рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Банковская система России. Роль центрального банка России

·        выдает и отзывает лицензии кредитных организаций на соверше­ние банковских операций и лицензии организаций, занимающих­ся аудитом;

·        устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

·        осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

·        регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

·        осуществляет все виды банковских операций.

Как уже отмечалось, Центробанк в банковской системе занимает верхний уровень, поскольку обладает государственно-властными полномочиями по отношению к другим элементам банковской сис­темы. Банк России контролирует процесс создания новых кредит­ных организаций, расширение сферы деятельности и реорганизацию уже существующих путем государственной регистрации учредитель­ных документов и вносимых в них изменений и дополнений, а также путем выдачи лицензий на право проводить банковские операции. Кроме того, до назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации их


14

кандидатуры, отвечающие квалификационным требованиям, долж­ны быть

согласованы с ЦБ РФ.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ устанавливает им обязательные нормативы. В случае нарушений кредитной организацией банковского законодательства, в том числе нор­мативных актов Банка России, последний имеет право применить к ней установленные законом санкции вплоть до отзыва лицензии.

Как орган государственного управления ЦБ РФ правомочен при­нимать нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые являются обязательными для исполнения все­ми органами государственной власти, местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами.

В соответствии с перечисленными полномочиями в сфере бан­ковского регулирования и надзора в аппарате Банка России образу­ются департаменты, отвечающие за реализацию отдельных функций: департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм; департамент пруденциального банковского над­зора; департамент по организации банковского санирования; депар­тамент инспектирования кредитных организаций; юридический де­партамент и др. [с.40-42, №4]

2.2. Коммерческие банки и специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)

Функции коммерческих банков — это, прежде всего, аккуму­лирование депозитов и ведение текущих счетов; оплата выписан­ных на эти банки чеков; предоставление кредитов предпринима­телям. Коммерческие банки часто называются финансовыми уни­вермагами или супермаркетами кредита. Ведь они осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего нацио­нального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

На рубеже 80—90-х гг. началось активное внедрение коммер­ческих банков в страховой бизнес. В результате клиенты коммер­ческих банков могут пользоваться услугами самого широкого диа­пазона. Очевидно, данное направление универсализации коммер­ческих банков будет развиваться и в ближайшие годы. [с.464, №5]

Специализированные кредитные организации возникли в XIX в. Длительное время они иг­рали в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако их роль резко возросла в странах с ры­ночной экономикой после Второй мировой войны. Это произо­шло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на ко­торых специализировались эти институты, а с другой — из-за проникновения этих финансово усилившихся


15

специализированных институтов в сферу действия коммерческих бланков. Примером могут служить пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые на Западе являются одними из крупнейших покупателей ценных бумаг.

Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. В России эти банки немногочисленны.

Важное место в кредитной системе занимает обширная группа Сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки (в Великобритании), ссудосберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).

Для страховых компаний характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.

Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и т.д.

В России наряду со страховыми компаниями вопросами пенсионнoгo обеспечения занимаются также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По своей сути они являются сберегатель­ными институтами. Однако в деятельности НПФ существует еще немало проблем и изъянов. В частности, некоторые НПФ основаны на пирамидальных схемах, что, несомненно, приведет их к банкротству и может дискредитировать в глазах населения идею негосударственного пенсионного обеспечения.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держате­лей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных ком­паний, так как благодаря значительной


16

диверсификации (вложе­ние средств в различные предприятия) достигается известное рас­средоточение активов, снижается опасность потери сбережений

из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Инвестици­онные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвес­тиционными компаниями.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочета­ния банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, Банк России в настоящее время выделил три типа небанковских кредитных организаций: расчетные, депозитно-кредитные и организации инкассации. Он установил также перечень допус­тимых операций, которые каждый тип организаций может совершать.

Расчетные небанковские кредитные организации могут иметь раз­личное функциональное назначение — обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рын­ках, на рынке ценных бумаг; проведение расчетов по пластиковым картам; инкассирование денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами.

Небанковские кредитные организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять только ин­кассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных доку­ментов. В настоящее время в Российской Федерации функционируют две небанковские кредитные организации инкассации.

