рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление дебиторской задолженностью на примере ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота"



где Z - затраты предприятия от предоставления скидок;

S - размер скидки, %;

Т - дата окончательного расчета;

Р - период действия скидки.

В примере, который мы рассмотрели, она работает следующим образом:



Следовательно, согласно приведенным расчетам можно сделать вывод, что если в качестве условий реализации продукции предприятием используется формула "2/10 нетто 30", когда 2%-ная скидка будет представляться предприятием по всем счетам, оплаченным в течение 10 дней, и полная сумма должна быть выплачена в течение 30 дней, за год сумма потерь предприятия от предоставления скидок будет равняться 37,24 % от объема выручки предприятия по данным счетам.

Таким образом, злоупотребление скидками при срочной оплате продукции предприятия-продавца может привести к недоплате значительных сумм. Следовательно, можно заключить, что скидки при срочной оплате продукции эффективны в течение короткого периода времени для достижения определенных задач, например, восполнить недостаток денежных средств на конкретный момент.

Размер предоставляемого кредита характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите - средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия - кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой [29]:



где ПС - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦС - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении

немедленного расчета за приобретенную продукцию;

СП - срок предоставления кредита, в днях.

Устанавливая стоимость товарного или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия - кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их платежеспособность. Платежеспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

·                    определение системы характеристик, оценивающих платежеспособность отдельных групп покупателей;

·                    формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки платежеспособности покупателей;

·                    выбор методов оценки отдельных характеристик платежеспособности покупателей;

·                    группировку покупателей продукции по уровню платежеспособности;

·                    дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем платежеспособности покупателей;

·                    выбор методов инкассации дебиторской задолженности.

Определение системы характеристик, оценивающих платежеспособность

отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

Такая обычно оценка осуществляется по следующим критериям:

·                    объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

·                    репутация покупателя в деловом мире;

·                    платежеспособность покупателя;

·                    результативность хозяйственной деятельности покупателя;

·                    состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

·                    объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о банкротстве.

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки платежеспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемо из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя, других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

Выбор методов оценки отдельных характеристик платежеспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик платежеспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, бальный и другие методы.

Группировка покупателей продукции по уровню платежеспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает выделение следующих их категорий:

·                    покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

·                    покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

·                    покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем платежеспособности покупателя, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Выбор методов инкассации дебиторской задолженности определяется отдельно по каждому покупателю в зависимости от уровня его платежеспособности и экономической выгоды от применения того или иного метода.


1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности


Комплекс мер по взысканию дебиторской задолженности на предприятии является завершающим этапом всей кредитной политики организации в то же время ее неотъемлемой частью. Многообразие различных экономических ситуаций привело к тому, что помимо традиционного отслеживания состояния дебиторской задолженности и непосредственного контакта с покупателями по поводу оплаты счетов за поставленную продукцию, существует несколько способов инкассации дебиторской задолженности, позволяющих вернуть денежные средства за поставленную продукцию.

Сгруппировать используемые российскими и зарубежными предприятиями методы инкассации дебиторской задолженности можно по признаку их эффективности, которая характеризуется частотой их применения на практике:

1. Коммерческие переговоры с покупателями о сроках оплаты

предоставленных товаров или услуг; взаимозачетные операции.

2. Оформление дебиторской задолженности векселем.

3. Взыскание задолженности через суд.

4. Уступка права требования как способ погашения дебиторской задолженности.

5. Инкассация дебиторской задолженности посредством факторинговых операций.

6. Другие способы взыскания дебиторской задолженности

1. Взыскание дебиторской задолженности путем переговоров. Из всех перечисленных способов инкассации дебиторской задолженности путем переговоров с покупателями является одним из наиболее дешевых и удобных для предприятия-продавца. В процессе переговоров, в особенности, если они проходят при непосредственном посещении покупателя, можно получить важную информацию о финансовом положении покупателя, о его отношении к соблюдению платежной дисциплины и договорных отношений вообще, чего нельзя получить из официальных источников информации.

