Банковские услуги как таковые не входят в качестве
составляющих в продукты каких бы то ни было других отраслей. Разумеется,
существуют предприятия, для которых качественное банковское обслуживание имеет
особую важность; сюда относятся, например, разного рода посредники (торговые
фирмы, биржевые брокеры, небанковские финансовые учреждения, которые также
являются клиентами банков), требующие безупречного расчетного обслуживания, и
т.д. Однако в целом зависимость качества результатов производства большинства
предприятий от банковского обслуживания невелика.
8) Соотношение
степени концентрации потребителей и производителей. Если потребители обладают
значительными капиталами и организованы (например, объединены в отраслевой союз
или союз потребителей), а предприниматели отрасли обладают небольшими
капиталами разрознены, то влияние потребителей большое, и наоборот. Влияние
данного фактора, как и предыдущего, целесообразно рассматривать не по отдельным
банковским отраслям, а по банковскому рынку в целом.
Продавцы банковских услуг (особенно коммерческие банки),
как правило, представляют собой достаточно крупные предпринимательские единицы —
для многих из них установлен достаточно высокий минимальный уровень уставного
капитала. Степень их концентрации зачастую выше, чем у потребителей банковских
услуг. Однако некоторые небанковские кредитно-финансовые институты
(регистраторы, консультанты и др.) невелики по размеру, в то время как отдельные
клиенты могут иметь гигантский размер (отчасти это следствие имевшей место в
советский период тенденции «гигантомании», особенно в производственных отраслях).
С достижением стабилизации экономики финансовая устойчивость и степень
концентрации потребителей будет расти.
Продавцы финансовых услуг в современных условиях в России
(как и в большинстве стран) проявляют склонность к организации разного рода
объединений — ассоциаций, союзов, консорциумов и т.п. потребители же (особенно
частные лица) в массе своей разрознены. В то же время постепенно потребители
начинают осознавать, что единственная реальная возможность отстоять свои права
на банковском рынке — объединиться.
Таким образом, на сегодня степень концентрации
потребителей банковских услуг значительно уступает степени концентрации их
производителей, но разрыв сокращается.
9) Степень
дифференциации предлагаемых услуг. Низкая степень дифференциации препятствует
формированию потребительских предпочтений и тем самым — квазимонопольного
положения продавцов дифференцированных услуг. А это, в свою очередь, усиливает
влияние потребителей.
10)
Уровень информированности потребителей. Чем лучше
информированы потребители об услугах конкурентов, тем более чувствительно они
относятся к ценам и качеству обслуживания. Информированность потребителей
банковских услуг еще на порядок ниже, при этом наиболее низка информированность
населения.
2.4. Сегментация банковского рынка
Особую
роль для детального анализа рынка имеет его сегментация, заключающаяся в том,
что для определения своих преимуществ по сравнению с возможностями конкурентов
банк ищет и находит наиболее подходящий ему сегмент рынка, выявляет конкретные
группы потребителей, служащих предметом повышенного интереса банка, в отношении
которых будут проводиться интенсивные исследования и работа по продвижению
услуг.
Под
сегментом понимается часть рынка (регион, группа потребителей, группа товаров и
услуг), которую можно охарактеризовать общими признаками. В основе сегментации
рынка лежит характер банковских услуг (кредитные, операционные, инвестиционные
и прочие) и клиентурный признак (юридические и физические лица, корпорации,
банки‑корреспонденты, государственные органы). В практике применяется
географическая, демографическая, психо-культурная и поведенческая сегментации.
В качестве
объектов географической сегментации выступают территориальные образования,
экономические районы, административные единицы страны, города и микрорайоны
городов. Банк, естественно, обычно концентрирует свое внимание, в первую
очередь, на ближайшие рынки.
Демографическая
сегментация основывается на социально-профессиональном делении населения (по
возрасту, по доходам и т.д.). Банк выявляет интересующие его группы населения и
работает с ними для максимального привлечения вкладов, оптимального размещения
кредитов.
В последнее время
существенно возросла роль психо-культурной сегментации, учитывающей отношение
физических лиц к предлагаемой банком услуге. Характер отношения зависит как от
социального положения, так и от специфических особенностей человека. При такой
сегментации на основе стабильных признаков происходит объединение населения в
различные социальные группы.
