рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджет ЕС. Проблема формирования и расходования средств. Роль бюджета в развитии и углублении европе...

Динамика расходов ЕСФ в период 1988-2001 гг. отражена в таблице 8.

Таблица 8

Динамика расходов Европейского социального фонда

 

Всего расходов

в т.ч. ЕСФ

млн.

евро

%

млн.

евро

%

1988

41 021,7 

100,0 

2 298,6 

5,6 

1989

40 757,1 

100,0 

2 676,1 

6,6 

1990

44 062,9 

100,0 

3 112,0 

7,1 

1991

53 510,6 

100,0 

4 030,0 

7,5 

1992

58 490,2 

100,0 

4 321,1 

7,4 

1993

64 783,4 

100,0 

5 382,6 

8,3 

1994

59 783,4 

100,0 

4 315,4 

7,2 

1995

66 547,4 

100,0 

4 546,9 

6,8 

1996

77 032,2 

100,0 

6 031,6 

7,8 

1997

79 819,1 

100,0 

6 143,4 

7,7 

1998

80 878,1 

100,0 

7 602,8 

9,4 

1999

83 491,6 

100,0 

7 245,8 

8,7 

2000

89 440,6 

100,0 

7 675,0 

8,6 

2001

93 780,0 

100,0 

8 525,7 

9,1 

Итого

933 558,7

100,0

73 907,0

7,9

Источник: The Community budget: The facts in figures. Luxembourg 2000. С.28-31; General budget of the European Union for the financial year 2002. The figures. Luxembourg 2002. C.23


Что касается региональной политики, то в Римском договоре она рассматривалась как прерогатива национальных правительств, а для осуществления региональных проектов непосредственно со стороны Сообщества предусматривалась лишь возможность предоставления займов Европейского Инвестиционного Банка для финансирования проектов в наименее развитых районах. Начало проведению масштабной региональной политики Сообщества было положено в 1975 г., когда был создан Европейский Фонд Регионального Развития (ЕФРР), деятельность которого финансируется из единого бюджета. По предложению Комиссии финансовые ресурсы фонда на период 1975-1977 гг. должны были составить 2,25 млрд. евро. Однако Совет утвердил бюджет фонда в размере 850 млн. евро – 150 млн. евро в 1975 г., 300 млн. евро в 1976 г. и 400 млн. евро в 1977 г. Более богатые страны Сообщества выступали против того, чтобы фонд превратился в источник постоянных дотаций для наименее развитых регионов. ЕФРР был задуман как источник субсидирования капиталовложений, направляемых на создание или сохранение рабочих мест в экономике отсталых районов. В соответствии с уставом фонда, он мог оказывать помощь в размере 20% от общего объема инвестиций в проект, однако не более 50 % помощи, оказываемой данному проекту со стороны национального правительства. Для проектов, связанных с развитием инфраструктуры, доля фонда составляла 10-30% от совокупного масштаба инвестиций, в 1979 г. этот показатель был повышен до 40 %. Согласно системе квот, по которым регулировалось распределение финансовых ресурсов, 40 % средств фонда предназначалось Италии, 28% – Великобритании, 15 % – Франции, 6,4 % – Германии, 6 % – Ирландии, 1,7 % – Нидерландам, 1,5% – Бельгии, 1,3 % – Дании, 0,1 % – Люксембургу[13]. До 1981 г. эти квоты изменялись, но незначительно. Со вступлением Греции ее квота в ЕФРР была установлена на уровне 13 %, что соответственно снизило квоты других стран.

В целом, в первые годы своей деятельности ЕФРР представлял собой инструмент поддержки национальных региональных политик, а государства, в основном, рассматривали средства фонда как возможность компенсировать свои расходы на региональную политику. Деятельность фонда оказалась неэффектной, к тому же его средства были ограничены. С 1975г. по 1980 г. расходы ЕФРР возросли с 150 млн. до 793,4 млн. евро, составив соответственно 2,6 % и 5,0 % от общего бюджета группировки. За этот период было выделено средств более чем на 2,8 млрд. евро. В основном средства фонда расходовались не на важные для всего Сообщества региональные программы, а перераспределялись на финансирование разовых и местных проектов.

