За
проведение данного вида взаимозачета, предприятие рассчитывается с фирмой «ADD
et Associes» векселями Сберегательного Банка РФ, обладающими, как
уже было указано выше, высокой ликвидностью, в сумме 30 – 40% от суммы
проведенного взаимозачета1.
Глава 3.
Вексель
– решение проблемы неплатежей. Обеспечение
производства оборотными средствами и средствами для расчетов является одной из
узловых проблем нынешней экономической ситуации. Нужно иметь ввиду, что отказ
от старого расчетно-платежного механизма, просуществовавшего с некоторыми
изменениями с начала 30-х годов и вплоть до 90-х произошел в условиях, когда
новый расчетный механизм создан не был и не был даже намечен в общих чертах.
Его нужно создавать заново, хотя бы и с большим опозданием.
Лишившись
дешевого и доступного банковского кредита, хозяйство, вполне естественно, пошло
по пути наращивания коммерческого кредита в форме дебиторской и кредиторской
задолженности. Однако этот коммерческий кредит столкнулся с отсутствием в
хозяйстве тех форм, которые придали бы ему подвижность, мобильность, позволили
бы временно свободным оборотным капиталам быстро переходить от одного хозяйства
к другому, обслуживать хозяйственный оборот. Вместо цепочки расчетов возникла
инертная масса неплатежей.
Сам факт
огромной инертной массы дебиторской и кредиторской задолженности позволяют
сделать три кардинальных вывода. Во-первых, в народном хозяйстве имеются
ресурсы, которые могут быть реализованы и, при определенных условиях, пополнить
оборотные средства. Во-вторых, необходимо возродить цивилизованные формы такой
мобилизации – вексель и вексельное обращение. В-третьих, необходимо провести
соответствующую корректировку кредитной политики, с тем, чтобы банковские
ресурсы притекали в экономику, в частности, по каналам учета и переучета
векселей. Отсюда следует и четвертый вывод – о переориентации (хотя бы
частичной) эмиссионной политики Центрального Банка РФ и политики рефинансирования
на переучет векселей.
Существует,
хотя бы теоретически, несколько путей решения проблемы неплатежей, кроме
внедрения коммерческого векселя и вексельного кредита. Это, прежде всего –
прямой банковский кредит в оборотные средства. Однако банковский
(необеспеченный) кредит не может принять массовый и систематический характер в
условии отсутствия между контрагентами. Он рискован и может предоставляться под
высокие проценты, не приемлемые для товаропроизводителей. Банковский кредит под
обеспечение товарно-материальными ценностями извлекает из оборота эти ценности
и тем самым замедляет хозяйственный оборот. Такая форма кредита приемлема в
случае формирования больших сезонных запасов, но в других случаях она будет
вызывать замедление оборота и еще большую потребность в оборотных средствах.
В отличие
от прямого банковского кредита, вексельный кредит не нуждается в особом залоге
и менее рискован, чем банковский кредит. В отличие от дебиторской
задолженности, вексельный кредит не связывает оборотные средства кредиторов,
ибо позволяет им расплачиваться векселями со своими поставщиками.
Другая
альтернатива вексельному обращению, основанному на оформлении векселями
задолженности предприятий, – широкое использование в обороте векселей банков.
Векселя банков нужно отличать не только от векселей предприятий, оформляющих
товарную сделку (коммерческих векселей), но и от известных вексельной практике,
так называемых, финансовых векселей. Нынешние векселя банков - это форма
частной эмиссии расчетных средств, не обеспеченных конкретной сделкой по
продаже товара и услуги. По сути дела – это квази-деньги, частные банкноты, не
обладающие силой законного платежного средства, но обеспеченные обязательством
банка по обмену на банкноты Центрального Банка РФ.
Векселя
банков увеличивают общую денежную массу, восполняя недостаток денежной эмиссии
Центрального Банка РФ. Они не мобилизуют внутренние резервы хозяйства, а
представляют собой суррогат денежной эмиссии и суррогат прямого банковского
кредитования. При этом эмиссионный доход достается коммерческим банкам. Если
векселя предприятий, уменьшают массу потребных экономике оборотных средств, то
векселя банков расширяют оборотные средства хозяйства за счет внешних вливаний
в экономику частных расчетных средств. Обращение векселей должно начинаться
снизу, с первичных хозяйственных звеньев. Вексель должен мобилизовать
внутренние ресурсы хозяйства, придавать им мобильность, а не представлять собой
дополнительную частную эмиссию банкнот и сертификатов в дополнение к денежной
эмиссии Центрального Банка РФ. Только в этом случае, к обслуживанию вексельного
обращения может быть подключена банковская система. Задача банков в этом случае
– не эмиссия векселей банков, а учет векселей предприятий и соответствующее
использование значительной части кредитных ресурсов.
