рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Банковская система России. Роль центрального банка России

Такой подход вполне согласуется с хорошо известными общими определениями понятия «система». «Под... системой, — писал В.Г.Афанасьев,— понимается совокупность компонентом, взаимо­действие которых порождает новые (интегративные, системные) ка­чества, не присущие ее образующим...


8

Важнейшей особенностью це­лостной системы является наличие в ней интегративных, системных качеств, не сводимых к сумме свойств образующих ее компонентов».

Кроме того, согласно теории Л. Берталанфи любая система дол­жна обладать следующими признаками: целостность (принципиаль­ная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого: зависи­мость каждого элемента, свойства и отношения системы от его мес­та, функций и т.д. внутри целого), структурность (возможность опи­сания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее струк­туры), взаимосвязь системы и среды (формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ве­дущим активным компонентом взаимодействия), иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы), множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложнос­ти каждой системы ее адекватное познание требует построения мно­жества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы), а также наличие управляющего субъекта, поскольку банковская система относится к классу соци­альных систем.

Если с экономической точки зрения для признания совокупности компонентов системой необходимо обозначение общих функций и потребностей, с управленческой — новых свойств, то с юридической нужно говорить об одновременном наличии нескольких признаков:

·        единой правовой основы и упорядоченных средств правового регулирования;

·        сопоставимого правового статуса отдельных элементов системы;

·        правовой регламентации разнообразных связей между элемента­ми, диктуемых соображениями экономической целесообразнос­ти и правовой непротиворечивости;

·        согласованных правил и обычаев делового оборота, на основе ко­торых функционируют элементы системы, обеспечивающие оп­ределенный уровень их соблюдения;

·        правовых последствий выхода каждого отдельного звена из пра­вовых связей, создающих единство системы.

Известно, что к какой-либо системе можно относить только орга­низации, непосредственно осуществляющие функции или деятель­ность, в которых воплощается свойство системы. Иными словами, к элементам банковской системы можно отнести только организации, выполняющие банковские операции. Это узкий и не вполне адек­ватный подход к определению состава системы. Более адекватным является широкий подход, предполагающий отнесение к системе не


9

только тех образований, которые непосредственно осуществляют определенный вид деятельности, но и организаций, составляющих инфраструктуру этой деятельности, обеспечивающих основную фун­кцию системы.

При этом, однако, важно не выйти за пределы соотношения обес­печения с основной деятельностью. Ведь, например, при описании транспортных систем можно дойти до систем газо- и нефтедобычи, поскольку они обеспечивают движение транспорта. Это будет непра­вильно. В качестве принципа можно избрать количество опосредую­щих связей. При отнесении того или иного образования к опреде­ленной системе таких связей должно быть не более одной. Иными словами, нельзя относить к системе организации, обеспечивающие деятельность обеспечивающих организаций.

Существующая сегодня в России банковская система, так же как и большинство банковских систем мира, является двухуровневой, ее организационные формы и другие характеристики непосредственно регулируются Конституцией РФ, законами о банках и о Банке Рос­сии, другими федеральными законами, а также нормативными пра­вовыми актами Банка России.

Согласно ст. 2 Закона о банках банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

По мнению авторов учебника «Банковское право Российской Федерации (общая часть)», этот перечень неполон. Более полным представляется определение, сформулированное в Российской бан­ковской энциклопедии. В ней банковская система интерпретирует­ся как совокупность банков, банковской инфраструктуры, банков­ского законодательства, банковского рынка.

Однако и это определение вызывает некоторые возражения.

Во-первых, банковское законодательство является не элементом банковской системы, а способом, формой, инструментом государ­ственного управления ею.

Во-вторых, это определение не охватывает небанковские кредит­ные организации, которые наряду с банками являются одним из ос­новных элементов банковской системы.

В-третьих, представляется необходимым включить в этот пере­чень также союзы и ассоциации кредитных организаций — важный элемент механизма самоуправления банковской системы.

Таким образом, банковскую систему современной России составляют:

·        Центральный банк Российской Федерации — верхний уровень;

·        кредитные организации-резиденты;

·        филиалы и представительства иностранных банков;

·        союзы и ассоциации кредитных организаций-резидентов;

·        банковская инфраструктура;

·        Банковский рынок.

При этом все элементы, кроме первого, представляют нижний уро­вень

банковской системы России.


10

Критерием отнесения элементов к тому или иному уровню явля­ется их положение в системе, обусловленное отношениями суборди­нации. Так, Банк России расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Что же касается коммерческих банков и остальных элементов банковской системы, то они в этом отношении должны быть однопорядковыми, полностью равноправными во взаимоотношениях друг с другом, в связи с чем составляют нижний уровень системы. В последнее время в

связи с необходимостью реструктуризации банковской системы широкое распространение получил термин «си­стемообразующие банки». Используя этот термин, авторы обычно не раскрывают его содержания. Употребляется он в различных смысло­вых значениях, и поэтому возникает постоянная необходимость са­мостоятельно выявлять содержание рассматриваемого термина ис­ходя из текста, в котором он используется.

Анализ показывает, что термин «системообразующие банки» в средствах массовой информации чаше всего (и совершенно необос­нованно) применяется в следующих близких по смыслу значениях:

·        банки, имеющие большое экономическое и социальное значение для России в целом или для региона (субъекта РФ);

·        банки, доля которых на рынке банковских услуг Российской Фе­дерации или субъекта РФ существенна;

·        крупные банки.

