Второй вопрос, на
который следует ответить при раскрытии метода сбора информации, — когда проводится
устный опрос персонала?
Как правило, эта
процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с
проверяемым предприятием, оценивает объем и степень сложности работ для того,
чтобы составить соответствующую программу проверки.
Для составления
программы проверки аудитор должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также
экономической и плановой служб. Список должен включать в себя фамилии, имена,
отчества сотрудников, наименование их официальных должностей, а также перечень
направлений (разделов, участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров
и пр.), которые ими курируются.
К сожалению, на
многих предприятиях такие документы, как должностные инструкции сотрудников,
графики документооборота, в настоящее время не составляются, поэтому аудитору
либо следует эту работу проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда
указанная информация будет для него подготовлена.
План и
соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут быть
одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета,
которым занимается опрашиваемый.
Каждому
направлению учета присущи совершенно особенные виды нарушений. Так, например,
бессмысленно спрашивать кладовщика о том, соблюдаются ли сроки, установленные
для возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или, наоборот, спрашивать
бухгалтера, ведущего учет кассовых операций, возможен ли отпуск материальных
ценностей со склада на сторону без оформления пропуска на вывоз материальных
ценностей с территории предприятия.
Подробный план
устного опроса персонала по каждому направлению учета зависит от специализации
этого направления, но примерный план беседы может быть таким:
1. Какие
первичные документы вы оформляете?
2. Какие
регистры аналитического учета вы ведете?
3. В каком
разрезе ведется аналитический учет по вашему участку учета?
4. Для каких
регистров синтетического учета необходима формируемая вами информация?
5. Как и кем
производится выверка полученных вами результатов?
6. Назовите
типичные хозяйственные операции, которые вам приходится оформлять.
7. Каков
порядок ваших действий при выполнении каждой из типичных хозяйственных
операций?
8. Знаете ли
вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вам приходится участвовать?
9. Каким
образом происходит контроль за вашей работой?
10. Как вы исправляете
ошибки, когда они имеют место'?
11. Имеются ли
какие-либо неудобства в ведении учета, сверке результатов?
12. Чувствуете
ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких?
6. ПРОВЕРКА
ДОКУМЕНТОВ.
Широко
практикуется получение информации посредством проверки документов,
подготовленных независимыми сторонами и клиентом.
Проверка
документов
заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности первичного
документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском
учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного
документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность
выполнения этой операции.
7.
ПРОСЛЕЖИВАНИЕ
Прослеживание
(трассирование) осуществляется в противоположном направлении. Аудитор отбирает
первичный документ и проверяет системы учета и контроля, чтобы найти
заключительную бухгалтерскую запись операции. С помощью прослеживания аудитор
может определить, все ли операции учтены, и дополнить информацию, полученную в
ходе аудита. Однако необходимо учитывать возможность того, что некоторые
события не отражены в первичной документации и системе учета.
С помощью
сканирования аудиторы изучают нетипичные статьи и события, отраженные в
документации клиента. Цель сканирования — найти что-либо нетипичное.
Сканирование
полезно применять при использовании выборки для принятия аудиторских решений,
так как всегда существует вероятность того, что аудиторы не выявят ошибки
клиента, выбрав пример, не отражающий всю совокупность статей. Это может привести
к принятию аудиторами ошибочного решения. Аудиторы уменьшают аудиторский риск,
сканируя статьи, не вошедшие в выборку.
8. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Под
аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором
информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей
проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно
отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также
выяснения причин таких ошибок и искажений.
Об аналитических
процедурах уже было упомянуто при рассмотрении этапа планирования аудиторской
проверки. Аналитические процедуры можно использовать и на этапе получения
информации, чтобы собрать прямые доказательства ошибок, нарушений и ложных
утверждений в финансовой отчетности.
Поскольку
определение аналитических процедур довольно расплывчато, многие аудиторы
рассматривают информацию, полученную в результате выполнения этих процедур,
как не слишком убедительную. Поэтому аудиторы, преподаватели и студенты в основном
концентрируют внимание на процедурах пересчета, осмотра, подтверждения и
документирования, в результате которых, как полагают, возникает убедительная
информация.
Необходимо
преодолеть это заблуждение, так как аналитические процедуры в действительности
весьма эффективны.
По мнению
аудиторов, аналитические процедуры помогают выявить 27 % ошибок. Следует
учитывать тот факт, что они обходятся дешевле, чем более детализированные
процедуры, ориентированные на документы.
Типичными видами
аналитических процедур являются:
Ø
сопоставление
остатков по счетам за различные периоды;
Ø
сопоставление
показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;
Ø
оценка
соотношения между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными
предыдущих периодов;
Ø
сопоставление
финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними
показателями соответствующей отрасли экономики;
Ø
сопоставление
финансовой и нефинансовой информации (сведений о деятельности экономического
субъекта, не отражаемой непосредственно в системе бухгалтерского учета).
Процедуры,
представляющие точную информацию, имеют свои недостатки: аудиторы могут
оказаться не настолько компетентными, чтобы обнаружить необходимые факты;
клиенты могут дать аудиторам подставные адреса или попросить потребителей
просто подписать подтверждение и отослать его обратно.
