Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания
новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости от
10 июня 1997 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:
· инвестирование и
выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах под
гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;
· инвестирование и
кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам
профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим
их обязательным трудоустройством;
· финансирование и
кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься
предпринимательской деятельностью.
В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо
учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых
ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая
Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание
должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и
правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с
целью реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих
производств, более эффективного использования основных производственных фондов
и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда,
особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа
малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.
В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения
занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в
малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и
хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов
и товаров народного потребления из местного сырья и отходов производства, а
также предприятия и организации сферы обслуживания.
На ситуацию на региональных рынках труда большое влияние оказывает
отраслевая структура производства. В частности, анализ отчетных данных
показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например, в
добывающих отраслях промышленности), количество свободных ( вакантных) рабочих
мест незначительно. В то же время, например, в машиностроении, где уровень
средней заработной платы в начале 1997 г. составлял всего 72% средней зарплаты
по промышленности в целом, количество свободных (вакантных) рабочих мест
достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно 43% всех свободных рабочих
мест в промышленности.
При разработке прогноза
социально-экономического развития России на 1998 г. особое внимание уделялось
выравниванию уровня заработной платы работников материального производства и
отраслей непроизводственной сферы. Политика в области труда и его оплаты по
основным сферам хозяйства России в 1998 г. разрабатывалась таким образом, чтобы
создать приоритеты для сферы обслуживания населения. В частности, в
непроизводственных отраслях предусматривается рост численности работников с
20,4 млн. человек в 1997 г. до 20,6 млн. человек в 1998 г. Среднемесячная
оплата труда здесь возрастет по сравнению с 1996 г. в 2,1 раза. Последнее
обстоятельство позволяет несколько сократить разрыв в оплате труда работников
производственных и непроизводственных отраслей.
Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов
исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости
населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы
механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно
эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях,
обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных
(на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны
предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое
влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.
Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или
иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное перераспределение
работников в целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше
вероятность использования прямого административного воздействия.
В то же время для решения долгосрочных стратегических задач, связанных,
в частности, с формированием оптимальной региональной производственной
специализации на тех или иных территориях, требуется глубоко продуманная
политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего капитала,
основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и
внешнеэкономических мероприятий.
Одновременно с учетом близости объекта управления при
одинаковом характере решаемых задач в области занятости населения доля прямого
административного регулирования на региональном и отраслевом уровнях будет
существенно выше, чем на федеральном. Этому, в частности, способствуют и
принимаемые директивные решения, связанные, например, с предоставлением права
региональным органам исполнительной власти устанавливать предельно допустимый
уровень безработицы, сдерживать высвобождено работников с предприятий и
организаций и т.д.
Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование единых
общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их оптимального
взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-кредитной,
налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической политики, решение
методологических вопросов приватизации и акционирования, разрабатываются на
федеральном уровне и уже потом адаптируются к специфическим отраслевым и
региональным условиям.
Анализ финансово-кредитной политики, намеченной в России в 1998 г.,
показывает, что ее реализация будет оказывать противоречивое влияние на
занятость населения. С одной стороны, прекращение покрытия бюджетного дефицита
за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение нерациональных
государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в том числе аграрному
сектору и угольной промышленности, может ускорить высвобождение работников из
различных секторов экономики, что усилит социальную напряженность в отдельных
регионах страны. С другой стороны, проведение налоговой реформы, связанное с
облегчением налогового бремени для предприятий и организаций, во многом будет
способствовать более интенсивному формированию их финансовых накоплений,
которые могут быть использованы для инвестиций в производство, его расширение
и реконструкцию, создание новых рабочих мест.
Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в
том, что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к
изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и в
первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на то, что
поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из спада, не
приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется
его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и
конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает
концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование
промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.
Особую
актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования
государственной статистики в области занятости населения, формирования и
регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической
информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных
(коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов
подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и
т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается
значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц,
нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы
эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях
различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и
переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические
исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм
собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на
многообразие различных видов деятельности населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной
перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Список
литературы:
1. А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода
к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 1995
2. Е.Балацкий «Россия: проблема безработицы в переходный период»,
«Проблемы теории и практики управления», № 1 -1993
3. Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова «Безработица
среди специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 - 1993
4. И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не
может быть!» М.: Знание, 1992
5. Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,
«Человек и труд» № 9 - 1996
6. А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994
7. Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский
экономический журнал», № 4 - 1994
8. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа,
1989
9. И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 -
1991
10. А.Карташева, Е.Кубишин «Ситуация на рынке труда: направления
развития», «Экономист» №12 -1992
11. А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России»,
«Вопросы экономики», № 5 - 1995
12. В.Колосов «Правовое регулирование занятости», «Советские
профсоюзы» №2 - 1992
13. Я.Корнаи «Дефицит» М.: Наука, 1990
14. С.Котляр «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», №
8 - 1993
15. Н.Матыцина «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 -
1992
16. И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический
аспект)» М.: Экономика, 1990
17. Г.Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1994
18. Г.Г. Руденко «Служба занятости и ее функции» М.: РЭА, 1992
19. Г.Стендинг, Т.Четвернина «Загадки российской безработицы»,
«Вопросы экономики», № 12 - 1993
20.Т.Четвернина «Безработица в России (официальная оценка и реальные
масштабы)», «Проблемы теории и практики управления», № 4 - 1994
21. П.Хейне «Экономический образ мышления» М.: Новости, 1991
22. «Экономика труда» под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.:
Экономика, 1991
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|