Однако здесь со стороны представителей предприятия-кредитора требуется достаточно высокая квалификация для правильной оценки финансового состояния предприятия-должника и анализа той экономической ситуации, в которой находится должник. В результате переговоров могут быть определены новые сроки погашения задолженности, передана часть имущества предприятия-должника предприятию-кредитору в счет погашения задолженности либо проведены операции по зачету взаимных обязательств.

Безусловно, зачет взаимных требований приносит ощутимые преимущества обеим сторонам сделки, а при проведении многосторонних взаимозачетов и другим участникам.

Однако, необходимо отметить, операции по взаимозачету, несмотря на их широкое распространение, не способствуют уменьшению количества случаев неплатежей, так как в результате взаимозачета предприятия не получают денежные средства, необходимы для обеспечения нормальной работы предприятия.[67,68]

Следует признать, что зачастую предприятие-должник действительно не имеет средств для немедленного погашения своей задолженности за полученные товары или услуги. В таком случае предприятие-продавец может прибегнуть и к другим методам инкассации дебиторской задолженности.

2. Оформление дебиторской задолженности векселем. Одним из наиболее эффективных методов инкассации дебиторской задолженности является оформление дебиторской задолженности векселем. Вексель, являясь одним из видов безналичных расчетов, по данным Госкомстата, в последние годы приобретает все большую популярность среди предприятий при расчетах за поставленную продукцию или оказанные услуги, и благодаря своим свойствам, выступает одним из наиболее привлекательных способов инкассации дебиторской задолженности.[48] Особенностью векселя в качестве долгового обязательства состоит в том, что он является безусловным, бесспорным, не зависящим от причин, вызвавшим его выдачу, обязательством. Разумеется, получение векселя не уменьшает объем дебиторской задолженности в составе оборотных активов предприятия. Однако, обеспечение дебиторской задолженности векселем предоставляет векселедержателю больше вариантов для управления и оптимизации дебиторской задолженности, обеспеченной векселем. Действительно, наличие векселя не только гарантирует векселедержателю получение указанной в векселе суммы по истечении определенного срока, но и позволяет самому рассчитываться данным векселем со своими контрагентами за полученные товары или услуги. При необходимости векселедержатель получить денежные средства по данному векселю раньше указанного в векселе срока, реализовав его третьим лицам. [28]

Вообще, следует отметить, что вексель, как специфический финансовый инструмент, способный выполнять целый ряд задач, без профессиональной организации вексельного обращения теряет свою силу. Приведем некоторые причины данной ситуации на российском вексельном рынке.

Во-первых, это противоречивость законодательной базы: российское вексельное законодательство подчинено нормам международного права, рассчитанного на развитость вексельного делового оборота, в то время как практика вексельного законодательства в России только начала возрождаться, а соответствующие обычаи цивилизованного вексельного рынка почти полностью отсутствуют.

Во-вторых, неразвитость инфраструктуры торговли векселями: существует необходимость уделять повышенное внимание проверке векселей, так как подделки бланков векселей, а также дефекты формы встречаются довольно часто.

Однако, несмотря на сложившиеся в российской экономике проблемы, связанные с вексельным обращением, по данным статистических исследований вексель остается одним из наиболее привлекательных инструментов для инкассации дебиторской задолженности. [47] Причины такого явления можно определить, проведя сравнительную характеристику векселя и цессии, которая стоит третьей в списке наиболее применяемых инструментов для погашения дебиторской задолженности.

По своим последствиям и процедуре передача векселя по индоссаменту в счет погашения дебиторской задолженности существенно отличается от общегражданской передачи прав требования (цессии) (ГК РФ, Глава 24. Перемена лиц в обязательстве):

Цессия - двусторонний договор, индоссамент - односторонний формальный акт. По индоссаменту передается сам вексель, по цессии — права, вытекающие из обязательства.

Приобретение права при индоссаменте основывается на самом векселе, но не на правах индоссанта, и, следовательно, приобретенное право имеет самостоятельный характер, при цессии оно вытекает исключительно из прав цедента.

При цессии цедент отвечает лишь за существование, действительность права требования в данный момент, но не за то, что его удастся осуществить. Последнее - предмет отдельного соглашения. При индоссаменте действительность требования имеет меньшее значение (пусть даже вексель фальшив), но за его доброкачественность (возможность его осуществить) индоссант несет ответственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.