§
Изучение спроса на
туристский продукт, требований потребителей к качеству услуг, уровню цен;
§
Составление программ
маркетинга по продукту с учетом издержек производства, затрат на рекламу;
§
Установление верхнего
предела цен на продукцию, услуги и рентабельность их производства;
§
Разработка ассортиментной
и инвестиционной политики фирмы;
§
Определение конечного
результата деятельности фирмы, доходов и прибыли.
При
этом основными целями для туристской компании являются:
§
сохранение и защита
традиционного рынка (клиентуры);
§
введение, развитие и
увеличение нового рынка;
§
расширение сезонности.
Для
выполнения этих целей необходимо:
§
ежегодно корректировать
маркет - планы;
§
назначать группы для
разработки программы деятельности фирмы;
§
проводить кооперирование с
туроператором по загрузке, индустриальному обеспечению на условиях совместного
участия в рынке;
§
разрабатывать совместные
меры по продвижению продукта на туристском рынке;
§
апробировать новые товары,
услуги и т. д.
Учитывая все
вышесказанное, туристские компании разрабатывают сложные системы планирования,
построенные таким образом, чтобы направить бизнес на максимальное
удовлетворение потребностей рынка.
Здесь
надо отметить, что то планирование, которое успешно было реализовано в одной
туристской компании, не всегда оправдает ожидания в другой. Нередко менеджеры или
руководители туристских агентств бывают недовольны результатами маркетингового
планирования, которое требует больших финансовых затрат и много времени. Почему
складываются такие ситуации и как правильно использовать опыт, полученный
компаниями, правильно разработавшими и успешно применившими маркетинговое
планирование?
Современный туристский рынок можно
охарактеризовать как крупный самостоятельный хозяйственный комплекс, который
состоит из групп отраслей и предприятий, деятельность которых направлена на
удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в
различных видах отдыха и путешествий в свободное время.
Высшей целью любой туристской
компании является достижение коммерческого успеха, что предполагает получение
максимального результата при минимуме затрат. Все планирование, осуществляемое
на предприятии или в туристской компании, разрабатывается с целью получения
прибыли для каждой компании отдельно, учитывая всю специфику бизнеса.
Например, компания "The Leading Hotels of
the World" (США) существует с 1928 г. и объединяет самые роскошные отели
мира. С момента образования одной из составляющих группы независимых отелей
была маркетинговая компания, где специалисты - маркетологи работали над будущем
компании. Сегодня она имеет свою огромную маркетинговую компанию с главным
офисом в Нью-Йорке и 15 региональными отделениями в крупнейших городах мира. За
70 лет существования группы результаты на лицо. Она начала свое существование,
когда 38 влиятельных владельцев европейских гостиниц объединили свою
собственность, создав группу "Самые роскошные отели Европы и Египта".
Ныне компания владеет собственностью в более чем 300 городах и курортах всего
мира. По словам президента компании Жозефа Джакопонелло, всякий раз перед
выходом на новый рынок их маркетинговая компания планирует и взвешивает каждый
шаг, изучает рынок, потребителей, составляет общий план выхода на рынок и
продажи услуг. Маркетологи выделяют также то, на что им следует обратить особое
внимание. Но окончательное решение принимает совет директоров компании. В 1995
г. членами группы независимых отелей стали и две российские гостиницы:
"Grand Hotel Europe" в Санкт-Петербурге и "Baltschug Hotel
Kempinski" в Москве.
Однако методы маркетингового планирования, применяемые
в компании "The Leading Hotels of the World", будут сильно отличаться
от методов планирования в авиакомпании или туристском агентстве. В процессе
применения методов планирования на практике и возникают основные проблемы.
Большинство из них происходит из-за того, что опыт и методы планирования
берутся у других компаний и используются без переработки.
Все крупные туристские компании имеют отличительные особенности, которые
определяют подходы к методам планирования. Для каждого рынка и канала сбыта
разрабатывается подробная стратегия маркетинга. Небольшие туристские агентства
преимущественно реализуют свой продукт на одном, максимально на двух туристских
рынках. А крупные туристские компании работают на различных рынках, используя
огромную агентскую сеть.
