Необходимо
также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на
конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения,
сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний день в России рабочая сила
прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней
системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически
неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии,
все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее
образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как
правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной —
права на жилье. Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное
право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место
экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет:
феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая (4;32).
К
тому же в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем,
фирма не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ,
не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других
людей).
Вот
ещё одно мнение опубликованное уже в журнале «Экономист» доктором экономических
наук, профессором В. Кондрашовым: «...приходится констатировать, что, следуя к
рынку, реформаторские силы в нашей стране в решении проблем конкурентоспособности
пошли не вперед – с учетом достижений развитых стран и известных фактов,
свидетельствовавших, что немало видов продукции советского производства
аэрокосмического комплекса, энергетического и транспортного машиностроения,
военной техники, были вне конкуренции на мировом рынке, а назад, утрачивая эти
позиции» (5;86).
Также
нужно отметить, что макроэкономическая структура в России не соответствует
требованиям эффективного развития экономики. Резко сократился экспорт наукоемкой
продукции и услуг, близок к «нулевой» отметке уровень производства конкурентоспособных
услуг и нематериальных продуктов.
Решение
указанной проблемы в России возможно на основе разработки и реализации
национальной доктрины, ядром которой должна стать стратегия рационального использования
имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности,
повышении роли образования, здравоохранения, фундаментальных и обществоведческих
наук, (развитие которых на сегодняшний день приобретает масштаб национальных
проектов государства) существенном расширении производства нематериальных благ
и услуг. Особое значение приобретает стимулирование результативной
интеллектуальной деятельности, являющейся качественным определителем состояния
трудовых ресурсов, технико-технологических условий и факторов производства.
Последствия
перечисленных тенденций неутешительны. Давосский всемирный экономический форум
в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил
Россию на 52-е место (после Зимбабве) (6;26).
Анализ
конкурентоспособности российской экономики требует международных сопоставлений.
В июле 2002 г. организация промышленного развития при ООН обнародовала доклад о
конкурентоспособности 87 государств. Россия занимала 44-е место по индексу
конкурентоспособности (7;36). Нынешняя конкурентоспособность российской экономики
во многом поддерживается искусственно, в частности, за счет далеких от мировых
низких цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. Как видно из
сегодняшнего положения цен на внешне-торговом рынке – они развиваются по
нарастающей, к чему многие страны (К примеру, Украина) относятся настороженно,
и хотят придать этому вопросу политический оттенок. В условиях глобального
рынка выигрывают те, кто может глобально конкурировать. Это понимают все, и
когда развитие энергетических ресурсов блокируется рядом высказываний западных
политических деятелей, то России ничего не остается, как искать новые рынки
сбыта (Китай, к примеру).
Россия
располагает наибольшими возможностями для своего социально-экономического
развития по сравнению с другими странами мира. По уровню абсолютной величины
национального богатства на душу населения Россия опережает многие страны.
К
сожалению, по показателю валового национального продукта на душу населения
Россия отстает от США в 5 раз, Японии - в 4 раза, Германии и ряда других
западноевропейских стран - в 3,5 раза и т.д. Кроме того, сегодня 40% мирового
рынка высоких технологий концентрируется в США, в России - менее 0,5% (8;3).
В
условиях укрепления рыночного механизма становится актуальным установление
сбалансированности уровня национальной и региональной конкурентоспособности. А
это, в свою очередь, возможно на основе исследования закономерностей
формирования и развития процесса конкурентоспособности всех уровней, структур,
внешних и внутренних связей региональной экономики, анализа и оценки
экономического потенциала. Понятие «конкурентоспособность регионов» является
наиболее общей категорией, объединяющей конкурентоспособность товаров,
товаропроизводителей, отраслей экономики, характеризующей положение региона на
внутреннем рынке и обеспечивающей предпосылки для укрепления позиций страны на
мировом рынке. По данным конъюнктурных исследований, в настоящее время только 8
регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами на
внешнем рынке. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан,
Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у 5-ти эти
преимущества сравнительные, у 14-ти - ограниченные, а у оставшихся 62-х
регионов они по существу отсутствуют вовсе (9;65).
Выбирая
варианты стратегического развития страны и интеграции в мировое хозяйство,
необходимо принимать во внимание уровень конкурентоспособности России, учитывать
все плюсы и минусы нашей экономики. Если говорить о плюсах, то их не так уж
мало.
Конкурентные
преимущества российской экономики:
1.
дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
2.
низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре;
3.
