Бюджет ЕС. Проблема формирования и расходования средств. Роль бюджета в развитии и углублении европе...
Введение.......................................................................................................... 2
Глава 1. Основные принципы формирования
бюджета Европейского Союза и процедура принятия единого бюджета................................................ 6
§ 1. Основные принципы формирования бюджета ЕС............................ 6
§ 2. Подготовка предварительного проекта бюджета
и основные этапы бюджетной процедуры............................................................................................... 10
Глава 2. Источники поступлений бюджетных
средств и объективные причины эволюции единого бюджета Европейского Союза.......................... 18
§ 1. Источники поступлений в единый бюджет и
формирование системы собственных ресурсов Сообщества в 1970 г............................................................... 18
§ 2. Бюджетная реформа 1988 г.: предпосылки
проведения и роль в формировании и распределении средств единого бюджета.............................................. 29
§ 3. Бюджетная реформа 1992 г.: ее роль в
формировании и распределении средств и влияние на углубление интеграции......................................................... 36
Глава 3. Расходование средств и роль единого
бюджета в развитии и углублении европейской интеграции..................................................................... 45
§ 1. Основные направления расходования средств
из единого бюджета: структура и эволюция расходов................................................................................. 45
§ 2. Проблема бюджетного дисбаланса при
распределении средств из единого бюджета.................................................................................................. 72
Глава 4. Исполнение бюджета, бюджетный
контроль и оценка действующей системы собственных ресурсов Сообщества.................................... 78
§ 1. Исполнение бюджета ЕС, эффективность и
проблема бюджетного контроля 78
§ 2. Злоупотребления в сфере бюджетных доходов и
расходов и меры по их предотвращению..................................................................................... 81
§ 3. Оценка действующей системы собственных
ресурсов и возможные новые источники бюджетных поступлений...................................................... 85
Заключение................................................................................................... 93
Список использованной литературы........................................................ 97
Приложения……………………………………………………………… …...99
Европейский Союз – наиболее динамично развивающееся интеграционное
объединение в мире. На сегодняшний
день Единая Европа, объединяющая пятнадцать стран, по своему экономическому
потенциалу сравнима с США и совокупный объем ВВП стран Европейского Союза в
2001 г. составил 8,9 трлн. евро. Сегодня группировка является своего рода
федерацией европейских стран, в которой существуют такие же институциональные
структуры, что и в обычном государстве: у ЕС есть свой Парламент, Центральный
Банк, Палата аудиторов, Суд, Совет Министров, являющиеся наднациональными
структурами. Европейский Союз имеет собственный бюджет, который формируется по
определенным принципам и позволяет финансировать мероприятия по развитию
интеграции. Есть у Европейского Союза и собственная валюта евро, заменившая с 1
января 2002 г. национальные валюты двенадцати стран, входящих в экономический и
валютный союз. В отличие от экю (расчетной единицы, использовавшейся только в
безналичных расчетах между центральными и коммерческими банками), евро стал
официальным и единственным средством платежа в этих странах. С 1 января 1999 г.
евро использовалось юридическими и физическими лицами в безналичных расчетах, а
с 1 января 2002 г. в обращение были введены банкноты и монеты, которые заменили
национальные валюты двенадцати стран. Процесс централизации финансовых средств,
объединения финансовых инструментов и совершенствования финансовых институтов
ЕС продолжается, как продолжаются и интеграционные процессы в Европе. Главнейшей задачей ЕС в ближайшем
будущем является принятие финансовых мер по предстоящему включению в ЕС стран
Центральной и Восточной Европы.
Анализ принципов
системы финансирования интеграции за счет собственных ресурсов, а также работы финансовых учреждений ЕС и
проводимой ими политики аккумулирования и расходования средств приобретает
особую актуальность для России и Белоруссии, создавших Союзное государство и
активно участвующих в интеграционных процессах в рамках СНГ. Положительный
европейский опыт может быть использован этими странами при формировании общего
бюджета и разработке принципов бюджетного устройства.
Основной статьей расходов единого бюджета ЕС, как и полвека
назад, остается единая сельскохозяйственная политика. В бюджете 2002 г. на ее
осуществление выделено более 44 млрд. евро, что составляет около 45 % бюджета
группировки. Но, несмотря на количественное увеличение расходов по этому
направлению, их доля в бюджете снижается. Евросоюз наращивает расходы по
структурным операциям, особое внимание уделяется научному и техническому
сотрудничеству между государствами. Главное внимание в области
научно-технической политики сконцентрировано на проблемах формирования
Европейского научно-исследовательского пространства, а также на подготовке к
введению в действие Шестой рамочной программы научных исследований и разработок
на 2002-2006 гг. Важнейшим приоритетом остается социальная политика.
