рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Безработица и ее роль

     В России, по данным  статистики, общая численность безработных (в соответствии с методологий Международной организации труда) составляет к началу1999г. Около 8,5млн человек,  т.е. порядка 11,5% рабочей силы. Из них статус  официально зарегистрированных безработных имели около 2млн человек.

    Представляется, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В частности,  статистика не учитывает в составе безработных лиц,  отправленных в не оплачиваемые отпуска,  переведенных на график неполной рабочей недели (а таковых  в начале 1998г.  Насчитывалось несколько  миллионов человек). Весьма  несовершенны и методы учета лиц,  нуждающихся в трудоустройстве.  

     В России сегодня преобладает «синеворотничковая» безработица. Большая часть безработных (65%) – рабочие, 19% - специалисты, в том числе 8,3% - с высшим образованием.

     В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду  существование  значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной  статистикой. Сюда относятся, в частности, так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколько сотен тысяч  человек); люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, порнография, наркотики и т.п.), и криминальные структуры. Кроме того, существует не мало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительства дач и садовых домиков и т.д.), которая не редко, осуществляется, без какой-либо регистрации и масштабы которой  весьма велики.  Все это, вместе взятое, может обеспечить регулируемые и не регулируемые занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующую оценку безработицы.


 


Методы борьбы с безработицей

     При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.
     В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,
направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших
институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в
экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном
уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста
безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано
законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с
международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования.
Регулирование социально - страховых отношений способствовало их
нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.
     Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.
     В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких
социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,
неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет
традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием
рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты
труда.
     Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.
     Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости. Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России.         

     Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

     Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ – повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
     В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным
приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи
перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,
возникших в результате «народной» приватизации.
     Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем
государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой
мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.
     Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя
квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
     Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:
окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.
     Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от
рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных
работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди
них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные
условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков
потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого
урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
     Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного
регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной
заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной
защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в
государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен
следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и
заложить в основу тарифных систем.

     Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над
государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.
     Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,
включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать
нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от
безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и
местной администрации систему активного содействия безработным на основе
страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый
элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство
вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с
использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.
     Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
     Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.
     По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой
пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за
труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в
соответствии с реализацией программ реструктуризации производства,
создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для
интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к
поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном
соотношении, что является условием социально - экономической
сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная
экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу
эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию»
безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда
становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной,
адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы. 




















Заключение

     Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке
действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по
безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны
обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
     Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или
иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого
административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии
избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным,
именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции
регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна
включать:
1. макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
2. государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;
3. регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий
кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков
труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
4. регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций
субъектов этих отношений.
     Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть
повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет
изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого
капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для
этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях,
гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды
занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет
способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров
предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать,
что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде
разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь
государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной
занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна
идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
     Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.




















Список используемой литературы


1.     Булатов А.С. «Экономика» – М.: издательство Экономистъ, 2004г.

2.     Липсиц И.В. «Экономика» – М.: издательство Омега-Л, 2004г.

3.     Бузгалин А.В. «Переходная экономика» - М.: издательство Таурус, 1994г.

4.     Дикаpева А.А.,. Миpская М.И «Социология труда» -  M.:  издательство Высшая школа, 1989г.

5.     Генкин Б.М. «Экономика и социология труда» -  М.: 1998г.

6.     Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» -  М.: 1995 г.

7.     Мэнкью Г. «Макроэкономика» -  М.: МГУ,  1994г.

8.     Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишнин В.В. «Рынок труда, занятость населения,
экономика ресурсов для труда» - М.: 1998г.

9.     Борисов Е. Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений» - М.: 1996г.

10.                        Под ред. Чепурина. «Курс экономической теории» Киров, 1996г.  

11.                        Волгин Н.А. «Экономика труда и социальных отношений» –  М.: издательство «Экзамен», 2006г.

12.                        Архипов А.И., Нестеренко А.Н., «Экономика – учебное пособие» - М.: издательство «Проспект», 1998г. 

13.                        Маликьян Д.Г., «Экономика труда и социально трудовых отношений» - М.: издательство «ЧеРо», 1996г


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.