Подобные способы интерпретации термина «системообразующие банки» нельзя признать верными с теоретической точки зрения. Они чрезвычайно вредны и с позиции практики.

Если банк определяется как «системообразующий», то это озна­чает, что без данной кредитной организации банковская система в принципе существовать не может. Отсюда следует, что данный банк в обязательном порядке заслуживает каких-либо преференций и льгот (например, оказания первоочередной финансовой помощи при про­ведении реструктуризации банковской системы). Такой подход пря­мо противоречит принципам поощрения конкуренции и недопусти­мости монополии на банковских рынках и не сообразуется с принципом равенства коммерческих банков как субъектов одного и того же уровня банковской системы.

Во всех этих случаях понятием «системообразующий банк» подменяются понятия «крупный банк» или «социально-значимый банк», в то время как системообразующим является такой элемент системы, без которого принципиально невозможно ее существование и дальнейшее развитие.

Исходя из такого понимания в современных банковских систе­мах рыночного типа имеется только один вид системообразующих кредитных организаций — центральные (эмиссионные) банки. Иных банков, обеспечивающих существование и развитие банковской си­стемы, быть не может.


11

Следовательно, коммерческий банк, каким бы крупным и «соци­ально-значимым» он ни был,— это всего лишь крупный коммерчес­кий банк, однопорядковый с другими (средними и мелкими) банка­ми (в смысле принадлежности к уровням банковской системы) и равный им без каких-либо изъятий и исключений. [№1]

1.3. Особенности кредитной системы в России

В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк — банков­ские институты и небанковские

кредитные организации. Цент­ральный банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных зна­ков в форме банкнот и монет. В качестве банка банков он предо­ставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, явля­ется главным банкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассо­вое исполнение государственного бюджета (прежде всего органи­зацию через свои управления и отделения приема бюджетных пла­тежей в регионах и на местах) и проч.

Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функциониро­вавших специализированных государственных, банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов (Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.), другие создавались практически «с нуля».

В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от амери­канской модели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели).

В целом российские кредитные организации повторяют путь, по которому развивалась кредитная система в Западной Европе и других регионах мира с конца 40-х — начала 50-х гг.: финансовый капитал в России уже сращивается с промышленным и торговым (например, в форме финансово-промышленных групп), усилива­ется концентрация банков, их объединения в различных формах, возникают первые интернациональные союзы, консорциумы для осуществления отдельных проектов и программ.

Следует отметить, что банковская система России слабо вы­полняет свою вторую главную функцию — кредитование. В ре­зультате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.


12

К середине 1998 г. заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты. Однако августовский кризис 1998 г. нанес разрушитель­ный удар прежде всего по кредитной системе России. За август—де­кабрь 1998 г. капиталы банковской системы сократились на 30%.

Обострению кризиса способствовали также отток вкладов на­селения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужение ресурсной базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокраще­нию кредитной активности.

В результате банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад. Но, несмотря на это, она продолжает функ­ционировать, средние и небольшие банки развиваются, увеличи­вают капиталы и расширяют клиентуру (табл. 3.).

В сложившихся условиях остро стоит вопрос о реструктуриза­ции банковской системы. В частности, в рамках подготовки Бан­ком России Концепции развития банковской системы предлагает­ся принятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» и закона «О реструктуризации кредитных организаций», а также обеспечение результативной деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).  

По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 (70%) являются финансово стабильными и они способны работать без государственной поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к «проблемным»: у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных» имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в число которых входят 18 крупных, оказывается государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ). Потребность средств на рекапитализацию банков оценивается Банком России в 7 5 млрд. руб.

Главными в процессе финансового оздоровления «проблем­ных» банков призваны быть меры по реорганизации, а не проведе­нию процессов банкротства. Мировой опыт показывает, что убытки от банкротства в 8—10 раз больше, чем при реорганизации. Важным вопросом является структура банковской системы. Целесообразно иметь полный «ассортимент» банков, таких как банк развития, экспортно-импортный, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Банк России активизирует и поддержку региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов. [с.466-469, №5]

13

Глава 2:Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации.

2.1. Центральный банк Российской Федерации

Данный банк занимает особое место в банковской системе Рос­сии, поскольку именно он является органом государства, наделенным специальной компетенцией в сфере управления банковской системой.

Проблемы правового положения Банка России в последнее вре­мя стали объектом многих экономических, юридических, политоло­гических научных исследований. Значительное число работ, затра­гивающих вопросы правового статуса Банка России, объясняется неопределенностью его места в системе органов государственной власти и большим количеством пробелов и противоречий в действу­ющем российском банковском законодательстве. Однако представ­ляется, что не менее актуальны проблемы определения статуса ЦБ РФ как органа государственного управления и его роли в стабилизации банковской системы и преодолении банковского кризиса.

Вопрос о месте ЦБ РФ, равно как о необходимой степени его независимости и самостоятельности при осуществлении своих функ­ций, подробно исследован в специальной литературе и в настоящем исследовании затрагиваться не будет.

Одной из целей деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы страны. Для ее реализации ЦБ РФ выполняет следующие функции (ст. 4 Закона о Банке России):

·        является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует систему рефинансирования;

·        осуществляет государственную регистрацию кредитных органи­заций;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.