Лиссабонский саммит (март 2000 г.) поставил задачу искоренения бедности во всех
ее проявлениях к 2010 г. В настоящее время 65 млн. человек, или 18 % населения
ЕС, не могут переступить порог бедности, а таковыми признаются граждане,
имеющие доход менее 60 % от национального уровня. Совет совместно с Парламентом
и Европейской Комиссией одобрил пятилетнюю программу действий (2002-2006 гг.),
направленную на укрепление сотрудничества государств-членов против социального
отторжения. По итогам 2001 г. можно судить об успешной реализации Европейской
стратегии занятости благодаря совместным усилиям национальных правительств,
бизнеса и профсоюзов. Уровень безработицы в 2001 г. снизился до 8,2 %; год
назад он составлял 9,1 %; было создано более чем 1,6 млн. новых рабочих мест.
Усиливается сотрудничество в области общей внешней политики и политики
безопасности, которое приобрело особое значение после террористических актов,
осуществленных 11 сентября 2001 г. против США.
В данной работе был сделан анализ основных принципов действия
системы сбора и расходования средств из единого бюджета ЕС, который является
основным финансовым инструментом интеграции. К сожалению, при освещении
вопросов европейской интеграции тема единого бюджета затрагивается
незначительно, хотя именно этот фонд коллективных ресурсов и позволяет
группировке успешно проводить общую политику в разных сферах деятельности.
Наличие фонда собственных средств и финансовая автономия от отчислений из национальных
казначейств выделили европейское объединение из числа других региональных
объединений и поставили группировку на качественно новый уровень. Решение
проблемы финансирования интеграционных мероприятий упрощалось благодаря тому,
что совместный рынок стран-участниц был организован не как зона свободной
торговли, а как таможенный союз, с установленными едиными таможенными барьерами
по всей границе, что позволяло проводить единую таможенную политику в отношении
третьих стран. Таким образом, была создана правовая и экономическая основа для
организации системы собственных ресурсов Сообщества.
Работа состоит из четырех глав:
1. Основные принципы формирования бюджета Европейского Союза и процедура
принятия единого бюджета. Рассматриваются наиболее важные понятия бюджетной
системы и принципы ее функционирования. Раскрываются последовательные стадии
обсуждения и принятия бюджета, временные рамки обсуждения, а также полномочия
институтов ЕС. Это позволяет понять механизм формирования расходной части
бюджета и полномочия органов ЕС по внесению изменений в нее.
2. Источники поступлений бюджетных средств и эволюция единого бюджета Европейского Союза. Анализируется структура
формирования средств, предпосылки проведения бюджетных реформ и их
влияние на изменение объемов и структуры поступлений в единый бюджет.
3.
Расходование средств и роль единого бюджета в
развитии и углублении европейской интеграции. Рассматривается классификация
бюджетных расходов и структура распределения средств. Подробно анализируются
основные статьи расходов единого бюджета и их влияние на результаты
интеграционного процесса.
4. Исполнение бюджета, бюджетный контроль и оценка действующей системы
собственных ресурсов Сообщества. Рассматривается деятельность институтов,
ответственных за контроль над поступлением и расходованием бюджетных средств, а
также меры по борьбе со злоупотреблениями и мошенничеством в области бюджета.
Уделено внимание оценке существующей системы финансирования деятельности ЕС и
возможным изменениям в ней.
В приложении
приведены сводные статистические данные, показывающие динамику поступлений и
расходования средств за период существования европейской интеграционной
группировки.
В связи с тем, что в течение 1958–2001 гг. единицей
исчисления бюджета и других международных экономических показателей ЕС были
американский доллар, расчетная единица, экю, а в последнее время – евро, то
автор в целях избежания непонимания читателем проведенного анализа везде использует
находящуюся ныне в обращении валюту евро.
При
написании работы использовались публикации Института Европы РАН в рамках серии
«Европейский Союз: Прошлое, настоящее, будущее», вышедшая в 2001 г. книга
«Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития», а также
материалы лекций профессора МГИМО Устинова И.Н. Как было сказано выше,
отечественная периодика уделяет недостаточно внимания единому европейскому
бюджету, но нехватка российских материалов была компенсирована официальными
публикациями и отчетами различных институтов ЕС. Хотелось бы отметить, что
Европейский Союз серьезно подходит к задаче информирования граждан об
интеграционных процессах и благодаря этой политике большое количество
материалов для данной работы было получено в электронном виде с официального
сервера ЕС www.europa.eu.int . В этом случае
был сделан перевод с английского языка.