Например,
компания "Ланта-Тур" (Россия), которая является крупным
туроператором, специализирующемся не только на организации собственных туров,
но и на оптовой реализации авиабилетов по разным направлениям, предлагает
агентствам самые разные варианты сотрудничества в продаже авиаперевозок. Для
того, чтобы получить от авиакомпании оптимальный групповой тариф,
"Ланта-Тур" необходимо поддерживать высокую загрузку на выбранное
направление и соблюдать жесткую систему выполнения контракта с перевозчиком.
Именно в связи с этим компания расширила свою агентскую сеть по бронированию и
продаже авиабилетов.
Отдел по маркетингу в
крупных туристских компаниях должен следить не только за состоянием на рынках и
каналах сбыта, но и планировать ограничительные меры, так как сам по себе
маркетинг не контролирует действия, которые влияют на функционирование компании
на рынке.
В
туристском мире успех маркетинга зависит:
§
от комплексного анализа
рынка;
§
производства туристского
продукта;
§
анализа систем и каналов
реализации;
§
рекламы продукта.
Стратегия
маркетинга основывается на рекламе, производстве и продвижении туристского
продукта. Роль маркетолога в туристской компании состоит в том, чтобы,
проанализировав все требования рынка, преподнести их топ - менеджерам так,
чтобы последние смогли разработать стратегию, посредством которой можно
удовлетворить все эти требования.
Однако в большинстве небольших российских туристских
агентств маркетинговое планирование еще не твердо обосновалось в процессе
управления. Оно остается той областью деятельности, где разговоров гораздо
больше, чем дела и внимания со стороны руководителей. За последние годы
туристские компании уделяют все больше и больше внимания планированию товарного
или рыночного бизнеса. Но здесь возникает новая проблема - планы становятся
слишком развернутыми, что является помехой для процесса формирования и
продвижения туристского продукта.
На практике часто
можно столкнуться с той ситуацией, когда маркетологи разрабатывают подетальный
и сверхструктурированный план планирования. На это уходит слишком много
времени, а результат зачастую не удовлетворяет ожиданий менеджеров.
Еще одна проблема, возникающая при планировании,
- это отказ от разработки альтернативных стратегий. Если сравнить планы,
разработанные в различных туристских компаниях, то можно заметить, что многие
планы - это не более чем переработанные на новый лад старые. Происходит это
из-за того, что маркетологи застопорились на бытующем понимании ситуации на
туристском рынке и не могут выявить нового подхода.
Планирование требует глубокого анализа. Часто
поверхностный анализ приводит к тому, что многие маркетологи недооценивают
конкурентоспособность фирмы, не обращают внимания на высокие цены, скудость
ассортимента, низкое качество услуг.
Например, компания "Club Med" (Club
Mediterranee - Франция), занимающаяся организацией клубного отдыха на курортах
мира, в 1997 г. понесла убытки в размере 216 млн долл. США, чуть ли не в два
раза превысившие потери компании в 1996 г. Это произошло из-за того, что
маркетологи недооценили конкурентоспособность компании. Компания принимает меры
по реанимации "Club Med". Согласно разработанной стратегии, цены на
клубный отдых пересмотрены в сторону их понижения. Грядущие перемены коснутся и
самой концепции отдыха в городках "Club Med", которая основана на
принципе "все включено". Некоторые городки будут реконструированы.
Без общего понимания бизнеса поиск и разработка
альтернативных стратегий бесполезны. Таким образом, вместо сопоставления ряда
стратегий дальнейшего развития туристского бизнеса и фирмы в рамках этого
бизнеса, руководители зачастую довольствуются только одной, которая в
большинстве случаев является перефразированием старой стратегии.
Опыт компаний, успешно
реализовавших маркетинговое планирование, показывает, что при разработке
стратегии надо сосредоточиться на конкретных фактах, а не на абстрактном
понимании бизнеса. Успешная реализация маркетингового планирования зависит:
§
от участия руководителей в
процессе планирования;
§
разработки товарных и
рыночных стратегий на основании конкретных фактов и заключений;
§
последовательной
реализации стратегии.
