Бюджетный дефицит и проблема государственного долга
Министерство образования
Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский государственный
технический университет»
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине
«Макроэкономика»
на тему:
«Бюджетный дефицит и проблемы
государственного долга»
Выполнила
студентка гр. Ма-20
Денисюк Е.С.
Проверила
Коновалюк Р.А.
Брест 2005
Содержание
Введение
I Теоретические аспекты бюджетного дефицита и
государственного долга
1.1 Понятие
государственного бюджета………………………………………….
1.2 Сущность
бюджетного дефицита и государственного долга……………….
1.3 Управление
государственным долгом………………………………………..
II Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в
экономике РБ
2.1 Анализ структуры
государственного бюджета РБ за 2000-2003 гг. ............
2.2 Основные
концепции регулирования бюджетного дефицита………………
2.3 Управление
государственным долгом в РБ………………………………….
Заключение
Список использованных
источников
Приложение
ВВЕДЕННИЕ
Темой курсовой
работы является: «Бюджетный дефицит и проблема государственного долга».
Актуальность данной темы состоит в том, что государственный бюджет оказывает
регулирующее воздействие на развитие экономических процессов.
Целью написания
курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной
системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и
выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и
государственного долга.
Для реализации
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть
понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть
структуру бюджетной системы;
- выявить
основные функции бюджетной системы;
- определить роль
и место бюджетной системы в экономике страны;
-
проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республик Беларусь;
-
охарактеризовать современное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;
- изучить
нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и
государственный долг;
- выделить
основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь.
При написании
курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная
литература, научные экономические издания, журнальные и газетные статьи,
законодательные акты Республики Беларусь, статистические материалы.
I. Теоретические аспекты
бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Понятие
государственного бюджета
Ведущим звеном
финансовой системы любой страны является государственный бюджет. По своей
экономической сущности государственный бюджет – это совокупность
финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими,
физическими лицами по поводу создания, распределения, использования
общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как
ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный
бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение
централизованных финансовых ресурсов.[3]
Государственный
бюджет содержит перечень запланированных (ожидаемых) расходов. Перечень
запланированных доходов и расходов принято называть бюджетным уставом.
[3]
В основе
построения бюджета лежит ряд принципов. Важнейшим из них является принцип
единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены
все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической
и политической основой государства, что предопределяет проведение единой
государственной политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной
статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое
отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие
утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип публичности означает,
что все фазы кругооборота были «открытыми» и каждый заинтересованный гражданин
мог с ними ознакомиться. Кругооборотом бюджета называется законодательно
утвержденный « путь бюджета». В нем можно выделить три фазы:
1. составление бюджетного плана
2. исполнение
3. контроль и одобрение бюджетных действий.[3]
В первой фазе
движение бюджетного плана начинается с того, что отдельные министерства подают
свои заявки (в виде смет). Министр финансов проверяет предоставленные сметы и
составляет (учитывая финансовые возможности государства, которые в большинстве
случаев определяются на основе прогнозирования будущих налоговых поступлений)
план бюджета, который поступает в Кабинет министров. Здесь план проверяется,
при необходимости в него вносятся корректировки и затем представляется как
проект закона о бюджете законодательным органам. [3]
Бюджет выполняет следующие функции:
·
Распределительную
- через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода;
·
Контрольную
- движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и
позволяет его контролировать;
·
Регулирующую
- изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад
производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т. е.
стабилизировать экономику.[3]
Структура
бюджета определяется
государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство
(Великобритания, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные
(муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный,
так как помимо центрального и местного включает также бюджеты промежуточного
уровня. [3]
Совокупность всех
видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями
определяются бюджетным устройством. В его основе лежит бюджетный
(фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает четкое
разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это
проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и
исполняются соответствующими органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет
собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно.
В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования
бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими
задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так за счет центрального
бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная
оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и
т. д. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие
регионов, городов: содержание учреждений социальной сферы, развитие местного
хозяйства, благоустройство территорий. [3]
С другой стороны,
фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящим
звеньям бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации
предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения
доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют
строгого целевого назначения. Субвенции - это также
денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое
назначение. Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает
нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.[3]
Среди бюджетов
разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет
(федеральный, республиканский), в котором аккумулируется значительная часть
финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах с рыночной экономикой
все большее значение приобретают местные бюджеты, через которые
перераспределяются от 30 до 60 % всех финансовых ресурсов государства.[3]
Для аналитических
и статистических целей рассматриваются консолидированные бюджеты. Консолидированный
бюджет представляет собой свод бюджетов по стране в целом или по
соответствующим регионам, территориям.[3]
Организацию работы по формированию и исполнению государственного бюджета
страны осуществляет, как правило, Министерство финансов. Рассмотрение,
утверждение бюджетов входит в функции законодательных органов власти. Бюджет
государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не
совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1
апреля, в США - с1 октября. Государственный бюджет состоит из доходной и
расходной частей, которые в каждой стране имеют свои особенности. Существуют
бюджетный и кредитный методы формирования и использования бюджетных средств.
Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходов населения,
субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов, обязательных
платежей и предоставляются средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный
метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счет
поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд,
кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе
использования первого метода.[3]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|