Сегодня для реализации закона
«О ветеранах» на территории Астраханской области постановлением ОПС введен
сбор с розничной продажи ГСМ, что позволило частично решить вопрос о
предоставлении льгот, но не решить проблему в целом. В областном бюджете за 9
месяце 1996 года предусмотрены расходы на мероприятия в соответствии с законом
«О ветеранах» в сумме 11,9 млрд. рублей, в том числе по программе
соцзащиты участников ВОВ -«Ветеран - 96» - 0,3 млрд. рублей. Фактическое
исполнение за 9 месяцев 1996 года составило 6,3 млрд. рублей или 53,3% к назначению
9 месяцев, в том числе по программе соцзащиты участников ВОВ -«Ветеран - 96» -
0,3 млрд. рублей или 100% к назначению 9 месяцев. Эти половинчатые решения не
прибавляют авторитета органам государственной власти.
Полагаю, что в первую
очередь, обоснованием для предоставления субвенций могут являться определенные
межрегиональные проблемы и задачи, стоящие перед несколькими сопряженными
(граничащими) территориями,; во-вторых, выравнивание уровня их
социально-экономического развития на основе единых государственных социальных
стандартов (нормативов).
На основании вышеизложенного,
представляется целесообразным в рамках реформы межбюджетных отношений и всей
бюджетной системы принятие принципиально нового Закона о бюджетном устройстве и
бюджетном процессе в Российской Федерации (Бюджетного кодекса России), в
котором необходимо закрепить:
- основные положения федеральной
бюджетно-финансовой и налоговой политики государства, устанавливающие, в
частности, равноправие всех субъектов Российской Федерации в бюджетных
взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
- принципы построения бюджетной
системы в России, как федеративного государства, являющейся по форме
совокупностью самостоятельных бюджетов: федерального, субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов;
- регламент деятельности
государственной власти всех уровней по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов;
- основы бюджетного регулирования,
частичного перераспределения финансовых ресурсов между субъектами Российской
Федерации.
Для обеспечения единства
нормативно-правового пространства на всей территории нашего государства,
создания единой системы выравнивания территорий, построенной на объективных
принципах межбюджетных отношений, нужно перенести наиболее общие из них и на
органы местного самоуправления.
За последние два года Администрацией
области при поддержке Правительства РФ в рамках реализации Соглашения «Об
оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи из
федерального бюджета» увеличен сбор налогов во все уровни бюджета. Денежная
составляющая его доведена до 100 %. Более половины собственных доходов
территорией направлено на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Минфином РФ обеспечено
перечисление расчетных объемов трансферта и оказана финансовая помощь в виде
бюджетных ссуд.
В результате проделанных мер
решены в регионе следующие социальные мероприятия:
- погашена на 20.03.2000 г.
задолженность и обеспечена текущая выплата заработной платы работникам
бюджетной сферы;
- в полном объеме за счет средств
бюджета территории осуществляются текущие выплаты ежемесячного пособия на
ребенка, а также погашается задолженность, образовавшаяся с 1996 года;
- осуществляются текущие выплаты
компенсаций за методическую литературу в полном объеме в календарные сроки и
погашается задолженность, образовавшаяся с 1995 года;
- финансируются мероприятия по
Федеральному Закону от 02.01.2000 года № 40-ФЗ " О внесении изменений и
дополнений в Федеральный Закон " О ветеранах" в доле регионального
бюджета.
Помимо федеральных законов
регулирования бюджетной системы в Астраханской области опирается на
законодательные акты Астраханской области.
Проект Закона "Об
областном бюджете на 2000 год" подготовлен и соответствии с Бюджетным
Кодексом РФ, вступающим в действие с 1 января 2000 года, действующими
законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Астраханской
области.
При формировании статен,
регулирующих доходную часть бюджета, учтены:
законодательные акты РФ
- Проект федерального Закона
"О федеральном бюджете на 2000 год
- Федеральный Закон "О внесении
изменений и дополнении в Закон РФ "Об основах налоговой системы РФ";
- Федеральный Закон "О
налоге на игорный бизнес";
- Федеральный Закон «О
внесении изменений в Федеральный закон «О налоге на покупку иностранных
денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте»;
- Федеральный Закон «О
первоочередных мерах в области бюджетной налоговой политики»;
нормативные акты Президента
РФ и Правительства РФ
- Послание Правительству РФ
«О бюджетной политике на 2000 год»
- Постановление Правительства РФ от
22.07.98 № 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за
пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим
районам";
- Постановление Правительства РФ от
15.10.98 г. № 1203 "О продовольственных товарах, но которым применяется
ставка налога на добавленную стоимость в размере К) процентов, и
дополнительной импортной пошлине на сельскохозяйственные и продовольственные
товары» и лекарственные средства";
- Постановление Правительства
РФ от 17.07.98 № 788 "О товарах для детей, но которым применяется ставка
налога на добавленную стоимость в размере К) процентов";
законодательные акты
Астраханской области
- Закон Астраханской
области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности";
-
Закон
Астраханской области "О налоге с продаж".