В связи с
обострением дефицита денег в экономике, достаточно большую роль в процессе
кредитования реального сектора на современном этапе приобрело вексельное
кредитование. Необходимо отметить, что вексель как финансовый инструмент играет
двоякую роль для нынешнего состояния российской экономики. С одной стороны, он,
как и другие долговые обязательства, представляет собой все-таки квази-деньги,
и вексельный оборот существенно повышает роль агрегата денежной массы М 2 за
счет повышения скорости денежного обращения и за счет того, что многие веселя
фактически являются банковской эмиссией денег. В связи с этим, вполне
естественно введение ЦБ РФ экономического норматива Н13, цель которого –
ограничить объемы выпуска банковских векселей. С другой стороны, вексель
способствует развитию новых форм денежного обращения, генерирует новые формы
трансакций и трансфертов, частично решая, таким образом, проблему дефицита
денег в экономике и проблему неплатежей. Поэтому неудивительно, что вексель
сейчас остается одним из наиболее распространенных платежных инструментов на
финансовом рынке России. А вексельное кредитование – одним из наиболее широко
используемых видов кредитования корпоративных клиентов.
Схема
вексельного кредитования достаточно проста. Когда предприятий нуждается в
дополнительных оборотных средствах, но из-за высокой стоимости обычного
банковского кредита не имеет возможности получить его "живыми"
деньгами, оно может прибегнуть к вексельному кредитованию. В таком случае банк
заключает с клиентом договор, по которому предприятие в качестве кредита
получает пакет векселей на сумму, указанную в этом договоре. Кок правило,
полученные векселя являются бездоходными. Ими предприятие рассчитывается с
поставщиками и подрядчиками. По истечении срока кредитного договора,
предприятие – первый векселедержатель, погашает полученные ранее
"живыми" деньгами кредит, выплачивая проценты. Последний владелец
векселя предъявляет его к оплате в указанный срок и получает вексельную сумму.
Это лишь общая схема операций по кредитованию с векселями1. Возможны так же варианты
досрочного предъявления векселей в банк и учета их с последующим дисконтом,
последующего кредитования под залог банковских векселей, полученных от первого
векселедержателя и т.д.
Досрочный
учет собственных векселей является, пожалуй, наиболее интересной для банка
активной операцией. Это связано не только с отсутствием риска при проведении
сделок, но и существующим порядком отражения учетного дисконта непосредственно
по счету доходов банка. Именно возможность последующего досрочного учета
собственных векселей служит серьезным стимулом для выдачи коммерческими банками
вексельных кредитов.
Предметом
других учетных операций выступают, прежде всего, банковские векселя. Падение
объемов вексельного кредитования вынудило коммерческие банки обратить внимание
на отдельные корпоративные бумаги.
Из
огромного перечня наводнивших российский рынок корпоративных векселей, только
очень узкий круг их можно отнести к действительным векселям – безусловным
долговым обязательствам.
Порядок
обращения остальных бумаг регулируется не вексельным правом, а внутренними
положениями отдельных векселедателей, которые зачастую не только не
предполагают погашение векселей в денежной форме, но даже не предусматривают
прием векселей к погашению задолженности при отсутствии сопроводительных писем
или при наличии отдельных индоссаментов.
С учетом
подобных моментов, банки приобретают для собственного инвестиционного портфеля
очень ограниченный круг корпоративных векселей, в частности РАО
"Газпром", АО "Алмазы-России-Саха", АО "Сиданко"1. Векселя
других предприятий в силу имеющихся особенностей их использования только в
схемах взаиморасчетов выступают для банков исключительно предметом сделок типа
"репо" либо брокерских операций.
При
использовании вексельного кредитования не происходит реального отвлечения
денежных средств на период выдачи ссуды. Кроме того, находящиеся в обращении
банковские векселя и как предмет высоко ликвидного обеспечения при
предоставлении банком каких-либо кредитных продуктов – кредитов, гарантий,
аккредитивов и т.п. Устанавливая достаточно низкие ставки по вексельным
кредитам, банк дополнительно привлекает и новых клиентов. При определении
процентной ставки по вексельному кредиту принимаются во внимание следующие
факторы:
-
необходимость резервирования остатков по вексельным
счетам в фонде обязательных резервов ЦБ РФ, что обуславливает дополнительное
привлечение средств аналогичной срочности;
-
вероятность дополнительного привлечения денежных
средств при разрыве сроков предоставления кредита и сроках обращения векселя
(на разницу в сроках);
-
необходимость учета процентной ставки при
определении риска, возникающего при операции кредитования2.