Поведенческая
сегментация проводится на основе изучения досье, имеющегося в банке на каждого
клиента. При этом определяется состояние счета и характер операций,
осуществляемых банком.[8]
В маркетинге
банковских услуг можно выделить следующие группы критериев сегментации:
1) по
экономическому положению — на рынке юридических лиц учитываются размер
предприятия, сфера деятельности, число работающих и т.д., на рынке физических
лиц — их имущественное положение. Зачастую экономический признак комбинируется
с институциональным.
2) географическая
сегментация — в качестве единиц могут выступать страны, большие регионы,
административно-территориальные единицы — от республики в составе Федерации до
городского района. Такая сегментация может применяться при исследовании рынка
как физических лиц, так и юридических лиц. Особенно она важна для крупных
банков, охватывающих своей филиальной сетью огромные пространства, а в связи с
глобализацией банковской деятельности — иногда и всю поверхность земного шара.
Однако в нашей стране это можно отнести только к ряду ведущих кредитных
институтов, большинство же банков, особенно на периферии, ограничиваются
пределами города или области. В этих условиях географический признак
сегментации не имеет большого значения.
3) по объемам
покупок — подразделяет потребителей на лиц, пользующихся банковскими услугами
очень часто, часто, редко и не пользующихся вообще. С точки зрения
маркетинговой стратегии это важно, потому что позволяет определить потребности
этих групп и причины их различия, а так же наметить пути их удовлетворения.
Кроме того, исследования показывают, что зачастую 80% объема всех операций
коммерческого банка проходит на 20% наиболее активных клиентов. Такая группа
является объектом наиболее интенсивной конкуренции.
4)
демографическая сегментация — потребители делятся на группы по возрасту, полу,
семейному положению, размеру семьи, доходу, профессии, образованию, национальности,
религии и т.д.
5) по образу
жизни — американские банкиры разделяют клиентов на консервативных, искушенных и
колеблющихся. А французскими банкирами население по поведенческому признаку
классифицируется следующим образом: а) люди, живущие сегодняшним днем; б)
авантюристы; в) утилитаристы, пассивные в своем поведении, но относящиеся с
уважением к материальным ценностям; г) лица, стремящиеся быть в центре событий.
6) по готовности
пользоваться услугами — потребители могут быть не осведомленными,
осведомленными, информированными, интересующимися и желающими.
7) по характеру
индивидуальности — различают податливых, агрессивных и независимых
потребителей.
8) по склонности
к риску — различают клиентов, склонных к риску, нейтрально относящихся к риску
и избегающих риска.
9) по
предпочтительным направлениям инвестирования — этот подход часто сочетается с
сегментацией по склонности к риску. Так, при инвестировании в ценные бумаги
различают следующие основные типы клиентов:
А)
«Консервативные» клиенты. По разным оценкам, к этой группе относится 50—60%
банковских клиентов в западноевропейских странах. Эти клиенты предпочитают
вкладывать свои средства в надежные ценные бумаги, например в облигации
государственных займов. Клиенты этой группы не склонны к различного рода
рискам, слабо осведомлены о ситуации на рынке;
Б) «Умеренные
спекулянты» — 35—45% всех клиентов. Имеют некоторое представление о рынках,
склонны к риску, в качестве объектов инвестирования выбирают также акции
промышленных и торговых компаний;
В) «Радикальные
спекулянты» — не более 5% всех банковских клиентов. Хорошо осведомлены о
рыночной ситуации, постоянно подвержены риску, наиболее часто контактируют с
консультантами банка.
10) в зависимости
от искомых выгод банковского обслуживания. Любой банковский продукт обладает
целым «букетом» выгод (свойств), привлекающих потребителей, однако разными
людьми эти свойства воспринимаются по разному: одних привлекает возможность
получения дохода, других — комфорт и вежливость обслуживания, третьих — престиж
и т.д. Некоторых может интересовать сразу все. Данный критерий сегментации
тесно взаимосвязан с другими, что подтверждает табл. 1.
Таблица 1. Сегментация рынка физических лиц.
