При разработке
Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт,
который показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях,
специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не
превышает 2 - 3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита,
превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по
его сокращению и стабилизации.[1]
При определении
источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к
эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Дефицит может
покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке
государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм
государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников
позволит получить наибольший эффект.[1]
В основе
концепции сокращения бюджетного дефицита лежит следующее положение: без
обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности
невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления
государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.[1]
Следует отметить,
что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма
дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть
бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения,
финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также
на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Значительная
часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать
их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика
государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме
бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного
финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту.
Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную
программу и по мере получения определенного эффекта.[1]
В перечень
конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита нужно включать такие,
которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный
фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.[1]
Итак, сокращение
бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной
программе.
Для достижения
реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия
должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.[1]
Возможно и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:
·
текущего
бюджета;
·
бюджета
развития.
Текущий бюджет
составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх
предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь
отрицательное сальдо.[1]
В том и другом
вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита,
обеспечить возможность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их
использованием и эффективностью.[1]
Переход к
частично бездефицитному составлению бюджета потребует привести расходы бюджета
в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не
означает, что правительство не может предусмотреть дополнительные расходы, они
лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).[1]
В данном случае
важно, чтобы включенные в бюджет развития дополнительные расходы
предусматривали возможность в перспективе получить дополнительные доходы от
вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности
государства.[1]
Не должно быть
никаких принципиальных различий между государством и всеми другими категориями
заемщиков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это
предъявляет определенные требования к выбору объектов финансирования. Направляя
средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы.[1]
Одновременно
необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств,
направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от
вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли,
она должна участвовать в погашении государственного долга.[1]
Представляется целесообразным
изучить возможность и целесообразность и в будущем постепенно перейти от
составления сбалансированных бюджетов к бюджетам с незначительным положительным
сальдо-профицитом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию,
формировать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необходимости использоваться
на финансирование дополнительных расходов (при наличии непогашенного долга - на
его уплату).[1]
2.3 Управление государственным долгом в РБ
Обязательства по
внешним государственным займам возникают из международных и гражданско-правовых
договоров, решений о предоставлении государственных гарантий и других
административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые
последствия, в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в
качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за
пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь . Республика Беларусь несет безусловные
обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга.
Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского
бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.[1]
Платежи по
погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в
законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до
тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет
полностью погашена. [1]
Платежи по
погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются
первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского
бюджета. [1]
Государство не
отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних
займов, полученных без государственной гарантии. Государственные гарантии по
внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством
Республики Беларусь. [1]
Решение о выпуске
государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств,
формирующих внешний государственный долг, принимается:
· для покрытия дефицита бюджета
- Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;
· для формирования валютных
резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком
Республики Беларусь.[6]
Внешние государственные займы привлекаются и используются для:
o
покрытия
дефицита республиканского бюджета;
o
пополнения
валютных резервов Республики Беларусь;
o
реализации
инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными
направлениями развития экономики республики;
o
решения
острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных
бедствий;
o
импорта
сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае
критического положения в обеспечении ими республики;
o
поддержки
экономических реформ.[6]
Средства,
полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных
бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний
государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита
республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики
Беларусь. В Республике Беларусь действует единая система регистрации внешних
государственных займов и учета внешнего государственного долга. Учет внешнего
государственного долга и регистрация внешних государственных займов
осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь.[1]
Эффективная
реализация и своевременное исполнение обязательств по внешним государственным
займам обеспечиваются административными и экономическими методами
государственного регулирования. Правительство Республики Беларусь и
Национальный банк Республики Беларусь принимают меры по созданию условий для эффективной
реализации и своевременного исполнения обязательств по внешним государственным
займам.[6]
В Беларуси
большое число нерентабельных предприятий. Оно достигло уже 46 % от общего
количества предприятий народного хозяйства, а в сельском хозяйстве – 74%.
Образующееся устойчивое сальдо по счёту у многих белорусских предприятий
свидетельствует о серьёзной проблеме хронического недостатка оборотных средств
для осуществления в первую очередь текущих расчётов по обязательствам
предприятий со своими партнёрами.[1]
В конкурентной
рыночной экономике любое предприятие обязано, согласно правилам конкурентного
рынка, нести ответственность за взятые на себя обязательства перед всеми своими
кредиторами. Тем самым оно поставлено в такие рамки, которые вынуждают его
работать обязательно в условиях жёстких бюджетных ограничений, т.е. покрывать
имеющиеся расходы получаемыми доходами.[1]
Главное отличие
белоруской экономики от конкурентной заключается в двух принципиальных
обстоятельствах. Во-первых, В Беларуси государство установило неодинаковые
правила деятельности по отношению к предприятиям различных форм собственности.
Во-вторых, и для оценки результатов деятельности предприятий различных форм
собственности существуют также разные критерии. В соответствии с такими
подходами государство выработало эксклюзивную систему субсидиарной плохо
работающих предприятий нечастного сектора экономики. Всё это привело к
целенаправленному созданию перераспределительной системы, через которую
движение финансовых и натуральных ресурсов происходит от хорошо работающих
предприятий к плохо работающим.[1]
В Беларуси
отсутствует рыночное правило, в соответствии с которым каждое предприятие
должно оплачивать свои обязательства перед кредиторами в срок, т.е. должники не
наказываются. Мягкость бюджетных ограничений огосударствленных предприятий
приводит к тому, что у них образуется постоянная нехватка доходов для покрытия
расходов. [1]
Помимо неденежных
форм, «развязывающих» неплатежи, большую роль в этом процессе играют банковские
и финансовые векселя. Однако этот способ не пользуется популярностью, к нему
проявляется недоверие.[1]
Внешний
государственный долг Республики Беларусь за март текущего года сократился на
3,5% и составил на 1 апреля 1 трлн. 462,8 млрд. рублей /немногим более 680 млн.
долларов США/ при утвержденном лимите 2 млрд. долларов США, сообщили БЕЛТА в
Министерстве финансов.[6]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|