значительные масштабы накопленных основных производственных фондов
и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности,
позволяющие снизить капиталоемкость технологической модернизации отрасли вообще
и конкретных проектов в частности, и, кроме того, облегчающие адаптацию
западных технологий среднего уровня;
4.
наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности,
опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки,
традицию российской научно-технической мысли, воплощенных в изделиях, по многим
параметрам не уступающих мировым аналогам.
К
сожалению, реализация этих преимуществ на практике блокируется целым рядом
стратегических слабостей. В российской экономике практически отсутствует
финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки
конкурентоспособности российского конкурентоспособного экспорта и
рационализации структуры импорта. Внутренний же рынок не в состоянии обеспечить
конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующую их продвижению
на мировой рынок.
Одной
из причин низкой конкурентоспособности является то, что в России отсутствуют
законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные
и общественные структуры, занимающиеся системным обеспечением конкурентоспособности
различных объектов. А ведь правительства многих стран разрабатывают и реализуют
специальные программы обеспечения конкурентоспособности, берут на себя
непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры
- науки, средств связи, сбора информации, перестраивают налоговые системы в
целях поощрения конкурентоспособных отраслей. Например, в США действует Национальный
совет по конкурентоспособности при Президенте США.
В
рамках существующих ограничителей государство располагает несколькими вариантами
стратегий реализации конкурентных преимуществ. Один из вариантов связан с
реализацией динамических конкурентных преимуществ, воплощенных в уникальных высоких
технологиях.
Анализ
конкурентоспособности России дает весьма нерадостный прогноз. Относительно
обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь
поставлена на самый высокий уровень.
Перспективы
развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации
конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых
ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы
при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных
производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования,
что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства;
наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики,
преимущественно связанных с ВПК.
Однако
использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость
финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества;
отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности
адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий,
сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или
единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно
высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности
(2;636-639).
Заключение
В литературе
понятие «конкуренция» рассматривается узко, не охватывает все многообразие
процесса. Предлагается следующее определение: конкуренция – процесс управления конкурентными
преимуществами на конкретной территории для одержания победы или достижения
других целей в борьбе с конкурентами
Управление
конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов следует строить
не на основе упрощенных матриц, а на основе эксклюзивных ценностей объектов.
Ценность это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится
сохранить или иметь в будущем.
Теория
конкурентного преимущества М.Портера не учитывает многих аспектов экономики,
маркетинга, менеджмента, не адоптирована к условиям переходной экономики. Предлагаю
классификацию конкурентных преимуществ объектов осуществлять по семи признакам:
отношение к системе; сфера возникновения; содержание; метод получения; место
реализации; время; вид полученного эффекта.
Российской экономики необходимо
усилить роль государства, чтобы конкуренция в отдельных секторах экономики
носила созидательный, а не разрушительный характер. И от того, как будет решена
проблема российской конкурентоспособности, во многом зависит перспективное
развитие экономики России.
Оценив
конкурентные преимущества российской экономики, можно сделать вывод: необходимо
стимулировать развитие высокотехнологических производств, основанных на отечественных
научно-технических разработках, которые были бы способны в ближайшей и
долгосрочной перспективе обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям.
Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в
международном разделение труда и значительно повысить свою
конкурентоспособность в мировой экономике (2;638).
Список
литературы
1) Р.А. Фатхутдинов:
Стратегическая конкурентоспособность: учебник для вузов по спец.
«Маркетинг»/Р.А. Фатхутдинов.- М.: Экономика, 2005.- 505 с.
2) Экономика: учебник
по курсу «Экономическая теория»/С.А. Бартенев [и др.]; под ред. А.С. Булатова.-
2-е изд., перераб. И доп.- М.: БЕК, 1997.- 785 с.
3) Адрианов В.Д.:
Конкурентоспособность России в мировой экономике/В.Д. Адрианов//Мировая
экономика и международные отношения.- 2000.- №3.- С. 47-57.
4) Резникович А.:
Монополистическое отечество в опасности /А.Резникович//Коммерсантъ – Деньги.-
1999.-№13.- С. 30-43.
6) Багров А.: Президент
сказал новое слово /Багров А.// Коммерсантъ-Деньги.- 1999.- №13.- С. 16-29.
7) Фатхутдинов
Р.А.: Кто и когда начнет заниматься повышением конкурентоспособности России /
Р.А. Фатхутдинов// Стандарт и качество.- 2000. - № 6. - С. 25-38.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|