Для снижения расходов по железнодорожному и водному транспорту изучаются
возможности устранения нерациональных перевозок, увеличения закупок товаров
местного производства, расширения контейнерных перевозок.
В отличие от указанной группы издержек расходы на автомобильные
перевозки рассчитываются на весь грузооборот с учетом объема завоза товаров в
розничную сеть, а также на склады и базы. Расчеты производятся отдельно по
товарам, доставляемым централизованно и перевозимым самостоятельно наемным или
собственным транспортом торговых организаций.
Расходы по централизованной доставке исчисляются в зависимости от суммы
планового поступления по каждой группе товаров и действующих норм (тарифов)
оплаты, установленных за единицу перевозимого товара или в процентах к
розничной цене и отчисляемых на возмещение расходов поставщика.
Для обоснования расходов по доставке товаров транспортом, привлеченным со
стороны, необходимо знать объем грузооборота в тоннах, класс, к которому
относятся грузы, среднее расстояние перевозки и установленные тарифы.
Объем перевозок товаров в тоннах определяется делением плановой суммы
поступления по данной товарной группе на среднюю цену одной тонны. Общий вес
перевозимых товаров и тары называется физическим грузооборотом, а с учетом
коэффициента повторных перевозок—транспортным грузооборотом.
Для исчисления среднего расстояния перевозки составляются карты движения
грузов от поставщика и складов торга к торговым предприятиям. С учетом того,
что тарифы установлены в зависимости от класса грузов, предварительно
целесообразно сгруппировать товары. К первому классу относятся наиболее
тяжелые грузы, обеспечивающие максимальный коэффициент использования
грузоподъемности. Более высокие тарифы применяются при перевозке грузов
четвертого и пятого классов.
Сумма
транспортных расходов определяется умножением размера тарифа за перевозку 1 т
данного класса груза при установленном среднем расстоянии на общий вес
перевозимых товаров (транспортный грузооборот). И Оплата
погрузочно-разгрузочных работ в стоимость перевозки включается лишь в том
случае, если они выполняются работниками, не состоящими в штате торговой
организации.
При планировании
транспортных расходов необходимо предусматривать их снижение за счет более
рационального прикрепления покупателей к поставщикам, развития более
экономичных способов доставки товаров, своевременной подачи и разгрузки
транспортных средств, предварительной подготовки к погрузке товаров и тары.
Расходы по
аренде и содержанию зданий, помещений и инвентаря определяются исходя из
размера площади арендуемых помещений, ставок арендной платы, норм потребления
электроэнергии, топлива, действующих цен и тарифов на топливо и услуги.
Расходы по амортизации собственных основных- средств определяются путем
умножения среднегодовой стоимости основных фондов на нормы отчислений в
процентах, дифференцируемые по различным видам основных средств отдельно на
полное и частичное их восстановление.
Расходы на капитальный ремонт арендованных основных фондов предусматриваются в тех
случаях, когда в договоре оговорено его проведение за счет арендатора. Затраты
определяются на основе планов капитальных ремонтов и сметно-финансовых расчетов.
Расходы на текущий ремонт предусматриваются в плане в соответствии с потребностями в
ремонте отдельных помещений, оборудования и инвентаря; К ним относятся стоимость
материалов и заработная плата лиц, привлекаемых для выполнения ремонтных
работ. При расчете расходов пользуются нормами расхода материалов на 1 м2
площади, ценами на строительные материалы и расценками оплаты ремонтных работ.
Экономия затрат по эксплуатации основных фондов достигается за счет
эффективного использования площадей и оборудования, увеличения товарооборота
на каждый метр торговой площади, соблюдения плановых сроков и выполнения
ремонтных работ на высококачественном уровне при бережном отношении к
материальным ресурсам.
- Износ санспецодежды,
столового белья и малоценных предметов списывается на издержки торговли и
общественного питания ежемесячно по нормам, установленным по видам предметов, в
зависимости от сроков их службы. Малоценные (стоимостью ниже 100 руб. за
единицу) и быстроизнашивающиеся предметы (срок службы которых менее одного
года) могут списываться отнесением на издержки 50% стоимости при передаче их со
складов в эксплуатацию и остальных 50 % — при выбытии за непригодностью.
Износ санспецодежды зависит от плановой численности работников, норм
потребления для отдельных их категорий, стоимости и сроков износа
санспецодежды. Расходы по стирке и починке белья зависят от норм и стоимости
материалов, а также от ставок за услуги прачечных или ремонтных мастерских.
