В целом схему, при которой
все экспортёры продают экспортируемые товары за российские рубли, можно
осуществить поэтапно, реализация же её в большей степени зависит от
политической воли исполнительной власти в России.
В
заключение своего реферата хочется подвести итоги всему вышеперечисленному.
Каково же значение ЦБ для
функционирования системы распределения финансов? Есть ли перспективы развития?
И что для этого всё же необходимо?
Прежде всего, хочется
отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и
финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила
поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго
контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной
правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать
как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же
проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов,
привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие
содержания законопроектов потребностям государства, развития
финансово-кредитной системы России.
Так же напрашивается вывод о
необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования
финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений
потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к
принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок
(здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в
стиле и методах высшего руководства государства).
Огромное значение имеет
привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере
представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые
международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного
состояния.
Так же необходимо
поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить как
положительное явление вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит
отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в
стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является
шагом вперёд в защите конкуренции.
Защите конкуренции будет
способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему
казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90%
от привлечённых средств юридических лиц.[39]
Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные
банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны
коммерческого риска.
Так же
важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций
и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и
банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично
организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране,
вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить
необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации
банков с минимальными потерями для клиентов.
Немаловажным является вопрос
о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога.
Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта
купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития
сельхозпредприятий.
Необходим пересмотр системы
надзора за банками. Эту проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности
банковской деятельности;[40] б)
создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е.
ориентированности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.[41]
Строго контролировать
целевое использование средств бюджета.
Обеспечить ускорение денежного
оборота и расширить рынок банковских услуг. В этой связи интересна новация
Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном
времени. Система “Remote trader” относится к системам класса “Internet broker”. Она ориентирована на профессиональных участников рынка
ценных бумаг и физ.лиц.”Remote trader” позволяет клиентам обмениваться зашифрованными
протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по
любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на
покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.[42]
Для реализации грамотной
валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и
интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с
российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны,
валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по
отношению к объёму и движению криминального капитала.[43]
- «Банковское дело»: №№ 6, 11, 12 – 1999 г.; 2, 3
– 2000 г.
- В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного
обращения и кредита» М., «ИНФРА - М», 1996 г.
- «Общая теория денег и кредита» под ред. Жукова
Е.Ф., М., «Банки и биржа», 1995 г.
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с
изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля
1997 г.)
- «Большой экономический словарь», А.Н.Азрилиян,
М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.
The author: _________________
Michael Konev. All Rights Reserved J.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|