рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Акционерный капитал и акционерные общества

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики - консервативный, уме­ренный (компромиссный) и агрессивный. Каждому из этих подходов соот­ветствует определенный тип дивидендной политики.

Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд вы­платы дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетво­рена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможно­стей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализа­цию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников.

Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает вы­плату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надеж­ность. Она создает чувство уверенности акционеров в неизменности раз­мера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, опре­деляет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами дея­тельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъ­юнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная дея­тельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих нега­тивных последствий, стабильный размер дивидендных выплат устанавлива­ется обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип ди­видендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных тем­пов прироста собственного капитала акционерного общества.
       Политика стабильного минимального размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распро­страненному мнению представляет собой наиболее взвешенный тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, по­зволяющей увеличивать размер дивидендов в период благоприятной хозяй­ственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной ак­тивности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на пред­приятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжи­тельной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная при­влекательность акций компании снижается и соответственно падает ры­ночная стоимость акций компаний, прибегающих к данной политике.
       Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установле­ние долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществами этой поли­тики являются простота формирования и тесная связь с размером форми­руемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является неста­бильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая неста­бильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она "сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высо­ком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно ин­весторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со ста­бильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной по­литики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в дина­мике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
       Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляе­мая под девизом - "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну ак­цию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики проис­ходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их раз­меру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики явля­ется обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и форми­рование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при до­полнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутст­вие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой на­пряженности - если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрас­тает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма при­были), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффи­циенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных усло­виях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позво­лить себе лишь реально процветающие акционерные компании. Если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее про­стая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предостав­ление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных вы­плат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ори­ентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочи­тающие текущий доход, могут продать эти акции в предстоящем периоде.
3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора - получить дивиденды налич­ными или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае ак­ционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конто­рой соответствующее соглашение, предусматривающее детальную проработку).
4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинве­стирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращаю­щихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует со­гласия акционеров.

Сегодня законодательство достаточно мягко регулирует вопрос форми­рования и распределения прибыли в акционерных обществах. В соответст­вии с общим решением акционеров общество обязано осуществлять вы­платы дивидендов акционерам. Проблеме выбора оптимальной дивиденд­ной политики посвящено множество теоретических и эмпирических иссле­дований. Теоретические модели не дают однозначного ответа на вопрос об оптимальном уровне дивидендных выплат.



Гл.3 Этапы формирования акционерной собственности в России


3.1.    Акционирование, как способ приватизации. Модели акционирования.


Сама по себе приватизация государственного имущества как метод по­вышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в воен­ные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных ус­ловиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предпри­ятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло опре­деленные шаги в направлении легализации частной собственности в эконо­мической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось со­гласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограниче­ния были сняты.

Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наиболь­шее распространение на Западе получили следующие: продажа государст­венных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекомму­никаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
       В качестве официальных причин, побуждающих к проведению прива­тизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмеша­тельства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных усло­виях, снижение потребности государственных служб в финансовых средст­вах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение кон­куренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.

Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществ­ляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлече­ние капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работ­никами, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом сис­темных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой дейст­вие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли част­ного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные акты по приватизации в России были при­няты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г.  29 декабря 1991 г. Президент РФ под­писал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разрабо­танные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым доку­ментом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим до­кументом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для актив­ной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моде­лью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная мето­дика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, про­блемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демоно­полизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.




Предусматривалось четыре способа приватизации:

·        аукцион,

·        коммерческий конкурс,

·        аренда с правом выкупа,

·        акционирование.

 В основу выбора способов приватизации был положен размер пред­приятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Крите­риями определения размеров предприятия являлись численность работни­ков и стоимость основных фондов.

 Малые предприятия, к которым не применялась процедура  акциони­рования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или вы­ставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выку­паться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством до­говор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
       На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование в акцио­нерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-пра­вовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределя­лись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определен­ных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государст­венной или муниципальной собственности. В органы управления таких об­ществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
       Перечень отраслей, где должны образовываться государственные кор­порации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
     Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получив­шие наименование холдингов.




3.2.         Правовые основы функционирования АО в РФ


В 90-е годы XX в., в канун наступающего XXI в. и третьего тысячеле­тия Россия вступила в совершенно новый этап своего социально-экономи­ческого, конституционного, государственно-правового развития, способ­ного на основе коренного реформирования всех сторон нашей действитель­ности вывести, наконец, страну к достойной, стабильной, обеспеченной жизни, регулируемой нормами цивилизованного права, учитывающего ми­ровой опыт.

Несмотря на все имеющиеся сложности, трудности, кризисные прояв­ления, обрушившиеся на россиян, перед страной тем не менее, впервые за многие десятилетия открылись возможности, перспективы радикального обновления и перемен к лучшему, преодоления примитивизма, убогости советского существования граждан.

Объективно центральная роль в этом процессе выпала на долю нового правового государства, новой конституционной власти, новой экономики, новой юриспруденции. И магистральным направлением, как это показывает время и докажут последующие годы и десятилетия, стало разгосударствле­ние экономики, возрождение частной собственности, переход к крупно­масштабной приватизации, к всеобъемлющему акционированию производ­ственной, банковской и торговой сферы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.