Доходы и расходы государственного бюджета РФ
…….. Государственный Университет
Экономический факультет
Курсовая
работа
на
тему: «Доходы и расходы государственного бюджета РФ»
Выполнила: Пестовская Н.Э.
«Финансы и кредит»
Проверила:
Содержание:
стр.
1. Введение.. 3
2. Доходы государственного
бюджета. 9
3. Расходы государственного
бюджета. 12
4. Бюджетный дефицит. 22
5. Анализ состояния федерального
бюджета РФ в текущем году. 32
6. Федеральный бюджет 2005г. 37
7. Заключение. 39
Список литературы. 40
1. Введение. Понятие
бюджета. Принципы бюджетной системы.
Центральное место
в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий
силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный
кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство
через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него
обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание
государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение
социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный
бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и
расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на
финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше
из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных
экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой
экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов
отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на
какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить,
что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует,
т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он
является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда
денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства,
согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и
использования.
Как правило,
сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами
общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с
социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности
на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей
было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы
подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения
населения.
Перемены в
экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов,
вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм
собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе
денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в
основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования
государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три
самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и
местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений.
В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу
обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные
отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к
принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её
бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс
РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на
экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,
регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных
фондов» [1, ст.6]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию
бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное
построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного
устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня:
государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным
устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты
субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии;
республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в
унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят
в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом,
бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх
уровней:
§
первый
уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
§
второй
уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
§
третий
уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и
сельских бюджетов).
Совокупность
бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный
бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на
соответствующей территории.
Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов
находящихся на его территории муниципальных образований
Консолидированный
бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить
полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом,
они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджетным
кодексом РФ [1, гл.5] законодательно закреплены следующие принципы бюджетной
системы Российской Федерации:
§
Единства
бюджетной системы Российской Федерации;
§
Разграничения
доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
§
Самостоятельности
бюджетов;
§
Полноты
отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
§
Сбалансированности
бюджета;
§
Эффективности
и экономности использования бюджетных средств;
§
Общего
(совокупного) покрытия расходов бюджетов;
§
Гласности;
§
Достоверности
бюджета;
§
Адресности
и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства
бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм
бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за
нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования
расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает
закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий
по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов,
органами местного самоуправления.
Принцип
самостоятельности бюджетов означает:
- право
законодательных органов государственной власти и органов местного
самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
- наличие
собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
законодательное
закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов
соответствующих бюджетов;
- право органов
государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в
соответствии с законодательством определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов;
- недопустимость
изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о
бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по
расходам бюджетов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|