Завершая
характеристику форм безработицы, хотелось бы подчеркнуть, что для России,
находящейся в состоянии перехода от прошлой жизни в условиях «реального
социализма» к некоему (пока еще непонятно к какому именно) новому качеству,
становится реальностью действие так называемого «всеобщего закона
капиталистического накопления», в свое время сформулированного К.Марксом
применительно к буржуазному обществу классического периода - периода середины XIX
века. Тогда, по словам Маркса, нарастание безработицы,
абсолютного и относительного обнищания масс на одном полюсе; нарастание
богатства, концентрация и централизация капитала - на другом, было законом
воспроизводства буржуазного общества.
Борьба
наемных работников и других общественных сил буржуазных стран на протяжении не
одного столетия (а особенно - в течение XX века) привела к
тому, что в развитых странах этот закон сегодня фактически не действует или
проявляется в иных, переходных формах. В отличие от этих стран почти полная
пассивность наемных работников бывшего «социалистическогго лагеря» в сочетании
с рождением примитивных форм «номенклатурного капитализма» привела к тому, что
для экономики переходного общества во многих странах стало характерно действие
тенденции нарастания социально-экономической поляризации в переходных
обществах, чем-то напоминающей всеобщий закон капиталистического накопления. В
условиях системного кризиса здесь происходит огромная поляризация общественного
богатства, концентрация капитала в руках бывшей номенклатуры и «новых богатых»
- на одном полюсе; не только относительное, но и абсолютное обнищание,
нарастание безработицы - на другом полюсе. Разрыв доходов между 10% наиболее
богатых и наиболее бедных семей в России уже вдвое превышает аналогичный
показатель в развитых странах Западной Европы. Более того, он превышает даже
разрыв, характерный для новых индустриальных государств. Безусловно, такое
положение не может продолжаться бесконечно долго, и важнейшей задачей сейчас
является поиск путей преодоления такого рода противоречий и, в частности,
преодоления безработицы в переходной экономике России. Возможно начинать такой
поиск следует начинать с выявления причин возникновения российской безработицы.
Причины безработицы в переходной экономике
Среди
множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее
перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно,
угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной
степени реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для России
приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий.
Однако прежде всего следует сказать о характере кризиса, порождающего
безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный из
экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по
истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только
фрикционная и ограниченная структурная безработица. В России массовая
безработица порождается трансформационным экономическим
кризисом. Он отражает глубокие противоречия условий перехода от командной
экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный
характер.
Отсюда
следует, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием глубоких
структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере
занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.
Успех
реформ в России в решающей мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство
страны вписаться в систему мирохозяйственных связей, эффективно найти свое
место в системе международного разделения труда. Если страна не согласна с
перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая
промышленность должна производить конкурентоспособную продукцию;
конкурентоспособную и на мировых рынках, и, тем более, на своем собственном
внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не могущие быть
долговечными в рыночной экономике подпорки в виде взвинченных таможенных,
лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря, путь к подлинной экономической
стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой
безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численности персонала.
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение
занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:
Первая причина коренится в
том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная
численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и
управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что
на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему
производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников.
Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и
трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С
другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно
завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением
конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества
рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал
дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в
оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.
В
основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические ведомства и
директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом
экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и
безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически
полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на
него повинностей, не относящихся к характеру его деятельности: участие в
уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве
объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное,
главное, - излишек персонала можно было с успехом использовать для
традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или
года. Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая
безработица.
Директора государственных предприятий нередко и по сей
день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные
собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их
приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е.
возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам
факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования
означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые
были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки
хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них,
поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее
ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать
обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется
предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или
юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и
осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники
рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного
персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.
Третья. Многие госпредприятия восприняли
либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не
только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход
(прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое
положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся
бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в
конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных
банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро
необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один
фактор, питающий безработицу.
Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху
только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка
охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных
предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии
только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы
успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и,
соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется
спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие
диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой
форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную
безработицу.
Пятая. Наряду с приведенными
выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют
и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы
сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными
республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и
странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и
по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не
может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах,
нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК.
Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в
уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем
конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и
не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее
острые формы именно в районах концентрации военных заводов.
Проблемы занятости населения России на
современном этапе
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со
свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между
научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями
труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким
уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности
труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не
всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки
кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в
России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о
которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная
безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не
превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в
службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до
30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной
молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой
экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры
занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда,
при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более
высокими темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в 1990 г.
уровень зарплаты работников нефтедобывающей промышленности опережал уровень
зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1995 г. - уже в 2,7 раза. В
то же время в машиностроении наблюдалась обратная тенденция: уровень зарплаты в
1990 г. примерно равнялся средней зарплате по отраслям экономики, а в 1995 г.
он составлял уже 80% от средней зарплаты по народному хозяйству.
На 1 ноября 1996 г. государственной службой занятости зарегистрировано
2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек имеют
статус безработных и около 2,0 млн. человек получают соответствующие пособия.
Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за
помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного
населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований
Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность
лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек
(7% экономически активного населения).
Если к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить
примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не
по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной
напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно
внушительны. Свыше 12% экономически активного населения, а с учетом того, что
средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти
20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность,
но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило,
отбрасывает их за черту бедности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|