Статьи, регулирующие
расходную часть бюджета, разработаны в соответствии с проектом федерального
Закона РФ «О федеральном бюджете на 2000 Год».
При формировании проекта
Закона Астраханской области "Об областном бюджете на 2000 год"
приняты во внимание также следующие законодательные и нормативные акты РФ и
Астраханской области:
- Федеральный Закон "Об
особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных
бумаг";
- Законом Астраханской
области "Об инвестиционной деятельности
в Астраханской
области".
- Постановление Правительства
РФ от 30.07.98 № 862 "О концепции
реформирования
межбюджетных отношений в РФ" в 1999 - 2001
годах".
- Федеральный Закон «О
финансовых основах местного самоуправления и Российской
Федерации»
- Программа первоочередных
мер по стабилизации экономики и финансов в области.
собрания в сфере совершенствования
бюджетного
законодательства.
Астраханское представительное
собрание в составе 27 депутатов в числе первоочередных задач определила
необходимость создания собственной законодательной и нормативной базы по
регулированию финансово-бюджетной и экономических проблем. Прежде всего,
являясь правоприемником Астраханского Областного Совета народных депутатов,
Собрание подтвердило юридическую силу нормативно-правовых актов ранее принятых
Советом и не противоречащих действующему законодательству.
Возникла необходимость
принятия ряда законов, позволяющих обеспечить финансовое и экономическое
развитие региона. Вот только некоторые из них: об областном бюджете, об
управлении государственной собственностью, о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности, о налогообложении и платежах, об упрощенной
системе налогообложения предприятий малого бизнеса. Это базовые законы.
Устаревшее и недействующее в
полном объеме федеральное законодательство по регулированию межбюджетных
отношений обусловило необходимость разработки и принятия в марте 1995. года
Закона Астраханской области «Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в Астраханской области».
Закон устанавливает процедуры
для составления, законодательного рассмотрения, одобрения и исполнения консолидированного
бюджета области на основе взаимоотношений между Областным Представительным
Собранием и Администрацией Астраханской области.
Отличительные особенности
Закона:
- создание простой, понятной и
действующей автоматически системы регулирования отношений между областью и
территориями;
- достижение гласности бюджетного
процесса;
- реальный механизм работы по
ликвидации бюджетного дефицита;
- увязывание деятельности областной
администрации с бюджетным процессом посредством программ социально-экономического
развития;
- создание условий для подготовки
документов по проекту бюджета и отчету о его исполнении в более удобной форме
для анализа и принятия на их основе решений;
- максимальное привлечение органов
местного самоуправления к участию в разработке проекта бюджета (процедура
согласования);
- закрепление ответственности
участников бюджетного процесса за нарушение бюджетной деятельности в области;
- повышение роли органов местного
самоуправления в формировании и законодательном оформлении межбюджетных
отношений в области;
- устранение возможности субъективных
подходов к регулированию межбюджетных отношений;
- обеспечение реального равноправия
органов местного самоуправления во взаимоотношении с областным бюджетом как на
стадии формирования доходной части бюджета, так и на стадии его расходов;
- гарантия каждому органу местного
самоуправления минимального дохода на каждого жителя на уровне не менее
среднедушевых бюджетных доходов по области;
- гарантия устойчивого финансирования
текущих минимальных расходов органов местного самоуправления, превышающих
средние минимальные расходы на каждого жителя;
- создание стимулов для изыскания
территориями резервов увеличения доходов собственных бюджетов.
- гарантии социальной защиты
(утверждение «Перечня защищенных статей бюджета текущих расходов областного
бюджета Астраханской области, подлежащих финансированию в полном объеме»)
Важнейшим моментом Закона
является предложение нового механизма регулирования межбюджетных отношений,
что позволяет установить в области единую методологию бюджетного регулирования
и устранение субъективных подходов к формированию взаимоотношений с бюджетами
органов местного самоуправления как со стороны области, так и со стороны
территорий.
