·
выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций на совершение банковских операций и
лицензии организаций, занимающихся аудитом;
·
устанавливает
правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской
системы;
·
осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций;
·
регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
·
осуществляет
все виды банковских операций.
Как уже отмечалось,
Центробанк в банковской системе занимает верхний уровень, поскольку обладает
государственно-властными полномочиями по отношению к другим элементам
банковской системы. Банк России контролирует процесс создания новых кредитных
организаций, расширение сферы деятельности и реорганизацию уже существующих
путем государственной регистрации учредительных документов и вносимых в них
изменений и дополнений, а также путем выдачи лицензий на право проводить
банковские операции. Кроме того, до назначения на должности руководителей
исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации их
14
кандидатуры, отвечающие квалификационным
требованиям, должны быть
согласованы с ЦБ РФ.
В целях обеспечения
устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ устанавливает им обязательные нормативы.
В случае нарушений кредитной организацией банковского законодательства, в том
числе нормативных актов Банка России, последний имеет право применить к ней
установленные законом санкции вплоть до отзыва лицензии.
Как орган
государственного управления ЦБ РФ правомочен принимать нормативно-правовые
акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые являются обязательными
для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления,
а также физическими и юридическими лицами.
В соответствии с
перечисленными полномочиями в сфере банковского регулирования и надзора в
аппарате Банка России образуются департаменты, отвечающие за реализацию
отдельных функций: департамент лицензирования деятельности кредитных
организаций и аудиторских фирм; департамент пруденциального банковского надзора;
департамент по организации банковского санирования; департамент
инспектирования кредитных организаций; юридический департамент и др. [с.40-42,
№4]
2.2. Коммерческие
банки и специализированные кредитные организации (финансово-кредитные
институты)
Функции коммерческих
банков — это, прежде всего, аккумулирование депозитов и ведение текущих
счетов; оплата выписанных на эти банки чеков; предоставление кредитов
предпринимателям. Коммерческие банки часто называются финансовыми универмагами
или супермаркетами кредита. Ведь они осуществляют расчеты и организуют
платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства. На базе их
операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
На рубеже 80—90-х гг.
началось активное внедрение коммерческих банков в страховой бизнес. В
результате клиенты коммерческих банков могут пользоваться услугами самого
широкого диапазона. Очевидно, данное направление универсализации коммерческих
банков будет развиваться и в ближайшие годы. [с.464,
№5]
Специализированные
кредитные организации возникли в XIX в.
Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая
коммерческим банкам. Однако их роль резко возросла в странах с рыночной
экономикой после Второй мировой войны. Это произошло, с одной стороны, из-за
усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с
другой — из-за проникновения этих финансово усилившихся
15
специализированных институтов в сферу
действия коммерческих бланков. Примером могут служить пенсионные фонды,
капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые на Западе
являются одними из крупнейших покупателей ценных бумаг.
Инвестиционные банки
занимаются
эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и
размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права
принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных
акций или за счет кредита
коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования
различных отраслей хозяйства. В России эти банки немногочисленны.
Важное место в
кредитной системе занимает обширная группа Сберегательных учреждений. Они
привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не
могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных
учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки
(разновидность кооперативных банковских учреждений в США),
доверительно-сберегательные банки (в Великобритании), ссудосберегательные
ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). В России среди
сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).
Для страховых
компаний характерна специфическая форма привлечения средств —
продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в
облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также
предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.
Пенсионные фонды различаются по организации и
управлению, структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные (управляемые
страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их
доверенности банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги)
и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и т.д.
В России наряду со
страховыми компаниями вопросами пенсионнoгo обеспечения занимаются также негосударственные пенсионные
фонды (НПФ). По своей сути они являются сберегательными институтами. Однако в
деятельности НПФ существует еще немало проблем и изъянов. В частности,
некоторые НПФ основаны на пирамидальных схемах, что, несомненно, приведет их к
банкротству и может дискредитировать в глазах населения идею негосударственного
пенсионного обеспечения.
Инвестиционные
компании размещают
среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные
средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. Мелкие
инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как
благодаря значительной
16
диверсификации (вложение средств в
различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов,
снижается опасность потери сбережений
из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен
капитал. Инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности,
тоже инвестиционными компаниями.
Небанковская
кредитная организация —
кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские
операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочетания
банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать
Банк России. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, Банк России в
настоящее время выделил три типа небанковских кредитных организаций: расчетные,
депозитно-кредитные и организации инкассации. Он установил также перечень допустимых
операций, которые каждый тип организаций может совершать.
Расчетные
небанковские кредитные организации могут иметь различное функциональное назначение — обслуживание
юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном
рынках, на рынке ценных бумаг; проведение расчетов по пластиковым картам;
инкассирование денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое
обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в
безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами.
Небанковские
кредитные организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять
только инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют две небанковские
кредитные организации инкассации.
