§
функционирование
федеральной судебной системы;
§
осуществление
международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение
реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными
финансовыми организациями, международного культурного, научного и
информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти,
взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в
области международного сотрудничества, определяемые при утверждении
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
§
национальная
оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии
оборонных отраслей промышленности;
§
фундаментальные
исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
§
государственная
поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
§
государственная
поддержка атомной энергетики;
§
ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
§
исследование
и использование космического пространства;
§
содержание
учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов
государственной власти Российской Федерации;
§
формирование
федеральной собственности;
§
обслуживание
и погашение государственного долга Российской Федерации;
§
компенсация
государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий
и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с
законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
§
пополнение
государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,
государственного материального резерва;
§
проведение
выборов и референдумов Российской Федерации;
§
федеральная
инвестиционная программа;
§
обеспечение
реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к
увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других
уровней;
§
обеспечение
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие
уровни власти;
§
финансовая
поддержка субъектов Российской Федерации;
§
официальный
статистический учет;
§
прочие
расходы.
Средства федерального бюджета
используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения,
включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с
региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных
бюджетов финансируются следующие виды расходов:
§
государственная
поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики),
строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и
речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
§
обеспечение
правоохранительной деятельности;
§
обеспечение
противопожарной безопасности;
§
научно -
исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы,
обеспечивающие научно - технический прогресс;
§
обеспечение
социальной защиты населения;
§
обеспечение
охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов,
обеспечение гидрометеорологической деятельности;
§
обеспечение
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий межрегионального масштаба;
§
развитие
рыночной инфраструктуры;
§
обеспечение
развития федеративных и национальных отношений;
§
обеспечение
деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с
законодательством РФ;
§
обеспечение
деятельности средств массовой информации;
§
финансовая
помощь другим бюджетам;
§
прочие
расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
4. Бюджетный дефицит.
Государственный
бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнива- ние доходов и расходов.
Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не
совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или
излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток).
Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Бесспорно,
бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование
на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не
эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный
дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических
событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть
связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления
крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не
является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее
становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в
структуре общественного воспроизводства.
Если в прошлом
бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными
обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для
большинства стран рыночной экономики.
Бюджетный дефицит
возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера.
Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в
результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других
причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности
производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета
финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и
эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера
(военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков
предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению
общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета
оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов,
нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Однако бюджетный
дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики
страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия.
Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим
значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может
существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает
допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП [2]. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий
дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.
Бюджетная
несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации
экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного
бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом
производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал
бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада
экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|