В основу методологии
заложено реально существующее отклонение между среднедушевым бюджетным доходом
по всем территориям и душевым бюджетным доходом каждой территории в
соответствии с положением, принятым ОПС Астраханской области «О средствах ,
передаваемых из областного бюджета в райгорбюджеты на выравнивание бюджетной
обеспеченности населения и финансирования защищенных статей».
Финансовую помощь из
областного бюджета предусматривается оказывать органам местного
самоуправления, имеющих душевой бюджетный доход ниже среднего душевого дохода
по бюджетам органов местного самоуправления области. При этом, если с учетом
предоставленного трансферта в бюджете местного самоуправления не хватает
доходов для покрытия текущих расходов по бюджету (без капитальных вложений),
предусматривается оказание дополнительной финансовой помощи органу местного
самоуправления как особо нуждающемуся в поддержке.
Решая задачу выживания
экономики региона. Астраханским областным Представительным Собранием приняты
нормативно-правовые акты :
- Закон «Об инвестициях»
- Закон «О льготном налогообложении
субъектов малого бизнеса»
- Постановление о переуступке долга ДП
Астраханьгазпром
- Постановление о льготах по налогу на
имущество предприятиям, законсервировавшим основные средства и т.д.
В 1996 году Астраханским
Областным Представительным Собранием был принят закон «О налогах и сборах на
территории Астраханской области», куда вошли все ранее принятые
соответствующие нормативно-правовые акты. Благодаря принимаемым мерам удалось в
основном сохранить пропорции в областном бюджете и не допустить на протяжении
трех лет сокращения удельного веса расходов на социальную сферу.
Решая задачу стабилизации
экономики региона. Астраханского Областного Представительного Собрания
предложено Администрации:
- улучшить работу по решению проблемы
неплатежей, в том числе путем выпуска векселей предприятий;
- провести реструктуризацию
задолженности за 1996 год предприятиями областному бюджету, предусмотрев
варианты платежей по погашению задолженности товарной продукцией, погашение
задолженности ценными бумагами предприятий;
- провести реструктуризацию
внутреннего долга областного бюджета направленную на его удлинение и снижение
стоимости;
- обеспечить собираемость налогов;
разрешить уплату налогов данной продукцией, имея в виду прежде всего продукцию
, которая может быть использована в качестве товарных платежей по расходам. ;
- провести реформу дотационных выплат
из бюджета, перейдя от до- тирования производства товаров и услуг к адресным
дотациям нуждающимся в увязке с прожиточным минимумом (что означает отпуск цен
на товары и услуги);
- исключить возможность дублирования
при финансировании расходов (содержание социальной сферы- дотации ЖКХ-
подготовка к зиме);
- внедрить механизм финансирования
кассовых разрывов бюджета рез систему овердрафта с уполномоченными банками;
- оптимизировать выпуск векселей
предприятий в соответствии с планом поступления доходов (Перейти от выпуска
векселей Администрации Астраханской области при недостатке бюджетных средств к
системе планирования выпуска векселей в соответствии с прогнозами поступления
доходов и планирования расходов);
- осуществить в течение 1997 года
подготовку к переходу на реализацию системы минимальных социальных стандартов в
сфере образования здравоохранения, социального обеспечения и культуры;
- продолжить привлечение заемных
средств для финансирования как дефицита бюджета, так и реализации конкретных
инвестиционных проектов путем выпуска ценных бумаг Администрации Астраханской
области;
Однако, состояние экономики
сферы материального, промышленного и сельскохозяйственного производства пока не
позволяет увеличить доходную базу бюджета области. Астраханское Областное
Представительное Собрание самостоятельно не может изменить структуру налогов и
облегчить тяжелое бремя товаропроизводителей, но тем не менее, в порядке законодательной
инициативы, в Государственную Думу направлены предложения в законопроект
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации". С вступлением
в силу федерального Закона "Об основных началах организации местного
самоуправления" необходимо создать финансовые и налоговые возможности для
развития самоуправления за счет увеличения доли собственных закрепленных
источников доходов в местных и областном бюджетах, внесения изменений в
распределение властных функций и полномочий между органами власти и органами
местного самоуправления.
Задача органов
государственной власти Астраханской области в развитии бюджетных регулирований
видится в обеспечении возможности увеличения общей доли местных бюджетов, в
консолидированном бюджете Астраханской области. Тогда это соотношение явится
положительным достижением во взаимоотношениях с низовыми звеньями бюджетной
системы, но основная работа связана с разграничением полномочий и направлениями
финансирования из бюджетов конкретных расходов с установлением ответственности
соответствующих органов власти и местного самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|