Небанковские
депозитно-кредитные организации на основании лицензии Банка России имеют право привлекать
денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать
их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в
безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные
сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе:
выдавать поручительства за третьих лиц, приобретать права требования от
третьих лиц, осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным
имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др. Следует отметить, что
лицензия, выдаваемая этим кредитным организациям, может предусматривать
проведение разрешенных им операций либо только в валюте Российской Федерации,
либо и в валюте Российской Федерации, и в иностранной валюте. Но при любой
лицензии небанковским депозитно-кредитным организациям запрещено привлекать
денежные средства физических лиц во вклады (до востребования и на определенный
срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские
счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению
физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их
банковским счетам и переводы денежных
17
средств по поручению физических лиц без
открытия банковских счетов; инкассировать денежные средства, векселя,
платежные и расчетные документы и проводить кассовое обслуживание физических и
юридических лиц; покупать и продавать иностранную валюту в наличной форме;
привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы. Небанковским
депозитно-кредитным организациям не разрешается также открывать филиалы и
создавать дочерние организации за рубежом.
Согласно действующему
банковскому законодательству, в состав банковской системы России включаются
также филиалы и представительства иностранных банков, на них распространяется
российское правовое регулирование банковской деятельности. При этом иностранным
банком считается банк, признанный таковым но законодательству иностранного
государства, на территории которого он зарегистрирован.
Количественные
параметры банковской системы России представлены в (табл. 1.) Данные этой таблицы свидетельствуют о
существенном сокращении в период с 01.01.99 г. по
01.09.01 г. как числа зарегистрированных (с 2481 до 2062), так и числа
действующих (с 1476 до 1322) кредитных организаций на территории Российской
Федерации, что объясняется преодолением последствий кризиса и выведением с
рынка неплатежеспособных кредитных организаций. При этом наиболее заметно за
этот период сократилось число банков — с 1447 до 1281. Количество же
небанковских кредитных организаций, напротив, увеличилось с 29 до 41. Это
увеличение связано как с преобразованием некоторых банков в небанковские
кредитные организации, так и с созданием новых небанковских кредитных организаций
в ответ на рост потребностей в их услугах. Число филиалов банков-нерезидентов
на территории Российской Федерации остается неизменным: в настоящее время
действует всего один такой филиал.
Согласно действующему
законодательству, в Российской Федерации банки могут создаваться на основе
любой формы собственности.
По принадлежности
капитала все
действующие в Российской Федерации банки можно разделить на банки, основанные
на частной собственности, т. е. банки, собственниками которых являются
негосударственные предприятия, организации и частные лица; банки с государственным
участием и банки с участием иностранного капитала.
Банки с
государственным участием — это банки, в капитале которых участвуют организации,
представляющие государство. По некоторым оценкам, в настоящее время
насчитываются 23 кредитные организации, в уставных капиталах которых доля
государственного участия превышает 50%. В настоящее время в Российской Федерации
не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность
кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия
федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются
отдельными для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления своим
18
имуществом и денежными средствами в
формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на
основании особого законодательного акта субъекта Федерации или решения органа
местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в
капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные
унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской
Федерации, так и посредством участия в них организаций федерального уровня, не
относящихся к числу органов исполнительной власти, — Банка России и
Российского фонда Федерального имущества (РФФИ). Банк России в настоящее время
владеет контрольными пакетами акций Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков.
РФФИ имеет контрольные пакеты Российского банка Развития и Росэксимбанка. В
19-ти кредитных организациях контрольные пакеты акций принадлежат органам
исполнительной власти и государственным унитарным предприятиям. К числу этих
кредитных организаций относятся Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Всероссийский
банк развития регионов и др.
В настоящее время
основная проблема российских банков с государственным участием — отсутствие
определенных задач, которые должны решать эти банки в рамках проводимой
государственной экономической политики. Кроме того, отсутствуют четкие
процедуры контроля за деятельностью банков с государственным участием со
стороны самого государства, а также за эффективностью работы представителей
государства в их органах управления.
Банки с иностранным участием
— банки, в уставном
капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и
физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, контролируемые
иностранным капиталом, т. е. банки, контрольный пакет акций которых принадлежит
нерезидентам. На 01.09.2001 г. в России действовали 133 кредитные организации с
иностранным участием в уставном капитале
( табл. 1.), из них только 36 находились под
контролем иностранного капитала. При этом в 23 кредитных организациях 100%
уставного капитала принадлежало нерезидентам, и в 13 кредитных организациях
доля иностранного капитала превышала 50%. С 1 января 1996 г. сняты ограничения на открытие иностранных банков в Российской Федерации и мораторий на
обслуживание иностранными банками граждан России. Стабилизация политической и
экономической ситуации в России привела к активизации деятельности банков,
находящихся под контролем иностранного капитала. Число филиалов банков со 100%
иностранным участием с начала 1999 г. до середины 2001 г. увеличилось вдвое
(табл. 1.)
Основными направлениями
деятельности кредитных организаций, контролируемых
иностранным капиталом, являются:
·
кредитование
внешней торговли и обслуживание внешнеторгового оборота между страной — местом
нахождения иностранного банка и Российской Федерацией;
·
банковское
обслуживание фирм страны происхождения банка и транснациональных корпораций,
работающих на российском рынке;
19
·
предоставление
комплекса современных банковских услуг национальным предприятиям и
организациям;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|