Наличие независимого фонда финансовых ресурсов в форме единого бюджета
ЕС, управление которым осуществляется наднациональными органами, является
отличительной чертой европейской интеграции. Единый бюджет – это основной финансовый документ ЕС, утверждаемый
совместно Советом и Парламентом. С помощью единого бюджета происходит перераспределение
части национального дохода ЕС, что позволяет управлять денежными ресурсами и
влиять на темпы и уровень экономического развития. За счет этого происходит
реализация единой экономической и финансовой политики в рамках ЕС. Сегодня
основным методом регулирования экономической ситуации в Сообществе является не
дотирование и субсидирование отраслей (исключение составляет единая
сельскохозяйственная политика), а осуществление инвестиционной политики и
финансирование программ, направленных на структурное выравнивание регионов.
Бюджетная система ЕС выполняет функции, схожие с задачами национальных бюджетов
– выравнивание доходов и экономическое регулирование. Совместный бюджет это финансовый
инструмент организованного регулирования интеграционных процессов и здесь
возможны только коллективные методы управления. На распределение средств не
влияет вклад страны в единый бюджет, принимаются только те решения, которые
имеют значение для дальнейшего социального и экономического сплочения
группировки. С другой стороны не следует рассматривать единый бюджет как
средство дотирования слабых регионов. «Богатые» страны ЕС готовы расходовать
средства на реализацию средне- и долгосрочных целей, направленных на улучшение
ситуации в менее успешных странах и регионах, но только в том случае, если это
улучшит инвестиционный климат и принесет социальную и экономическую
стабильность для всей группировки в целом.
Как и национальные бюджеты, единый бюджет ЕС формируется согласно
определенным принципам, установленным в финансовом регламенте Сообщества[1]. Разработка финансовых
регламентов, которые включают определение процедур составления и выполнения
бюджета, а также правила предоставления и проверки отчетности, возложены на Совет.
Предложенный Комиссией регламент должен быть утвержден Советом единогласно,
после консультаций с Парламентом и получения заключения Палаты аудиторов.
Действующий ныне регламент был принят в декабре 1977 г. и на протяжении
четверти века в него вносились многочисленные дополнения и изменения. Последнее
изменение было сделано Советом 9 апреля 2001 г.[2]
и оно касается внутреннего контроля за исполнением бюджета ЕС. Принципы
формирования единого бюджета следующие.
Принцип единства: согласно этому принципу все расходы и доходы ЕС должны быть
объединены в единый бюджетный документ. В первые годы интеграции институты
европейских сообществ были независимыми и каждое имело собственный отдельный
бюджет. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), учрежденное Парижском
договором 1951 г., обладало административным и операционным бюджетом; Римский
договор 1957 г. устанавливал единый бюджет для Европейского Экономического
Сообщества (ЕЭС), а договор об образовании Евратома – административный бюджет
этой организации и бюджет на проведение НИОКР и инвестиционных программ. Наличие
трех, а в некоторые годы и до пяти отдельных бюджетов различных институтов
европейских сообществ создавало трудности для осуществления эффективного
контроля за использованием финансовых ресурсов. Процесс объединения бюджетных
инструментов начался в 1965 г. с подписанием Договора о слиянии, по которому
была создана единая Комиссия (вместо высших руководящих органов трех сообществ)
и единый Совет. По этому договору в единый бюджет ЕЭС были включены
административные бюджеты ЕОУС и Евратома. К 1970 г. процесс объединения
бюджетных инструментов был завершен. Согласно Люксембургскому договору,
подписанному 22 апреля 1970 г., в единый бюджет ЕЭС были включены расходы
Евратома на НИОКР и инвестиционные программы. Таким образом, на
сегодняшний момент существуют два бюджетных инструмента – единый бюджет ЕС и операционный
бюджет ЕОУС, из которого финансируется проведение мероприятий в угольной и
металлургической отраслях. Поскольку договор о создании ЕОУС истекает 23 июля
2002 г., было принято решение о том, что оставшиеся активы ЕОУС перейдут в
распоряжение оставшихся сообществ, которые будет представлять Комиссия. При
этом весь чистый доход, полученный от управления оставшимися средствами, будет
направляться через единый бюджет ЕС на финансирование исследований и разработок
в угольной и сталелитейной отраслях. Не включаются в единый бюджет расходы по
проведению отдельных мероприятий в области общей внешней политики и политики
безопасности, внутренних дел и правосудия, кредитные и заемные операции
сообщества, которые производятся в рамках договоров о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме.
Собственные бюджеты имеют Европейский фонд развития и различные Европейские
агентства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|