рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ финансовых показателей

     Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 

     1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

     2) показатели, характеризующие рентабельности продаж;

     3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

     Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):


Рз =

 
Прп

                                                                     Зрп

    

     Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

     Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):


   РI =

 
Пид

ИЗ


     Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.


Rоб =

 
Прп

Врп

     Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL). [18]


RKL =

 
БП

KL


     Применение данного показателя основано на предположении, что прибыль порождается капиталом и не зависит от стоимости имущества. Оценка капитала предприятия в этом случае прямо зависит от величины чистой прибыли, подтверждая что капитал – это актив, способный приносить прибыль.

     Недостатком такого подхода надо считать слишком большую условность оценки капитала и ориентацию больше на будущие доходы, чем не реально полученные. Другим важным недостатком показателя рентабельности совокупного капитала является то, что он искажает представление о финансовых результатах предприятия в условиях инфляции. Он оценивает эффективность экономической деятельности в зависимости от величины прибыли, полученной за отчетный период, но в будущем предприятие может столкнуться с совершенно новой ситуацией.[19]

     Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:


Rок =

 
Под

ОК


     Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

     Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:


.

 

=

 

  Rp =

 
Прп             f(VPПобщ, УДi, Цi, Сi) 

                                           Зрп                     f(VРПобщ, УДi. Ci)


(1.1)

     Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2 и 3:

· 100 = 22,8%.

 

=

 

  R0 =

 
         П0 (при VРПобщ0, УД0, Ц0, С0)         15477

             З0 (при VРПобщ0, УД0, С0)              67937

 Rусл1 =

 

· 100 = 22,8%;

 
 


=

 
Пусл1 (при VРПобщ1, УД0, Ц0, С0)         15477 · 0,9

       Зусл1 (при VРПобщ1, УД0, С0)           67937 · 0,9



· 100 = 23,6%;

 

 Rусл2 =

 

=

 
                                Пусл2 (при VРПобщ1, УД1, Ц0, С0)          15498

                                     Зусл2 (при VРПобщ1, УД1, С0)            65534



Rусл3 =

 

· 100 = 48,2%;

 

=

 
                                Пусл3 (при VРПобщ1, УД1, Ц1, С0)          31586

                                     Зусл2 (при VРПобщ1, УД1, С0)            65534



=

 

· 100 = 23,7%;

 

  R1 =

 
                                П1 (при VРПобщ1, УД1, Ц1, С1)          18597

                                     З1 (при VРПобщ1, УД1, С1)            78523


ΔRобщ = R1 – R0 = 23,7 – 22,8 = +0,9%;

ΔRvрп = Rусл1 – R0 = 22,8 – 22,8 = 0;

ΔRуд = Rусл2 - Rусл1 = 23,6 – 22,8 = +0,8%;

ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 48,2 – 23,6 = +24,6%;

ΔRс = R1 – Rусл3 = 23,7 – 48,2 = -24,5%.

     Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен и удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж. Рост себестоимости реализованной продукции на 12989 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5%.


Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа рентабельности, тыс. руб.

Показатель

Базовый период

Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

∑(VРПi0 · Цi0) = 83414

∑(VРПi1 · Цi0) = 81032

∑(VРПi1 · Цi1) = 97120

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

∑(VРПi0 · Сi0) = 67937

∑(VРПi1 · Сi0) = 65534

∑(VРПi1 · Сi1) = 78523

Прибыль (П)

15477

15498

18597

Таблица 3

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию.

Показатели прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, тыс. руб.

Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себестоимость

П0

t0

t0

t0

t0

В0 – З0

15477

Пусл1

t1

t0

t0

t0

П0 · Iрп

13930

Пусл2

t1

t1

t0

t0

Вусл - Зусл

15498

Пусл3

t1

t1

t1

t0

В1 - Зусл

31586

П1

t1

t1

t1

t1

В1 – З1

18597


     Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализованных цен и себестоимости единицы продукции:


- 1.

 

=

 

  RЗ1 =

 

=

 

=

 
Пi     VРПi (Цi – Сi)      Цi – Сi      Цi

Зi               VРПi · Сi                Сi          Сi                                   


(1.2)

     По данным табл. 4 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки:


· 100 = 19,25%;

 

=

 

  R0 =

 
Ц0 – С0         3,1 – 2,6

С0                 2,6



· 100 = 42,3%;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.