Следует отметить, что
применение маркетингового планирования в туристских компаниях создает
организованную систему изучения рынка туризма на базе комплексного анализа и в
целях наиболее эффективного воздействия на рынок функционирования и разработки
научно обоснованных направлений, перспектив его дальнейшего развития.1
Цикличность в
маркетинге туризма – кругооборот в маркетинге туризма, включающий следующие
последовательные процессы. 1-й этап – определение желаний и потребностей
потенциальных клиентов туристских фирм; 2-й этап – создание туристского
продукта и комплекса услуг, в основе которых лежат рекреационные
потребности клиентов; 3-й этап – обслуживание туристов; 4-й этап – контроль за
доходами и прибылью, которая распределяется или реинвестируется во 2-й этап;
5-й этап – контроль за степенью удовлетворенности туристов. Далее цикл
повторяется.2
Маркетинговые исследования
имеют существенное значение в процессе систематического сбора, анализа
информации с целью выявления рисков, слабых и сильных сторон и возможностей
туристского рынка для определенной фирмы, а также с целью выработки
соответствующей маркетинговой стратегии для успешного ведения бизнеса. Они
позволяют: выявить значительные проблемы, мешающие эффективному ведению
бизнеса, причины их возникновения и возможные пути их разрешения; определить
будущие тенденции на туристском рынке; увидеть новые возможности; найти
эффективные пути ведения бизнеса, а также дают возможность лучше понять запросы
рынка и снижают вероятность риска от изменений, постоянно имеющих место на
рынке.
Многочисленные
организации и агентства заняты в проведении маркетинговых исследований и сами
пользуются их результатами. Это и
правительство, и
образовательные институты, и консультационные учреждения, и торговые
ассоциации, а также рекламные агентства, средства массовой информации, отели и
мотели, авиакомпании и т. д.1
Туристская индустрия
не может существовать без туристов – потребителей ее товаров и услуг.
Потребительский рынок составляет множество принципиально разных субрынков,
ведущих себя по-разному в процессе принятия решения о покупке. Задача участника
туристского рынка – понять других участников процесса покупки и разобраться в
основных факторах, влияющих на покупательское поведение. Такими факторами
являются: доходы населения, принадлежность к определенной расе, пол,
образование, род занятий, мнения, мода, время, обычаи, привычки и традиции,
образ жизни. В туристской индустрии важно осознать факт того, что условия
рынка постоянно изменяются. Поэтому при планировании своей деятельности
турпредприятия должны прогнозировать тенденции, которые, которые могут иметь
место в туризме, и учитывать все факторы, оказывающие на него влияние,
наблюдать за своими рынками с целью наилучшего их обслуживания и получения
большей прибыли. Информация о потребительских рынках, с которыми будет
выгоднее всего работать, очень важна, особенно при разработке стратегии
маркетингового плана.
Специфический
характер маркетинга в туризме определяется отличительными характеристиками
туристского продукта от других потребительских товаров и услуг:
Так как спрос на
туристские услуги всегда существует, главной задачей менеджеров является не
стимулирование спроса, а управление им.
Стадия продажи
туристского продукта характеризуется необходимым предоставлением полной
достоверной информации о продукции и дополнительных услугах.
Сезонный характер туристского
предложения порождает необходимость дифференциации турпродуктов и услуг и
предполагает проведение маркетинговых мероприятий по снижению сезонных
колебаний с целью стимулирования спроса на эти товары в несезон.
Координация и
совместные маркетинговые мероприятия проводятся производителями туруслуг,
турцентрами и бюро, а также общественными ассоциациями.
Туристский продукт
представляет собой сочетание вещественных товаров и невещественных услуг,
особенностями которых являются неосязаемость, неспособность к хранению,
подверженность сезонным колебаниям, несовпадение во времени факта покупки и
потребления, а также зависимость качества этого продукта от исполнителя. Под
товаром понимается деятельность по его разработке, планирования, принятию
решений относительно его ассортимента, присвоения товарных марок, упаковки.
Планирование
и разработка продукта должны осуществляться в соответствии с интересами
потребителя. Несмотря на повышение неценовых факторов в процессе современного
маркетинга, цена остается не менее важным показателем. При установлении цены
на турпродукт туристские организации используют три стратегии:
§
продажу товаров и услуг по
рыночным ценам – неценовая конкуренция;
§
установление более низких
цен по сравнению с текущими рыночными ценами с целью большего объема продаж;
§
установление цен выше
рыночных (акцент делается на исключительные свойства, превосходное качество
товара).
При установлении цен
на продукт должны быть учтены следующие факторы: его качество, отличительные
характеристики его и рынка, конкуренты, методы распространения, стоимость
товара и сезонность его реализации, психологические особенности потребителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|