Конверсия и
консолидация государственного долга являются важнейшими приемами, используемыми
в процессе управления государственным долгом
Конверсия государственных займов
предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и
др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени
выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению
краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства.
Консолидация
государственного долга производится путем продления срока действия кратко- и
среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко- и
среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется
консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в
результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются
сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью
выпуска новых займов называется рефинансированием.
Огромное значение
для регулирования госбюджета имеет налоговая ре- форма, которая призвана
снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему и
повысить качество налогового администрирования. Это в конечном итоге должно
способствовать улучшению собираемости налогов и увеличить поступления в бюджет.
5.
Анализ
состояния федерального бюджета РФ в текущем году.
Исполнение
федерального бюджета в 2004 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными
законами "О федеральном бюджете на 2004 год". По оперативным данным
Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2004 года
составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от
объема, утвержденного на девять месяцев 2004 года Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2004 год". При этом расходы федерального бюджета
составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % - от
задания, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2004 года.
Анализ основных
характеристик федерального бюджета свидетельствует о резком снижении удельного
веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. Если в 2002 году он составлял
18,6 %, то в 2004 году - 17,2 %, а в 2003 году - 13,5 процента. В январе -
сентябре 2004 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП
составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2004 год". Причем в общем объеме расходов
федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая составила в
январе - июне 2004 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 2004 год", в январе - сентябре 2004 года -
22,7 процента.
Несколько иная
динамика доходов федерального бюджета. Если удельный вес доходов федерального
бюджета в объеме ВВП в 2004 году составлял 15,1 %, в 2002 году - 14,9 %, а в
2004 году даже снизился до 11,9 %, то в 2003 году он составил 16,0 %, а в
январе - июне 2004 года - 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к
проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", в январе
- сентябре 2004 года - 16,9 процента.
Остатки средств
федерального бюджета по состоянию на 1 января 2004 года на счетах по учету
средств федерального бюджета составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы
федерального бюджета за январь - сентябрь 2004 года поступило 1106514,4 млн.
рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все
поступления, включая входящие остатки, заимствования, поступления от продажи
имущества и реализации государственных запасов драгоценных металлов и
драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств
исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена
основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены
расходы на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и
драгоценных камней в сумме 3826,9 млн. рублей.
Доходы
федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, в январе - сентябре
2004 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и
125,2 % - от объема, утвержденного на указанный период 2004 года Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Сверх утвержденного
объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по
налоговым доходам за январь - сентябрь 2004 года составили 1024947,3 млн. рублей,
или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн.
рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9
процента.
Налоги и иные
платежи, контролируемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам,
поступили в федеральный бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что составляет
60,3 % от общего объема поступивших в январе - сентябре 2004 года доходов
федерального бюджета, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации
- 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством имущественных отношений
Российской Федерации -18082,8 млн. рублей (1,6 процента).
По сравнению с соответствующим
периодом прошлого года доходы федерального бюджета в январе - сентябре 2004
года в номинальном выражении увеличились на 323336,2 млн. рублей, или на 41,3
процента. В сопоставимых ценах они возросли соответственно на 15,2 процента.
При этом их доля в объеме ВВП выросла на 1,6 процента.
Анализ основных
характеристик федерального бюджета за ряд лет свидетельствует о резком снижении
удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. В январе - сентябре
2004 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2
% при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете
на 2004 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета
нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе - сентябре 2004
года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 2004 год".
Наличие остатков
средств федерального бюджета в объеме 173923,7 млн. рублей (по состоянию на 1
января 2004 года), доходы федерального бюджета в объеме 1106514,4 млн. рублей
позволяли исполнить установленные бюджетной росписью на девять месяцев 2004
года расходы федерального бюджета в полном объеме.
Однако расходы
федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, исполнены лишь в
объеме 928903,6 млн. рублей, что составляет 77,8 % от показателя, утвержденного
федеральным бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного бюджетной
росписью на девять месяцев 2004 года.
Исполнение
расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно и непропорционально
как по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации, так и по субъектам ведомственной структуры расходов
федерального бюджета.
Уровень
исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение
внутренней и внешней безопасности страны, воспроизводство научного потенциала,
социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике
на 2004 год и на среднесрочную перспективу". Расходы бюджета на развитие
реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего
показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2004 года.
На недостаточном
уровне осуществлено финансирование отдельных федеральных целевых программ и
федеральных программ развития регионов.
В ходе исполнения бюджета
кредиторская задолженность возросла по сравнению с 1 января 2004 года на 8,8
млрд. рублей и составила по состоянию на 1 июля 2004 года 92,8 млрд. рублей.
При этом дебиторская задолженность бюджетополучателей на 1 января 2004 года
составляла 61,8 млрд. рублей.
