рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Банковская система России. Роль центрального банка России

·        финансовое посредничество между иностранными и российски­ми финансовыми рынками.

Банки с превалирующим участием иностранного капитала, как пра­вило, являются дочерними банками известных иностранных банков. Посредством учреждения дочерних банков иностранные банки сопро­вождают своих глобальных клиентов, приходящих на российский ры­нок. Дочерние банки получают ресурсы в основном от материнских банков, но могут прибегать и к заимствованиям на международных финансовых рынках. Присутствие на российском банковском рынке банков, контролируемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расши­рение их деятельности служит косвенным подтверждением улучшения инвестиционного климата. Иностранные банки приносят в Россию но­вые финансовые технологии, современные банковские продукты, новей­шие информационные системы. Их отличают высокие стандарты веде­ния бизнеса, квалифицированный менеджмент, а забота о собственной репутации удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сектором. Приток иностранного капитала с солидной репутацией служит важным фактором развития банковского сектора страны, способствует форми­рованию конкурентного рынка банковских услуг. Вместе с тем активи­зация деятельности на российском рынке иностранных банков, за кото­рыми стоят финансовые институты с сомнительной репутацией, таит в себе потенциальную угрозу для стабильности банковской системы. Поэтому в настоящее время действует разрешительный принцип до­пуска иностранного капитала в банковский сектор России, согласно которому кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов и на отчуждение своих акций в пользу нере­зидентов.

Особенность современной банковской системы России заключает­ся в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему господ­ствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противо­речия между структурой банковской системы и структурой реального сектора является создание банковских групп и банковских холдингов.

Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управле­ния других кредитных организаций.

Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не относящееся к кредитным организаци­ям (головная


20

организация банковского холдинга), имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влия­ние на решения, принимаемые органами управления кредитных орга­низаций. Коммерческая организация, выступающая головной органи­зацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредит­ных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять ре­шения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, от­несенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее ре­организации и ликвидации.

Возможность оказывать существенное влияние на деятельность других кредитных организаций может возникать:

·        во-первых, в силу преобладающего участия головной организа­ции в уставном капитале других кредитных организаций;

·        во-вторых, в силу договора между участниками банковской груп­пы или банковского холдинга, закрепляющего право головной организации определять решения других кредитных организаций.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Цель их деятельности — защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В Российской Федера­ции крупнейшей ассоциацией является Ассоциация Российских Банков (АРБ). Наряду с АРБ в Российской Федерации функционируют 19 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятель­ности сотрудничают с Ассоциацией российских банков. Руководители региональных банковских союзов принимают участие в подготовке предложений по защите интересов региональных банков, в разработке законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.

Финансовый кризис 1998 г. потребовал определенных институциональных изменений и привлечения государственных ресурсов для его разрешения. С целью восстановления банковской системы была раз­работана программа ее реструктуризации, для реализации которой создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). АРКО является государственной корпорацией, в своей дея­тельности по реструктуризации кредитных организаций оно тесно вза­имодействует с Правительством и Банком России. АРКО предостав­ляет кредиты кредитным организациям, находящимся под его управ­лением; открывает и ведет их банковские счета, проводит расчеты по поручению кредитных организаций-корреспондентов по их банковским счетам; осуществляет инкассацию векселей, платежных и расчет­ных документов; проводит куплю-продажу на открытых торгах, пере­дачу в качестве обеспечения


21

акций (долей) кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства; проводит другие операции с имуществом и активами кредитных организаций, находящихся под его управлением. Операции и сделки осуществляются в рублях и ино­странной валюте. Для обеспечения эффективности реструктуризационных процедур, проводимых АРКО, с момента перехода кредитной организации под управление Агентства до окончания срока осущест­вления плана реструктуризации вводится мораторий на удовлетворе­ние требований кредиторов по обязательствам кредитной организа­ции, возникшим до момента ее перехода под управление Агентства. Источниками финансирования деятельности агентства являются: ус­тавный капитал и фонды Агентства; средства бюджетов различных уровней; кредиты Банка России; средства международных финансо­вых организаций, прибыль самого Агентства и др.