Небанковские депозитно-кредитные организации на основании ли­цензии Банка России имеют право привлекать денежные средства юри­дических лиц во вклады (на определенный срок), размещать их от сво­его имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осущест­влять иные сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе: выдавать поручительства за третьих лиц, при­обретать права требования от третьих лиц, осуществлять доверитель­ное управление денежными средствами и иным имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др. Следует отметить, что лицензия, выдаваемая этим кредитным организациям, может предусматривать проведение разрешенных им операций либо только в валюте Россий­ской Федерации, либо и в валюте Российской Федерации, и в иностранной валюте. Но при любой лицензии небанковским депозитно-кредитным организациям запрещено привлекать денежные средства фи­зических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести бан­ковские счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-кор­респондентов, по их банковским счетам и переводы денежных


17

средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов; инкас­сировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные докумен­ты и проводить кассовое обслуживание физических и юридических лиц; покупать и продавать иностранную валюту в наличной форме; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы. Небанков­ским депозитно-кредитным организациям не разрешается также от­крывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

Согласно действующему банковскому законодательству, в состав банковской системы России включаются также филиалы и предста­вительства иностранных банков, на них распространяется российское правовое регулирование банковской деятельности. При этом иност­ранным банком считается банк, признанный таковым но законода­тельству иностранного государства, на территории которого он заре­гистрирован.

Количественные параметры банковской системы России представ­лены в (табл. 1.) Данные этой таблицы свидетельствуют о существен­ном сокращении в период с 01.01.99 г. по 01.09.01 г. как числа зареги­стрированных (с 2481 до 2062), так и числа действующих (с 1476 до 1322) кредитных организаций на территории Российской Федерации, что объясняется преодолением последствий кризиса и выведением с рынка неплатежеспособных кредитных организаций. При этом наибо­лее заметно за этот период сократилось число банков — с 1447 до 1281. Количество же небанковских кредитных организаций, напротив, уве­личилось с 29 до 41. Это увеличение связано как с преобразованием некоторых банков в небанковские кредитные организации, так и с со­зданием новых небанковских кредитных организаций в ответ на рост потребностей в их услугах. Число филиалов банков-нерезидентов на территории Российской Федерации остается неизменным: в настоя­щее время действует всего один такой филиал.

Согласно действующему законодательству, в Российской Федера­ции банки могут создаваться на основе любой формы собственности.

По принадлежности капитала все действующие в Российской Феде­рации банки можно разделить на банки, основанные на частной собственности, т. е. банки, собственниками которых являются негосудар­ственные предприятия, организации и частные лица; банки с государ­ственным участием и банки с участием иностранного капитала.

Банки с государственным участием — это банки, в капитале кото­рых участвуют организации, представляющие государство. По неко­торым оценкам, в настоящее время насчитываются 23 кредитные организации, в уставных капиталах которых доля государственного участия превышает 50%. В настоящее время в Российской Федерации не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в ус­тавных капиталах кредитных организаций определяются отдельны­ми для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления своим


18

имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основании особо­го законодательного акта субъекта Федерации или решения органа местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, так и посредством участия в них организаций федерального уровня, не относящихся к числу ор­ганов исполнительной власти, — Банка России и Российского фонда Федерального имущества (РФФИ). Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков. РФФИ имеет контрольные пакеты Российского бан­ка Развития и Росэксимбанка. В 19-ти кредитных организациях конт­рольные пакеты акций принадлежат органам исполнительной власти и государственным унитарным предприятиям. К числу этих кредитных организаций относятся Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Всероссий­ский банк развития регионов и др.

В настоящее время основная проблема российских банков с госу­дарственным участием — отсутствие определенных задач, которые должны решать эти банки в рамках проводимой государственной эко­номической политики. Кроме того, отсутствуют четкие процедуры контроля за деятельностью банков с государственным участием со стороны самого государства, а также за эффективностью работы пред­ставителей государства в их органах управления.

Банки с иностранным участием — банки, в уставном капитале кото­рых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, конт­ролируемые иностранным капиталом, т. е. банки, контрольный пакет акций которых принадлежит нерезидентам. На 01.09.2001 г. в России действовали 133 кредитные организации с иностранным участием в уставном капитале ( табл. 1.), из них только 36 находились под контролем иностранного капитала. При этом в 23 кредитных органи­зациях 100% уставного капитала принадлежало нерезидентам, и в 13 кредитных организациях доля иностранного капитала превышала 50%. С 1 января 1996 г. сняты ограничения на открытие иностранных банков в Российской Федерации и мораторий на обслуживание иност­ранными банками граждан России. Стабилизация политической и экономической ситуации в России привела к активизации деятельности банков, находящихся под контролем иностранного капитала. Число филиалов банков со 100% иностранным участием с начала 1999 г. до середины 2001 г. увеличилось вдвое

(табл. 1.)

Основными направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом, являются:

·        кредитование внешней торговли и обслуживание внешнеторгово­го оборота между страной — местом нахождения иностранного банка и Российской Федерацией;

·        банковское обслуживание фирм страны происхождения банка и транснациональных корпораций, работающих на российском рынке;


19

·        предоставление комплекса современных банковских услуг нацио­нальным предприятиям и организациям;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.