Характеристика инвесторов
|
Сегмент рынка
|
Искушенные
инвесторы
|
Осторожные
инвесторы
|
Ценящие время
инвесторы
|
Сегмент «дождливого дня»
|
Искомые выгоды
|
Максимальный доход на вложенные деньги
|
Уверенность в
сохранности денег
|
Комфорт
|
Постройка гнезда на будущее
|
Демографические
характеристики
|
Образованные, профессионалы, высокое служебное положение, сравнительно
высокий доход
|
Менее образованные, старше по возрасту, меньший доход
|
Дети, живущие с родителями, семьи без детей
|
Менее образованные
|
Социопсихологи-
ческие характеристики
|
Высший социальный класс, стремление к росту
|
Низший социальный класс
|
Средний класс
|
Низший социальный класс
|
Особые поведенческие
характеристики
|
Стремление демонстрировать другим свои финансовые способности, успешная
борьба с инфляцией
|
Стремление сохранить имеющееся, нежелание использовать новые продукты,
чувство уверенности при пользовании известными бумагами
|
Всегда занятые, члены клубов, активные в общественной деятельности
|
Консерватив-ные по натуре, тщательно планирующие свой бюджет
|
Предпочитаемые
направления инвестирования
|
Акции, облигации, недвижимость, взаимные фонды, драгоценные металлы,
монеты
|
Счета в банках, государствен-ные ценные бумаги
|
Счета денежного рынка, взаимные фонды, банки
|
Банки, взаимные фонды
|
Не существует
единого подхода к сегментации рынка, который позволил бы однозначно определить
вектор поиска потенциального клиента. К примеру, крупный банк с разветвленной
сетью филиалов может сегментировать свой рынок по географическому признаку. Для
небольшого городского банка первичными субрынками могут служить отдельные
направления банковского обслуживания.
Для банка
приоритетными являются производственно- экономические критерии сегментации
клиента:
1. Отрасль,
к которой принадлежит предприятие клиента;
2. Размер
предприятия и его финансовое положение;
3. Размер
денежных средств на оплату труда;
4. Остатки
средств на расчетном счете.
Определение
целевых рынков и сегментация для банка совершенно необходимы. Выгоды от
определенного вида услуг, как правило, целесообразны лишь для определенных
групп клиентов. Для других групп такие услуги могут быть или слишком дорогими,
или в данный момент бесполезными. Группа клиентов, подходящая для данной
услуги, образует целевой рынок. Клиент банка может выступать как часть
нескольких целевых рынков, предназначенных для различных видов услуг. Задача
маркетинговых служб - правильно оценить целевые рынки для услуг, оказываемых
банком.
Для продвижения
продукта на рынок и его реализации следует дифференцировать клиентов и
определить тех, которые могут выступать в качестве потребителя данного продукта.
Клиенты имеют разные вкусы и потребности. Их нужно изучать, воздействовать на
них, для чего требуется применение разной маркетинговой стратегии.
Метод
сегментации рынка, представляющий разделение неоднородного рынка на ряд более
мелких однородных сегментов, позволяет в свою очередь выделить те группы
клиентов, у которых близки или даже идентичны интересы и потребности.
Сегментация
открывает возможность:
a) более
точно оценить целевой рынок с точки зрения потребностей клиентов;
b) выявить
преимущества или недостатки деятельности банка в освоении конкретного рынка;
c) более
рельефно отчетливо поставить цели и прогнозировать реальность успешного
осуществления маркетинговой программ.
Для проведения
сегментации требуется соблюдение следующих условий:
1) сегмент
должен быть достаточно весомым, чтобы были оправданы расходы, связанные с
проведением компании по продвижению новых услуг на рынок;
2) ответная
реакция на действия банка группы людей или компаний, выбранных в качестве
целевого рынка, должна выгодно отличаться от реакции других сегментов.
В клиентурном
рынке обычно выделяют 5 сегментов:
1.
Юридические и физические лица, являющиеся собственниками
или ведущие операции с недвижимостью.
2.
Корпорации, финансово-промышленные группы.
3.
Институциональный рынок (банки-корреспонденты).
4.
Правительственный рынок (органы федерального и
регионального правительства, местные органы власти).
5.
Юридические и физические лица по линии доверительных
услуг.
В
организации и осуществлении сегментации возможны различные варианты. Так,
иногда делят весь рынок на отдельные участки (регионы, города, районы и т.д.) в
зависимости от их расположения, сегментируя по географическому признаку.
Сегмент
рынка должен в идеале отвечать следующим требованиям:
1)
Однородность. Чем однороднее выделенная группа, тем более
схожими будут финансовые потребности ее представителей и тем лучше возможность
банка по эффективной организации производства и сбыта услуг;
2)
Измеримость. Банк должен иметь возможность измерить как
размер сегмента, так и его покупательную силу. Определение целевой группы
должно быть четким, а не расплывчатым (например, не «эмансипированные женщины»,
а «работающие женщины»);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|