Анализ объемов
финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе -
сентябре 2004 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального
бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном
объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах
бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального
казначейства (по состоянию на 1 апреля 2004 года - 51162,8 млн. рублей, на 1
июля 2004 года - 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2004 года - 85524,8 млн.
рублей).
Наличие
значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету
средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию на 1 октября
2004 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального
бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года
свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления
государственными финансами, в том числе повышения качества бюджетного
планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в
учете средств федерального бюджета.
В общем, за январь-июнь 2004 г.
профицит федерального бюджета, по предварительным данным Минфина,
составил 135,5 млрд. руб., или 3.4% ВВП, т.е. сохранился на уровне первого
полугодия 2003 года.
6.
Федеральный
бюджет 2005г.
По состоянию на дату написания данного реферата –
12.12.2004г., Государственная Дума одобрила в четвертом чтении проект федерального
бюджета на 2005г. В соответствии с законопроектом, расходы бюджета утверждаются
в сумме 3,04 трлн. руб., доходы – 3,32 трлн. руб. (или 16,3 процента ВВП),
профицит бюджета - 278,11 миллиарда рублей (или 1,5 процента ВВП).
Прогнозируемый объем ВВП - 18,72 трлн. руб., уровень инфляции - 7,5-8,5%.
Бюджет 2005г. исходит из консервативного прогноза среднегодовой цены российской
нефти в будущем году на уровне 28 долларов США за баррель и роста ВВП страны на
6,3 процента. Среднегодовой курс рубля в следующем году прогнозируется на
уровне 30 рублей за один доллар.
Объем инвестиций
в экономику, по прогнозу правительства, возрастет с 2,7 триллиона рублей в
нынешнем году до 4,9 триллиона рублей в 2007г., а прибыль по всем видам
деятельности увеличится с 1,9 до 3,2 триллиона рублей. Численность населения в
России за это время сократится с 143,8 до 141,7 миллиона человек.
Средства
Стабилизационного фонда РФ сверх накопленной суммы в 500 млрд. руб. могут быть
использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в ходе его
исполнения и на погашение государственного внешнего долга РФ. В законопроекте
устанавливается, что в 2005г. предельный размер ассигнований федерального
бюджета на реализацию программы предоставления Россией государственных кредитов
иностранным государствам и их юридическим лицам составит 19,3 млрд. руб.
На регулирование
общегосударственных вопросов в 2005 году планируется направить 466,3 млрд.
рублей, на национальную оборону – 531,0 млрд. руб., на обеспечение национальной
безопасности и правоохранительную деятельность – 398,1 млрд. руб. На
национальную экономику выделяется 240,2 млрд. руб. Расходы на
жилищно-коммунальное хозяйство составят 6,8 млрд. рублей, на охрану окружающей
среды – 4,6 млрд. руб. На финансирование образования в бюджете заложена сумма
в 154,6 млрд. руб., расходы на культуру, кинематографию и СМИ не превысят 38,9
млрд. руб., на здравоохранение и спорт – 84,5 млрд. руб., на регулирование
вопросов социальной политики – 167,3 млрд. руб. Сумма межбюджетных трансфертов
будет равняться 955,1 млрд. руб.
Законом
предлагается утвердить в 2005г. размер финансовой поддержки субъектов России в
сумме 189,8 млрд. руб. Согласно принятому документу, в 2005г. предельный
размер ассигнований федерального бюджета на реализацию программы предоставления
Россией кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам составит 19,3
миллиарда рублей.
На нужды
национальной обороны и безопасности планируется потратить 927,5 миллиарда
рублей (30,4 процента). Основная часть средств, выделяемых на национальную
безопасность, достанется Минобороны - 57 процентов. По сравнению с прошлым
годом расходы на оборону выросли больше чем на 110 миллиардов рублей.
Среди налоговых доходов больше всего денег принесет
казне налог на прибыль (1,6 триллиона рублей), и это даже больше, чем все
вместе взятые неналоговые доходы (1,2 триллиона рублей). Среди неналоговых
сборов более всего дохода принесет стране внешнеэкономическая деятельность -
919 миллиардов рублей. Штрафы и административные платежи дадут казне по 8 миллиардов
рублей.
7.
Заключение.
Бюджет Российской
Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая
содержание процессов производства и распределения общественного продукта и
национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования
и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Совокупность всех
видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее
отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы
принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть
важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой
обусловливаются его экономической политикой.
Процесс
преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма
болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его
завершения зависит будущее всей российской экономики.
Список литературы:
1.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.:
Издательство НОРМА, 2000.
2.
Ефимова
Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.
3.
ФЗ
№ 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О Федеральном Бюджете на
2004 год».
4.
Бюджетная
система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В.
Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
5.
Бюджетная
система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
6.
Финансы:
Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
7.
Экономика
/ Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
8.
Бюджетный
процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская
и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.
9.
Финансы,
денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2000.
10.
Финансы.
Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы
и статистика, 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|