этом случае принципы управления оборотными активами действительны и для дебиторской задолженности. Известно, что одним из основных элементов управления оборотными активами является их нормирование. С помощью нормирования обеспечивается взаимосвязь производственных и финансовых показателей, необходимая для успешной предпринимательской деятельности. Учитывая то обстоятельство, что дебиторская задолженность, равно как и денежные средства, являются ненормируемыми активами в составе оборотных активов, следовательно, политика управления дебиторской задолженностью должна быть направлена на обеспечение допустимого уровня дебиторской задолженности с последующим контролем над ее динамикой и объемом.

 Проанализировав многочисленные мнения на предмет определения понятия дебиторской задолженности, можно сказать, что дебиторская задолженность - это одновременно и неполученная выручка, и часть оборотных активов предприятия, отражающая задолженность юридических и физических лиц в пользу данного предприятия в результате финансово-хозяйственных операций между ними. Следовательно, можно сказать, что под управлением дебиторской задолженностью следует понимать часть общей политики управления выручкой и оборотными активами предприятия, заключающаяся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации.

 В литературе также встречаются различные классификации дебиторской задолженности.

 И.А. Бланк в книге «Основы финансового менеджмента » приводит деление дебиторской задолженности на виды по экономическому содержанию:

·                    дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты, которых не наступил;

·                    дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

·                    дебиторская задолженность по векселям полученным;

·                    дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом; ^ дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

·                    прочие виды дебиторской задолженности.

По мнению И.А. Бланка среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции). [29]

 Несколько другая классификация приводится в книге «Справочник финансиста предприятия»:

·                     срочная дебиторская задолженность - в пределах срока, установленного договором; возникает в результате или применяемых форм безналичных расчетов, или как результат отсрочки платежа;

·                     просроченная – более срока, установленного договором; возникает в результате неплатежей, как умышленных, так и неумышленных, как по уважительным, так и по неуважительным причинам;

·                     по которой истек срок давности, равный трем годам с момента окончания срока исполнения договора, списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы и отражается на забалансовом счете;

·                     находящаяся на забалансовом счете в течение пяти лет с момента списания с целью контроля ее получения. [17]

Однако классификация дебиторской задолженности по указанным выше признакам является неполной и дает не вполне четкую характеристику имеющейся у предприятия дебиторской задолженности. Действительно, при анализе финансового состояния предприятия довольно часто возникает вопрос о степени обеспеченности дебиторской задолженности активами предприятия-должника или активами третьих лиц, а также насколько реально взыскать имеющуюся у предприятия дебиторскую задолженность.

Таким образом, дебиторскую задолженность также можно классифицировать по степени обеспеченности и по возможности взыскания.

По степени обеспеченности следует различать:

·                    дебиторская задолженность, обеспеченная залогом, поручительством;

·                    дебиторская задолженность, не обеспеченная залогом, поручительством.

По обеспеченной залогом дебиторской задолженности предприятие-продавец имеет право получить в возмещение долга часть или полную стоимость заложенного имущества. Залогодателем может являться как само предприятие-должник, так и третье лицо. [47]

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение им его долгового обязательства полностью или частично.

Следовательно, благодаря данной группировке дебиторской задолженности предприятие-продавец может определить, какая доля общей дебиторской задолженности гарантированно может оказаться весьма полезной при оценке структуры оборотных активов предприятия-продавца, так как обеспеченная залогом или поручительством дебиторская задолженность свидетельствует о том, что данная задолженность будет инкассирована независимо от финансового состояния должника.

По возможности взыскания дебиторскую задолженность можно подразделить на:

·                    надежную;

·                    сомнительную;

·                    безнадежную.

К надежной дебиторской задолженности относят сумму счетов, предъявленных покупателям с оплатой в пределах срока, установленного договором, а также задолженность, обеспеченная залогом, поручительством.

Под сомнительной дебиторской задолженностью понимается задолженность, возврат средств по которой представляется маловероятным, даже если такая задолженность пока не может быть отнесена на убытки. На практике, к сомнительной задолженности может быть отнесена задолженность, не являющаяся просроченной в силу особенностей конкретного покупателя. Однако, подобные случаи все же нетипичны даже в условиях российской экономики и являются скорее исключениями из общего правила, поэтому будем считать такую задолженность сомнительной, срок погашения которой уже истек.

Безнадежной считают дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, невозможную к получению вследствие форс-мажорных обстоятельств, в которых оказался должник, а также ликвидацией организации – дебитора или банкротства.

Группировка дебиторской задолженности по возможности ее взыскания позволяет выявить также и надежность покупателей. Покупателю, за которым числится безнадежная дебиторская задолженность, скорее всего, будет присвоен низкий кредитный рейтинг, что автоматически сделает невозможным предоставление ему коммерческого кредита.

Следует отметить то обстоятельство, что в некоторых странах классификация дебиторской задолженности может отличаться друг от друга. Так. Например, в Австрии, Греции, Испании и Португалии принято выделять в отдельные группы авансы, выданные для приобретения активов в будущем. В Германии, Италии и Дании выделяют дебиторскую задолженность зависимых компаний. Кроме того, МСФО предусматривают, что дебиторская задолженность может классифицироваться и по направлениям деятельности хозяйствующего субъекта: по основной деятельности и прочим операциям. [47]

Разумеется, каждое предприятие само решает, по каким критериям классифицировать дебиторскую задолженность. Однако, на наш взгляд, чем большее количество критериев используется предприятием, тем меньше потребуется усилий со стороны финансовых служб, определения приоритетных направлений в работе по оптимизации объема дебиторской задолженности. Одним из таких направлений, независимо от принятого способа классификации, является формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.


1.2 Принципы формирования кредитной политики предприятия


В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия.

Консервативный тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредитов и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита. [29]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.