В 2000 г. АРКО осуществляло 14 проектов по реструктуризации 19-ти банков, расположенных в 10-ти регионах Российской Федера­ции. Шесть реорганизуемых банков до кризиса 1998 г. входили в число крупнейших кредитных организаций страны. Общая сумма обяза­тельств указанных банков перед кредиторами превышает 93 млрд. руб., в том числе 10 млрд. руб. — перед частными вкладчиками. Три проекта осуществляются по многофилиальным банкам, имеющим общефеде­ральное значение: ОАО «Альфа-банк», ОАО «Банк Российский кре­дит», АКБ «СБС-АГРО». В целом в результате деятельности АРКО финансовое состояние большинства банков, находящихся под его уп­равлением, приобрело положительную динамику, совокупный капи­тал региональных банков увеличился почти в 10 раз, количество кре­дитов предприятиям реального сектора экономики выросло в 1,4 раза. [с.18-26, №3]

Специализированные кредитные учреждения играют важную роль в содействии переливу капитала, а стало быть, структурным сдвигам в экономике. В то время как коммерческие банки обслу­живают прежде всего кругооборот оборотных фондов, на долю специализированных учреждений приходится оборот основного капитала, т.е. кредитование инвестиционного процесса. [с.466, №5]

2.3. Банковская инфраструктура и банковский рынок.

Банковская инфраструктура как элемент банковской системы со­стоит из всех тех предприятий, организаций и учреждений, функци­онирование которых непосредственно направлено на обеспечение жизнедеятельности кредитных организаций и банковской системы в целом.

Важным элементом банковской системы несомненно является банковский рынок, на котором концентрируются банковские ресур­сы и осуществляется торговля банковскими услугами.

Таким образом, элементный состав банковской системы не ограни­чивается


22

организациями, которые непосредственно осуществляют банковские операции. В число ее элементов входят также органы и организации, непосредственно регулирующие или обслуживающие де­ятельность банковской системы, которые сами могут не совершать банковских операций. При этом выдвигается лишь одно условие: дан­ный орган должен быть специализированным органом управления или обслуживания банковской системы. Его основной функцией должно быть решение вопросов, имеющих непосредственное отношение к де­ятельности этой системы.

Например, в банковские системы Германии, Франции, США вхо­дят помимо банковских и различных кредитных учреждений также Федеральное ведомство надзора за кредитным делом (Германия), ко­митеты по банковской регламентации и кредитным учреждениям, а также Банковская комиссия (Франция), Совет управляющих Феде­ральной резервной системы, Федеральный комитет открытого рын­ка, Служба финансового контролера и Федеральная корпорация страхования  депозитов (США), а также развитая банковская инфраструктура, огромный банковский рынок, банковские ассо­циации.

Рассмотренный элементный состав банковской системы России позволяет сформулировать определение понятия банковской систе­мы современного демократического государства с рыночно ориен­тированной экономикой.

Банковская система — это совокупность организаций, осуще­ствляющих банковскую деятельность на основании специального разрешения уполномоченного органа государственной власти, со­вокупность образований, обеспечивающих реализацию основных функций кредитных организаций, а также органов государства, на которые возложено государственное управление банковской дея­тельностью.

Данное определение основывается на выделении трех элементов банковской системы:

·        кредитные организации, непосредственно осуществляющие банковские операции, т.е. по существу выполняющие функции банковской системы;

·        организации, обеспечивающие эффективность функциониро­вания кредитных организаций, т.е. не выполняющие непосред­ственно банковские операции, но способствующие их едино­образному и наиболее успешному осуществлению;

·        органы государственного управления банковской системой, осуществляющие регулирование отношений, возникающих в процессе банковской деятельности и ее обеспечения с целью упорядочения такой деятельности и защиты наиболее слабой стороны в отношениях такого рода — клиента кредитной орга­низации.

Перечисленные компоненты образуют систему, т.е. объединен­ную общими функциями (банковская деятельность— осуществление, обеспечение, регулирование) и целями (кредитование эко­номики) совокупность. Кроме того, наличие общей правовой основы — банковского законодательства,

 

23

регламентирующего со­поставимый правовой статус отдельных элементов банковской си­стемы, способы их взаимодействия между собой, а также закреп­ляющего различные типы связей между элементами, свидетельствует о том, что совокупность трех названных элемен­тов образует систему.

Если внимательно рассмотреть банковскую систему РФ, то в ней можно обнаружить связи двух типов: связи между однопорядковыми элементами банковской системы и связи Банка России с остальными элементами банковской системы.

Связи первого типа обеспечивают отношения координации между указанными элементами системы, в то время как связи вто­рого типа перерастают в отношения субординации, которые глав­ным образом обеспечивают целостность системы и слаженность ее функционирования.

Действительно, анализ деятельности Банка России по выпол­нению возложенных на него ст. 3 и 4 Закона о Банке России ос­новных целей, задач и функций показывает, что Центробанк и есть тот элемент системы, который непосредственно осуществляет го­сударственное управление банковской системой. При этом исполь­зуются преимущественно методы государственного регулирова­ния, экономические методы управления, которые призваны создавать благоприятные экономические, правовые, организаци­онные условия для функционирования кредитных организаций. Вместе с тем в процессе управления Банк России широко приме­няет административные средства банковского регулирования. [с.64-66, №4]

2.4. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых


24

Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. Центральному банку РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Центральный банк РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.