Таким образом,
аудиторская программа состоит из процедур различных видов, и аналитические процедуры
занимают в ней важное место.
Аудиторы часто
сопоставляют данные текущего года с данными предыдущего периода и изучают
полученные соотношения в сравнении с предполагаемыми. Эти сопоставления обычно
называют комплексными тестами. Такой анализ часто выполняется для
амортизационных отчислений. Аудиторам известна фактическая доля амортизационных
отчислений в совокупной стоимости амортизируемых активов. Используя эту
величину, можно получить оценку амортизационных отчислений за проверяемый
период; если она примерно равна сумме на соответствующем счете, аудиторы могут
рассматривать эту статью расходов как проверенную при помощи аналитической
процедуры.
Приведем другой пример использования
аналитической процедуры. Многие финансовые счета парные, т.е. сумма в одном
счете является функцией суммы другого. Некоторые такие суммы прямо соответствуют
одна другой, а некоторые — косвенно. Так, каждая статья расходов на выплату
процентов должна соответствовать определенному обязательству, по которому надо
эти проценты выплачивать. Если выплату процентов нельзя соотнести с обязательством,
это может означать, что существует неучтенное обязательство или ошибка в другом
счете. Если не обнаружены выплаченные или накопленные проценты, соответствующие
условиям займа, это может указывать на недооценку расходов, возможное
невыполнение договорных обязательств, необходимость корректировки или
пояснительного раскрытия.
9. ПОДГОТОВКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО
БАЛАНСА
Для получения
доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции
(выполненных работ, оказанных услуг) аудиторская организация может составить
баланс из расходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и
фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Баланс сырья,
материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить
отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции
(выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности
исчисления финансового результата.
5.
Оформление результатов аудиторской проверки и предложений для аудиторского
заключения.
Аудиторская проверка заканчивается
оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского
учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.
В акте аудиторской
проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без
включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной
работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений
подвергнуты сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются
выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При
этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные
рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы
не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала
бухгалтерии.
Акт аудиторской проверки
является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не
вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением
случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений,
мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки
составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично
главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр
остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего
контроля за устранением выявленных недостатков.
После подготовки
проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия,
рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости
вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.
Аудиторское
заключение —
официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и
отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию
руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В
случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором,
имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и
личной печатью.
Возможны четыре
вида аудиторских заключений:
· заключение без замечаний
(безоговорочное заключение);
· заключение с замечаниями
(заключение с оговорками);
· отрицательное заключение;
· заключение не дается совсем,
либо дается отказное заключение.
Первый вид
заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и
недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению
аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно
и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены,
но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская
проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.
Заключение с
замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых
недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского
учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои
рекомендации и проконтролировать их выполнение.
Отрицательное
заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности
бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация
квалифицируется как недостоверная.
Четвертый вариант
завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все
материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности.
В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об
этом предприятие и свою вышестоящую организацию.
2.5. Содержание
и порядок составления аудиторского заключения.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в
Российской Федерации по результатам аудиторской проверки подготавливается
аудиторское заключение, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и
итоговой.
Протоколом N 1 от 9 февраля 1996 г. Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации был одобрен
Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности .
В соответствии c этими нормативными документами
аудиторское заключение должно содержать:
а) во вводной части:
- наименование аудиторской фирмы (фамилия, имя, отчество аудитора),
юридический адрес, данные государственной регистрации, номер и дата выдачи
лицензии (с указанием вида аудита и срока действия лицензии), банковские
реквизиты.
б) в аналитической части:
- наименование экономического субъекта и временные рамки проверяемого
периода,
- результаты экспертизы системы внутреннего контроля и состояния
бухгалтерского учета в экономическом субъекте,
- факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений порядка ведения
бухгалтерского учета, повлекшие за собой искажение бухгалтерской отчетности и
связанные с этим недоимки по налогам и обязательным платежам и сборам.
в) в итоговой части:
- констатация вывода о полной достоверности (недостоверности, условной
достоверности - при условии исправления выявленных ошибок) бухгалтерской
отчетности проверяемого экономического субъекта.
Каждая страница аудиторского подписывается аудитором, проводившим проверку:
и заверяется его личной печатью.
Аудиторское заключение брошюруется вместе с бухгалтерской отчетностью и
предоставляется для ознакомления исполнительной дирекции и акционерам
(участникам) экономического субъекта.
При этом всем внешним заинтересованным лицам (в налоговые службы, в
кредитные учреждения, в средства массовой информации - в случае публикации
баланса, и т.п.) предоставляется только итоговая часть аудиторского
заключения, содержащая вывод о степени достоверности бухгалтерской отчетности.
6. Аудит учета МБП на складе
Положением по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ выделены 2 критерия отнесения предметов к
МБП:
1. Временной, в соответствии с
которым предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо
от их стоимости, учитываются в составе средств в обороте;
2. Стоимостной. Предметы
стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера ( для бюджетной
организации - 50-кратного) установленного законодательством РФ минимального
размера месячной оплаты труда (МРОТ) за единицу независимо от срока их
полезного использования учитываются в составе МБП.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|