Показатели рентабельности можно
объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие
окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие
рентабельности продаж;
3) показатели, характеризующие доходность
капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент
окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп)
до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Прп
Зрп
Показывает, сколько предприятие имеет
прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При
определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только
реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной
деятельности.
Аналогичным образом определяется
доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от
инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных
затрат (ИЗ):
Пид
ИЗ
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается
делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и
налогов на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует
эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли
имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по
предприятию и отдельным видам продукции.
Прп
Врп
Рентабельность совокупного капитала
исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов
(БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL). [18]
БП
KL
Применение данного показателя основано на
предположении, что прибыль порождается капиталом и не зависит от стоимости
имущества. Оценка капитала предприятия в этом случае прямо зависит от величины
чистой прибыли, подтверждая что капитал – это актив, способный приносить
прибыль.
Недостатком такого подхода надо считать
слишком большую условность оценки капитала и ориентацию больше на будущие
доходы, чем не реально полученные. Другим важным недостатком показателя
рентабельности совокупного капитала является то, что он искажает представление
о финансовых результатах предприятия в условиях инфляции. Он оценивает
эффективность экономической деятельности в зависимости от величины прибыли,
полученной за отчетный период, но в будущем предприятие может столкнуться с
совершенно новой ситуацией.[19]
Рентабельность (доходность) операционного
капитала исчисляется
отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов
(Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он
характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:
Под
ОК
Уровень рентабельности продукции
(коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит
от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной
продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Прп f(VPПобщ,
УДi, Цi, Сi)
Зрп f(VРПобщ,
УДi. Ci)
(1.1)
Расчет влияния факторов первого уровня на
изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной
подстановки, используя данные табл. 2 и 3:
П0 (при VРПобщ0,
УД0, Ц0, С0) 15477
З0 (при VРПобщ0,
УД0, С0) 67937
Пусл1
(при VРПобщ1, УД0, Ц0, С0)
15477 · 0,9
Зусл1 (при VРПобщ1,
УД0, С0) 67937 · 0,9
Пусл2 (при
VРПобщ1, УД1, Ц0, С0)
15498
Зусл2
(при VРПобщ1, УД1, С0)
65534
Пусл3
(при VРПобщ1, УД1, Ц1, С0)
31586
Зусл2
(при VРПобщ1, УД1, С0)
65534
П1
(при VРПобщ1, УД1, Ц1, С1)
18597
З1
(при VРПобщ1, УД1, С1)
78523
ΔRобщ = R1
– R0 = 23,7 – 22,8 =
+0,9%;
ΔRvрп = Rусл1 – R0 = 22,8 – 22,8 = 0;
ΔRуд = Rусл2
- Rусл1
= 23,6 – 22,8 = +0,8%;
ΔRц = Rусл3
– Rусл2
= 48,2 – 23,6 = +24,6%;
ΔRс = R1
– Rусл3
= 23,7 – 48,2 = -24,5%.
Полученные результаты свидетельствуют о
том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен и
удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж. Рост
себестоимости реализованной продукции на 12989 тыс. руб. вызвал снижение уровня
рентабельности на 24,5%.
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа
рентабельности, тыс. руб.
|