Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)
Кафедра общей экономической
теории
Реферат
Тема:
Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике
Выполнила: студентка гр. 227 Копытова
О.С.
Проверила: Зедгенидзева
Т.И.
Новосибирск
2007
Оглавление
Введение………………………………………………….…………………….2
1.Методические
основы управления конкурентными преимуществами…..3
2.Классификация
конкурентных преимуществ различных объектов…......9
2.1.Общая
классификация……………………..……………………..…….....9
2.2 Персонал……………………………………………………...………..….12
2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….13
2.4 Организация…………………………………………………..….………
14
2.5 Регион……………………………………………………………....……..14
2.6 Страна……………………………………………………………………..15
3.Конкурентные
преимущества и недостатки России………………..……16
3.1.Конкурентная
стратегия страны……………………………………..….16
3.2.Эффективность
конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……17
Заключение...……………………………………………………………...…..23
Список литературы…………………………………………………...………24
Введение
Конкуренция -
одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает
творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере
экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
В условиях
усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы
международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве стран мира,
включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы
национальные органы, занимающиеся этим вопросом (3;17).
Конкурентные
преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно
рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей,
отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь:
конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ
регионов, отраслей, производств и т.д. (3;19).
В данной работе
одной из главных задач служит анализ сложившейся теории конкурентных
преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в
сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового
понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность.
Также в задачи
работы входит оценка конкурентных преимуществ и недостатков российской
экономики.
1. Методические основы
управления конкурентными преимуществами
Конкурентные
преимущества системы – какая–либо эксклюзивная ценность, которой обладает
система и которая дает ей превосходство перед конкурентами (1;192).
Ценность – это
нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить
или иметь в будущем (1;184).
Наиболее
цитируемым автором из зарубежной и отечественной литературе по теории
управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны и отраслей
является Майкл Портер. Однако его теория разработана на основе анализа многих
стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений,
характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных
механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована
и может быть использована как сведения, как американский опыт. Попытаемся проанализировать
основные приложения М.Портера (табл. 1)
Таблица
1
Анализ
основных приложений М.Портера по управлению конкурентными преимуществами
конкурентоспособностью страны, отросли, компании (1.193-195)
Основные теоретические
положения М.Портера
|
Почему эти
положения нельзя полностью применить в условиях российской переходной
экономики
|
1. Стадия
конкурентоспособности станы являются:
·
стадия факторов производства;
·
стадия инвестиций;
·
стадия нововведений;
·
стадия богатства.
Страна из первой
стадии переходит во вторую, из второй в третью и т.д. Из четвертой стадии
идет обратный откат в третью
|
Перечисленные
стадии, по сути, отражают совершенно разные явления и никак не могут стоять в
одном ряду. Например, богатство – цель общества (выход системы), инновация –
инструмент (процесс в системе), а инвестиции и факторы производства –
средства (вход системы). Переход страны из четвертой стадии в третью является
исключением, результатом временного кризиса. Стадии развития станы
характеризуются номером технологического уклада (точнее, структурой укладов).
Например, США характеризуется преимущественно пятым технологическим укладом –
инновацией наукоемких технологий. Отдельные отросли России имеют параметры
третьего – пятого укладов.
|
2.Конкуренция
может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен)
|
Такой подход не
охватывает многих аспектов конкуренции и конкурентоспособности, так как,
во-первых, конкуренция может быть не только между товарами, но и многими
другими объектами; во-вторых, обоснован переход на пятифакторную конкуренцию
между товарами: качество товара, его цена, качество сервиса, затраты на
эксплуатацию, качество управления
|
3. Типичными
причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются:
·
новые технологии;
·
новые запросы покупателя;
·
появление нового сегмента;
·
изменение стоимости компонентов производства;
·
изменение правительственного регулирования
|
На проблему нужно
смотреть шире, комплексно. Для условий переходной экономики характерны еще
следующие виды инноваций, дающих конкурентные преимущества изготовителю:
создание нового товара на основе изобретений; совершенствование выпускаемого
товара на основе ноу-хау; совершенствование действующих технологий на основе
ноу-хау; совершенствование организации производства на основе ноу-хау; совершенствование
организации труда; совершенствование систем управления предприятием,
персоналом, качеством и т.д.; улучшение качества входа системы (сырья,
материалов, комплектующих изделий и т.п.); совершенствование взаимодействия с
внешней средой системы, развитие функций стратегического и тактического
сервиса товара у потребителя и др.
