· охват всех направлений деятельности службы занятости, по которым
достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
· ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих
их дублирование;
· «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность
сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных),
региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы
занятости России в целом;
· единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
· полная объективность оценочных показателей;
· использование действующих форм учета и отчетности.
Критериями эффективности работы органов службы занятости
следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского,
регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не
занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
В Институте экономики РАН разработана такая методика,
предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы
занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе
принципов материального стимулирования.
Система показателей оценки деятельности службы занятости,
предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные
показатели:
· удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по
направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе
или районе, в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан,
обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
· удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра
занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с
учета безработных;
· удельный вес безработных, не работающих в течение более чем 8-ми
месяцев;
· уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение
количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному
населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и
дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления
в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера,
отсутствие обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных служб занятости по
показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных
показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном
трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др.) может создать ложное
представление об эффективности механизмов регулирования рынка труда. Например,
деятельность столичного Департамента труда и занятости населения в 1993-1994
гг. по предложенным показателям оценивается неудовлетворительно, хотя уровень
безработицы здесь был самым низким в стране. В Москве сложился уникальный, по
сути, саморегулирующийся рынок труда. Следует отметить весомую роль в
организации и регулировании регионального рынка труда службами занятости
Удмуртской и Чувашской республик, Костромской, Ивановской, Владимирской,
Кировской областей.
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики
должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании
механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем
условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности.
Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования занятости,
кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства
экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы
взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы
исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по
поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное
управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.
Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования
Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и
реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные
комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах
исполнительной власти.
В свою очередь, Федеральная и региональные службы
занятости должны быть представлены в соответствующих комиссиях и советах,
создаваемых федеральными органами и их региональными структурами, и в
Государственном комитете по поддержке и развитию предпринимательства,
Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при
Госкомимуществе РФ. Такое представительство позволит координировать усилия
разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их
ограниченные финансовые ресурсы.
Формирование и эффективное функционирование системы
регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной
информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест
необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой
собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная
служба занятости.
Заключение
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при
стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и
социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер,
направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию
на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из
необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию
занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие
факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от
человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение
населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной
занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего
динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой
связи следует выделить два блока проблем:
·
оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране,
создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию
системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в
рабочей силе;
· совершенствование
системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением
дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.),
развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в
труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин,
учащейся молодежи и пенсионеров.
В реализации первого направления большое значение
приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных
сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу
реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими
словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих
мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих
производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях
экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования
инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств
(предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).
Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное
рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически
активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х
годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию
занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо
особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны
отдельных социально-демографических групп населения.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках
труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки
кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать
внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном
образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от
влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между
формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры,
практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных
профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь
интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он
умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать
стабилизации ситуации на рынке труда.
В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности
федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и
анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий,
учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию
соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать
дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене
учебного процесса и производственной практики (опыт Германии), что позволит
устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным
содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.
При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать
специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень
коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда
преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения,
социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных
отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных
регионах, городах и сельской местности.
Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в
России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо,
следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в размере
7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности
экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это
ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.
Предметом взаимной заботы федеральных и региональных
органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного
движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на
региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного
населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер,
связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким
образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на
создание единого политического и экономического пространства на территории
бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному
переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать
свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации.
Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.
Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить
прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том,
чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и
социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в
перемещении в нужном государству направлении.
Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует
прежде всего учитывать специфику территориального распределения приростов
численности населения трудоспособного возраста. В частности, преобладающая
часть (примерно 3/4) прироста численности населения трудоспособного возраста в
1998-2005 гг. будет приходиться на Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский и
Западно-Сибирский экономические районы, и без того характеризующиеся излишками
трудовых ресурсов и относительно низким уровнем занятости населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|