Издержки по износу производственного инвентаря, столовой посуды и
приборов планируются в общественном питании на основе нормативов списания
эксплуатационных потерь, установленных по видам оснащения в процентах к
товарообороту или обороту по реализации продукции собственного производства.
Расходы на топливо, пар, электроэнергию для производственных целей планируются на предприятиях
общественного питания по видам топлива с учетом плана выпуска обеденной и
другой продукции и норм расхода условного топлива или времени эксплуатации
механического, теплового и других видов торгового оборудования и установленных
тарифов,
Издержки по подработке, подсортировке, упаковке и хранению товаров, по
закупке льда и содержанию холодильных установок планируются по элементам затрат.
Расходы на упаковочные материалы (бумага, шпагат, пакеты и т. д.)
определяются на основе плана продажи товаров, требующих упаковки, и норм
расхода упаковочных материалов.
Расходы, связанные с содержанием холодильных установок, включают
стоимость технического обслуживания, силовой электроэнергии и воды. Их
величина определяется по примерным нормативам, исчисленным с учетом
количества, видов и продолжительности работы холодильных установок, сроков хранения
продуктов, стоимости электроэнергии, воды, смазочных материалов, а также
размера оплаты за услуги сторонних организаций.
В расчетах предусматривается сокращение расходов на хранение,
подработку, подсортировку и упаковку товаров за счет увеличения поставки
фасованных товаров, расширения механизации и автоматизации процессов упаковки и
подсортировки, улучшения использования средств механизации и материалов,
повышения производительности труда на этих операциях.
Проценты за кредит взимаются банком за предоставление ссуд для оплаты товаров
по текущему товарообороту, накопления сезонных запасов товаров, на временные и
другие нужды торговых организаций.
Величина расходов по этой статье зависит от среднего планового размера
кредита и установленных Госбанком процентных ставок, дифференцированных по их
видам.
Более низкие процентные ставки установлены за те виды кредитов, которые
соответствуют плановой потребности торговых организаций в заемных оборотных
средствах (обычно 1—2% годовых). При невыполнении планов или других нарушениях
финансово-хозяйственной деятельности ставки Госбанка по ссудам повышаются до
4—5%. В связи с отсутствием у торговых организаций годового кредитного плана
задолженность Госбанку (сумма ссуды) определяется с учетом планируемого на год
среднего запаса товаров и установленного долевого участия собственных средств
организаций в их оплате. Во внимание должны также приниматься размеры запаса
товаров досрочного завоза и сезонного накопления, а также запаса других
кредитуемых банком товарно-материальных ценностей.
Методика планирования отдельных статей издержек по заготовкам аналогична
методике, применяемой в торговле. Научно обоснованному планированию издержек и
изысканию резервов их снижения служат данные отчетных калькуляций по заготовкам
сельскохозяйственных продуктов и сырья. Сравнение плановых и отчетных
калькуляций позволяет определить отклонения фактических затрат от плановых и
таким образом определить экономию или перерасход на единицу продукции.
Важнейшей задачей заготовительных организаций является изыскание резервов
сокращения издержек путем всемерного увеличения объема заготовок, улучшения
качества продукции и условий ее хранения, механизации погрузочно-разгрузочных
работ, внедрения тары многократного пользования.
В организациях, осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию
картофеля, овощей и фруктов, планирование издержек обращения также
основывается на нормах накладных расходов на 1 т отдельных видов продукции,
объеме и структуре завозимой продукции по источникам поступления, анализе
расходов за предплановый период.
При планировании определяются расходы по завозу и хранению продукции в
овощехранилищах, а затем по реализации ее предприятиям торговли и общественного
питания. Проблема снижения издержек в оптовой плодоовощной торговле
приобретает все большее народнохозяйственное значение.
Планирование издержек обращения включает в качестве неотъемлемой
составной части разработку системы мер по организации действенного контроля за
ходом выполнения плана. В процессе, контроля необходимо систематически
оценивать целесообразность затрат, вносить коррективы в план издержек
обращения в случаях ввода в действие или передачи торговых предприятий,
изменений ставок заработной платы и других объективных причин.
2.7
Анализ издержек обращения.
Издержки
обращения торгового предприятия могут быть выражены как абсолютной суммой, так
и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженном в % к
розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму
расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает
представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает
представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики
результативности затрат и эффективности применяются такие относительные
показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность
издержек обращения.
|