Чтобы сделать деятельность фонда более эффективной, в 1979-1985 гг. проводилось несколько реформ. Основной акцент был сделан на разработке долгосрочных комплексных программ регионального развития, которые должны были облегчить проведение единой отраслевой политики ЕС. Были разработаны специфические программы по развитию районов, которые не были охвачены национальными региональными политиками государств-участников. Участие ЕФРР в таких программах могло достигать 70 % от их общей стоимости. Было принято решение об увеличении средств ЕФРР и в 1981 г. они составили 2,4 млрд. евро, что в 3 раза превышало бюджет фонда в предыдущем году. Кроме того, в 1984 г. было решено отойти от фиксированной шкалы распределения средств фонда по странам в пользу «плавающей» шкалы с указанием верхних и нижних пределов. Нижняя граница – это гарантируемый минимум, который страна получала, при своевременном направлении заявок, в которых указывалось, какие проекты регионального характера получают помощь из национального бюджета и одновременно требуют поддержки со стороны бюджета Сообщества. Если закрепленные за страной средства полностью не использовались в текущем году, то их остаток переносился на следующий год. Национальные региональные программы должны были быть тесно связаны с общей региональной программой Сообщества. Суммы, составлявшие разницу между верхней и нижней границей, распределялись по конкурсному принципу в зависимости от решения Генерального директората по региональной политике. Такой механизм распределения средств предоставил Сообществу возможность проводить региональные программы прежде всего в тех регионах, развитие которых наиболее важно для группировки в целом.

Средства, выделяемые фондом на программы регионального развития значительно возросли по сравнению с первыми годами деятельности ЕФРР. За период 1981-1988 гг. в общей сложности из единого бюджета было профинансировано проектов на сумму более 18 млрд. евро, в среднем ежегодные расходы фонда составляли 2,3 млрд. евро. Изменилась и доля расходов на региональную политику в общем бюджете: если в 1975-1980 гг. расходы на ее проведение составляли в среднем около 4 % от общих расходов группировки, то в 1981-1987 гг. они возросли до 7-8 % в среднем. Динамика расходов ЕФРР в период 1975-1987 гг. отражена в таблице 9.





Таблица 9

Динамика расходов Европейского фонда регионального развития

 

Всего расходов

в т.ч. ЕФРР

млн. евро

%

млн. евро

%

1975

5 816,9 

100,0 

150,0 

2,6 

1976

7 562,8 

100,0 

300,0 

4,0 

1977

8 735,9 

100,0 

400,0 

4,6 

1978

12 041,8 

100,0 

525,0 

4,4 

1979

14 220,7 

100,0 

699,0 

4,9 

1980

15 857,3 

100,0 

793,4 

5,0 

1981

17 726,0 

100,0 

2 406,5 

13,6 

1982

20 469,6 

100,0 

2 905,4 

14,2 

1983

24 506,0 

100,0 

2 306,6 

9,4 

1984

27 081,4 

100,0  

1 412,5 

5,2 

1985

27 867,3 

100,0 

1 610,0 

5,8 

1986

34 675,4 

100,0 

2 456,7 

7,1 

1987

35 088,0 

100,0 

2 560,1 

7,3 

Итого

251 649,1

100,0

18 525,2

7,4

Источник: The Community budget: The facts in figures. Luxembourg 2000. С.28-31

Однако, для качественного углубления интеграционных процессов требовалось внести коренные изменения в принципы региональной политики Сообщества. Широкомасштабная реформа финансирования региональной политики стала возможной с подписанием Единого европейского акта в    1986 г., где региональной деятельности Сообщества впервые был придан статус официального направления экономической политики. После проведения реформы Структурных фондов в 1988 г. за ЕФРР были закреплены направления № 1 (содействие развитию и структурному выравниванию регионов, где подушевой ВВП составляет менее 75 % среднего по ЕС), № 2 (помощь кризисным промышленным регионам), № 5б (содействие развитию и структурному выравниванию сельских районов) и № 6 (развитие северных районов с низкой плотностью населения). В отношении ЕФРР реформа предусматривала резкое увеличение финансовых средств, выделяемых для проведения мероприятий региональной политики. Если в 1989 г. ЕФРР получил из единого бюджета средств на 3,9 млрд. евро (9,6% от общего бюджета ЕС), то в следующем 1990 г. эта сумма составила 4,5 млрд. (10,3%), а к 1993 г. она достигла   9,5 млрд. евро (14,7 %). При этом более 80 % средств ЕФРР расходуется на первое направление. С ростом средств, выделяемых для ЕФРР из единого бюджета, растет и объем ассигнований, получаемых отстающими регионами, в которых уровень ВНП на душу населения составляет менее 75% от среднего показателя по ЕС. Список таких территорий ежегодно составляется Комиссией. Кроме того, помощь по этой статье получают заморские территории Франции, Азорские острова и Мадейра (Португалия), Канарские острова (Испания), т.е. районы, которые в силу своей географической удаленности не могут на равных участвовать в интеграционных процессах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.