Формально до своего упразднения в
1920 г. Народный банк функционировал на основании устава 1894 г., в который был
внесен ряд изменений. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами
и Постановлениями СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину.
Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный
банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство
и заниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение в период проведения политики
военного коммунизма безденежных расчетов между государственными предприятиями и
учреждениями привело к тому, что банк прекратил осуществление кредитных
операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму,
поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования
предприятий и их доходы зачислялись на счета бюджета. Таким образом, в течение
двух лет изменилась сама сущность Народного банка. Из банка он
трансформировался в орган, который наряду с финансовыми органами обслуживал в
основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было
нецелесообразным. Более того, само существование учреждения под названием
Народный банк противоречило идее безденежного хозяйства, которое в то время
пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк
РСФСР был упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских
операций стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление
Наркомфина.
В условиях проведения новой
экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10
октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР.
Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк
РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.
Согласно Положению о Государственном
банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной
организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими
банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и
товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения
других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения".
Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям
различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только ”при
условии обеспеченности их и экономической целесообразности”. Госбанк находился
в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.
В ноябре 1921 г. Госбанку было
предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными
ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные
металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по
купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и
векселей, выписанных в иностранной валюте.
В 1922г. и 1923 г. были проведены
две деноминации[11],
укрупнившие номинал сов знака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то
время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации
в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении
один рубль выпуска 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов,
официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные
знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении
1:100.
11 октября 1922 г. Государственному
банку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев - банковских
билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев
началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая
послевоенная инфляция.
В течение 1922-1924 гг. в обращении
одновременно находились сов знак и червонец. Червонец был бумажным денежным
знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота, т.е.
к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка
золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.
В марте 1924 г. денежная реформа
была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при
червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей сов знаками
1923г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.
В период НЭПа практиковались такие
виды банковского кредита[12], как
учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов,
обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение
к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять
прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный
кредитный план Госбанка[13] по
всем конторам.
В результате проведенной в 1925 г.
реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло
объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина.
С 1922 г. в стране началось создание
коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и
обществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное или
долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при
Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был
координировать их деятельность.
Во второй половине 20-х годов
функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это
было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые
требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого
времени.
Проведение индустриализации в СССР
традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и
внешних займов, было невозможно. У населения необходимые накопления
отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой
экономический кризис), ни по политическим причинам. В результате
индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования.
Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме
перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в
течение всего периода свертывания НЭПа.
В июне 1927 г. в связи с усилением
регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена
обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой[14] при сохранении общего регулирования ее
деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за
деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с
правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны
были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому
предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме
того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах
спецбанков.
В феврале 1928 г. в связи с
реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной
объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла
большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную
роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию
осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного
кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке
коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в
Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).
В августе 1928 г. на Госбанк была
возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило
сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.
В июне 1929 г. был принят первый
Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного
обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития
народного хозяйства СССР.
В конце 20-х - начале 30-х гг. в
СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного
механизма централизованного планового регулирования материального и финансового
аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-1932 гг. была
проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм
централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.
В январе 1930 г. в связи с
ликвидацией взаимного коммерческого кредита все операции по прямому
краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки
превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была
ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы
Госбанка.
В январе 1931 г. была введена
акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк[15].
В марте 1931 г. были определены
функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и
кассового центра хозяйства.
В июне 1931 г. было проведено разделение
оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные
принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение предприятий собственными
оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского
кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только
на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием
сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива,
производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в
незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а
также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения
товаров.
В мае 1932 г. были окончательно
разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений
(Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком).
В результате кредитной реформы
деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и
сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое
кредитование хозяйства, организация денежного обращения[16] и расчетов, кассовое исполнение
государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно
сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями
55 лет.
В дальнейшем совершенствование
деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования
хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля над расходованием
средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором
торговой выручки.
В феврале 1930 г. в связи с отменой
операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по
твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при
Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления
курсов иностранных валют.
В 1933 г. Госбанк провел ряд
мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию
организации документооборота и усилению внутри банковского контроля. Была перестроена
номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по
ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом.
Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке меж филиальных
оборотов при сохранении общего контроля в центре.
В 1939 г. Госбанк начал
осуществление инкассации наличных денег[17].
Во время Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета
производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время
возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была
проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен
обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены
денежные вклады в сберегательных кассах[18]
и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947
г.). В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере
0,222168 г чистого золота.
В декабре 1949 г. был принят второй
Устав Госбанка.
В апреле 1959 г. в связи с
реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций
Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять
планы кредитования долгосрочных вложений.
В мае 1961 г. была проведена деноминация
и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении
1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и
составило 0,987412 г чистого золота.
В октябре
1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были
переданы государственные трудовые сберегательные кассы.
В 1965-1969 гг. в ходе проведения
хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с
кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного
обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного
дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по
обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым
ссудным счетам.
В июле 1987 г. в связи
реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые
спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк
СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него
возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения
ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.
В сентябре 1988 г. был утвержден
четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным
банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных
отношений в народном хозяйстве.
С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на
полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена
обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов,
размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в
иностранной валюте по банковским операциям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|