|
4. Цепочка
ценностей фирмы включает: основную деятельность (обеспечение поставок, выкуп
продукции и т.д.) и вспомогательную деятельность (планирование, финансы,
управление персоналом, снабжение и т.д.)
|
Во-первых, это не
цепочка ценностей фирмы, а ее специфические функции. Ценности – это нечто
особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или
иметь в будущем. Во-вторых, в составе основной деятельности есть функция
«обеспечения поставок», в состав вспомогательной деятельности она тоже
включена, но под другой формулировкой – «снабжение». В-третьих, предприятие
имеет:
1) организационную
структуру, куда входят все службы, выполняющие управленческую деятельность на
уровне предприятия;
2) производственную
структуру, состоящую из подразделений основного производства, вспомогательных
и обслуживающих
|
5. Конкуренцию в
отрасли определяют пять сил:
·
способность покупателя торговаться;
·
способность поставщиков торговаться;
·
угроза появления товарозаменителей;
·
угроза появления новых конкурентов;
·
соперничество между конкурентами.
|
Во-первых,
перечисленные силы по формулировке неконкретные, их невозможно, измерять (а значит,
и управлять ими).
Во-вторых, они не
охватывают весь аспект факторов конкуренции в отрасли.
Конкуренцию в
отрасли определяют следующие факторы:
1)
конкурентоспособность страны;
2)
конкурентоспособность отросли;
3)
конкурентоспособность смежных отраслей;
4)
конкурентоспособность донного рынка;
5)
конкурентоспособность изготовителя и его конкурентов;
6)
конкурентоспособность поставщиков;
7)
конкурентоспособность товаров на рынке;
8)
конкурентоспособность товаров – заменителей;
9) форма рынка,
количество изготовителей (продавцов) и покупателей;
10) размер
(объем) рынка;
11)
среднеотраслевая норма прибыли;
12) стадия
жизненного цикла рынка;
13) доступ на
рынок (высота барьеров);
14) качество
правового обеспечения;
15) сила
конкуренции на рынках продавцов и покупателей;
16) политика
ценообразования;
17) качество
сервиса;
18) качество
подготовки специалистов в отрасли;
19) качество
управления (менеджмента);
20) качество
государственного регулирования рыночных отношений и т.д.
|
6. Детерминантами
конкурентного преимущества страны являются: параметры спроса на внутреннем рынке;
параметры факторов производства и инфраструктуры; стратегия фирм; их
структура и соперничество на внутреннем рынке; родственные и поддерживающие отрасли,
конкурентоспособные на международном рынке.
|
Перечисленные
детерминанты (нам предлагается назвать их факторами достижения
конкурентоспособности) не охватывают многих аспектов обеспечения конкурентных
преимуществ и неконкретны.
Предлагаются
следующие факторы конкурентоспособности страны:
1) качество
государственного регулирования управления конкурентоспособностью страны
(законы, указы, постановления и т.д.);
2) отработанность
и эффективность рыночных механизмов (институты, условия и стимулы повышения
конкурентоспособности и эффективности деятельности; в России пока создано не
более 30% необходимых механизмов);
3) качество
образования и расходы на него из бюджета;
4) инновационная
активность в стране;
5) стабильность
политической системы;
6) обеспеченность
собственными ресурсами;
7) средняя
заработная плата работников образования и науки;
8)
природно-климатические условия;
9) качество
инфраструктуры;
10) богатство
страны;
11) уровень риска
предпринимательской деятельности;
12) уровень
коррупции;
13)
криминогенность обстановки в стране и др.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|