рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике

Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра общей экономической теории

 

 

 

Реферат

Тема: Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 227 Копытова О.С.

Проверила: Зедгенидзева Т.И.

 

 

 

Новосибирск 2007

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………….…………………….2

1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..3

2.Классификация конкурентных преимуществ различных  объектов…......9

2.1.Общая классификация……………………..……………………..…….....9

2.2 Персонал……………………………………………………...………..….12

2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….13

2.4 Организация…………………………………………………..….……… 14

2.5 Регион……………………………………………………………....……..14

2.6 Страна……………………………………………………………………..15

3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……16

3.1.Конкурентная стратегия страны……………………………………..….16

3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……17

Заключение...……………………………………………………………...…..23

Список литературы…………………………………………………...………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конкуренция  - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этим вопросом (3;17).

Конкурентные преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ регионов, отраслей, производств и т.д. (3;19).

В данной работе одной из главных задач служит анализ сложившейся теории конкурентных преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность.

Также в задачи работы входит оценка конкурентных преимуществ и недостатков российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методические основы управления конкурентными преимуществами

Конкурентные преимущества системы – какая–либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами (1;192).

Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем (1;184).

Наиболее цитируемым автором из зарубежной и отечественной литературе по теории управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны и отраслей является Майкл Портер. Однако его теория разработана на основе анализа многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована и может быть использована как сведения, как американский опыт. Попытаемся проанализировать основные приложения М.Портера (табл. 1)

Таблица 1

Анализ основных приложений М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании (1.193-195)

 

Основные теоретические положения М.Портера

Почему эти положения нельзя полностью применить в условиях российской переходной экономики

1. Стадия конкурентоспособности станы являются:

·  стадия факторов производства;

·  стадия инвестиций;

·  стадия нововведений;

·  стадия богатства.

Страна из первой стадии переходит во вторую, из второй в третью и т.д. Из четвертой стадии идет обратный откат в третью

 

Перечисленные стадии, по сути, отражают совершенно разные явления и никак не могут стоять в одном ряду. Например, богатство – цель общества (выход системы), инновация – инструмент (процесс в системе), а инвестиции и факторы производства – средства (вход системы). Переход страны из четвертой стадии в третью является исключением, результатом временного кризиса. Стадии развития станы характеризуются номером технологического уклада (точнее, структурой укладов). Например, США характеризуется преимущественно пятым технологическим укладом – инновацией наукоемких технологий. Отдельные отросли России имеют параметры третьего – пятого укладов.

 

2.Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен)

Такой подход не охватывает многих аспектов конкуренции и конкурентоспособности, так как, во-первых, конкуренция может быть не только между товарами, но и многими другими объектами; во-вторых, обоснован переход на пятифакторную конкуренцию между товарами: качество товара, его цена, качество сервиса, затраты на эксплуатацию, качество управления

3. Типичными причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются:

·  новые технологии;

·  новые запросы покупателя;

·  появление нового сегмента;

·  изменение стоимости компонентов производства;

·  изменение правительственного регулирования

На проблему нужно смотреть шире, комплексно. Для условий переходной экономики характерны еще следующие виды инноваций, дающих конкурентные преимущества изготовителю: создание нового товара на основе изобретений; совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау; совершенствование действующих технологий на основе ноу-хау; совершенствование организации производства на основе ноу-хау; совершенствование организации труда; совершенствование систем управления предприятием, персоналом, качеством и т.д.; улучшение качества входа системы (сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п.); совершенствование взаимодействия с внешней средой системы, развитие функций стратегического и тактического сервиса товара у потребителя и др.

4. Цепочка ценностей фирмы включает: основную деятельность (обеспечение поставок, выкуп продукции и т.д.) и вспомогательную деятельность (планирование, финансы, управление персоналом, снабжение и т.д.)

Во-первых, это не цепочка ценностей фирмы, а ее специфические функции. Ценности – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем. Во-вторых, в составе основной деятельности есть функция «обеспечения поставок», в состав вспомогательной деятельности она тоже включена, но под другой формулировкой – «снабжение». В-третьих, предприятие имеет:

1) организационную структуру, куда входят все службы, выполняющие управленческую деятельность на уровне предприятия;

2) производственную структуру, состоящую из подразделений основного производства, вспомогательных и обслуживающих

5. Конкуренцию в отрасли определяют пять сил:

·  способность покупателя торговаться;

·  способность поставщиков торговаться;

·  угроза появления товарозаменителей;

·  угроза появления новых конкурентов;

·  соперничество между конкурентами.

Во-первых, перечисленные силы по формулировке неконкретные, их невозможно, измерять (а значит, и управлять ими).

Во-вторых, они не охватывают весь аспект факторов конкуренции в отрасли.

Конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы:

1) конкурентоспособность страны;

2) конкурентоспособность отросли;

3) конкурентоспособность смежных отраслей;

4) конкурентоспособность донного рынка;

5) конкурентоспособность изготовителя и его конкурентов;

6) конкурентоспособность поставщиков;

7) конкурентоспособность товаров на рынке;

8) конкурентоспособность товаров – заменителей;

9) форма рынка, количество изготовителей (продавцов) и покупателей;

10) размер (объем) рынка;

11) среднеотраслевая норма прибыли;

12) стадия жизненного цикла рынка;

13) доступ на рынок (высота барьеров);

14) качество правового обеспечения;

15) сила конкуренции на рынках продавцов и покупателей;

16) политика ценообразования;

17) качество сервиса;

18) качество подготовки специалистов в отрасли;

19) качество управления (менеджмента);

20) качество государственного регулирования рыночных отношений и т.д.

6. Детерминантами конкурентного преимущества страны являются: параметры спроса на внутреннем рынке; параметры факторов производства и инфраструктуры; стратегия фирм; их структура и соперничество на внутреннем рынке; родственные и поддерживающие отрасли, конкурентоспособные на международном рынке.

 

Перечисленные детерминанты (нам предлагается назвать их факторами достижения конкурентоспособности) не охватывают многих аспектов обеспечения конкурентных преимуществ и неконкретны.

Предлагаются следующие факторы конкурентоспособности страны:

1) качество государственного регулирования управления конкурентоспособностью страны (законы, указы, постановления и т.д.);

2) отработанность и эффективность рыночных механизмов (институты, условия и стимулы повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности; в России пока создано не более 30% необходимых механизмов);

3) качество образования и расходы на него из бюджета;

4) инновационная активность в стране;

5) стабильность политической системы;

6) обеспеченность собственными ресурсами;

7) средняя заработная плата работников образования и науки;

8) природно-климатические условия;

9) качество инфраструктуры;

10) богатство страны;

11) уровень риска предпринимательской деятельности;

12) уровень коррупции;

13) криминогенность обстановки в стране и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.