Перспективы развития вексельного рынка в России. Скептики
говорят, что вексельный рынок в России не имеет будущего. Некоторая доля правды
в данном суждении есть. И это связано не столько с существованием реального
противоречия между "изобретениями" российской практики так
называемыми эмиссионными векселями ("энергетическими", "приватизационными",
"бездокументарными") и деловым оборотом цивилизованного рынка
классических векселей, сколько с реальной угрозой "прихлопнуть" его
законодательным путем.
Государство уже предпринимало в 1991-1994 гг. усилия по перестройке законодательства
и системы государственного регулирования и надзора за вексельным рынком.
Делались попытки в приказном порядке организовать вексельное обращение в
стране. Как показали последующие события, эти усилия во многом оказались
тщетными, и возрождающаяся практика вексельного оборота их постоянно сводила
на нет.
Последняя попытка подвести законодательную базу под "правила
игры" на вексельном рынке связана с принятием Государственной Думой РФ 21
февраля 1997 г. федерального закона "О Переводном и Простом векселе"
и подписанием его Президентом РФ 11 марта.
Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены
многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними;
носящими как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из
противоречий. Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство,
основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам международного
права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного
делового оборота. С другой стороны, в современной России практически полностью
отсутствуют обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота.
Какими же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время
существуют три пути решения этой проблемы.
Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что
Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными
актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного
обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре
совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных договоров
началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота, включая
"вексельный всеобуч", и наконец — законодательное закрепление этих
обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная
или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем. С точки
зрения логики, это наиболее верный путь. Сначала формируются обычаи делового
оборота, нарабатывается практика, все это учитывается в нормативных документах,
в вексельном законодательстве.
Однако этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения
сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие
вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими видами —
гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие
вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового
оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в‑третьих,
мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в конце 1996 г.
Россия получила "режим наибольшего благоприятствования" в торговле,
ратифицировав Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, а
также подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию).
Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается
российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается
в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация
неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными
актами — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ,
Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях
практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.
Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и
возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие
российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по
себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного
обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе,
утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР N 104/1341 от 7 августа 1937 г.,
практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного
вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем
подготовки новой редакции его перевода.
Во-вторых, развитие вексельного рынка, пущенное
"на самотек" без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка
"дружескими", "бронзовыми" и фальшивыми векселями,
большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или
приняли вид "секъюритизированных" неплатежей. Действующее
законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей,
что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать
векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая неурегулированность
приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму,
превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая
"классический" вексель в эмиссионную ценную бумагу.
Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения
в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию правовой,
организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры
цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с
одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой,
повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.
Реформа должна опираться на разработанную Концепцию
развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг
в РФ (Указ Президента РФ №1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние
факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение
налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы
в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение
доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных
"дружеских", "бронзовых" и фальшивых векселей, усложнение
самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с
векселями).
Заключение
Назовем основные принципы проведения вексельной
реформы, ограничиваясь только принципами, на которых должна строиться система
Российского вексельного законодательства.
Первый — сохранение вексельного законодательства
на основе Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).
Второй — самодостаточность вексельного
законодательства.
Третий — построение вексельного законодательства
в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны
регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежание злоупотреблений.
Четвертый — нормы
вексельного законодательства должны быть жестко привязаны к налоговому и
валютному законодательству, а также регулировать вопросы, отсутствующие в
регламенте вексельного права.
Пятый — вексельное законодательство
должно адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе
получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют.
Реформа должна в первую очередь включать:
- внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ
"О банкротстве (несостоятельности) предприятий" о порядке
удовлетворения требований кредиторов и выделении требований кредиторов по
векселям в отдельную очередь;
- приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения
протеста и определение на законодательном уровне процедуры совершения
протеста;
- внесение изменений в Арбитражный процессуальный
кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;
- предоставление права уполномоченному государственному органу (ФКЦБ, ЦБ
РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фактах совершения
протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу предоставлять
полученную информацию всем заинтересованным лицам и средствам массовой информации;
- создание законодательной базы саморегулируемых
организаций, объединяющих участников вексельного рынка (например АУВЕР);
- реформа налоговой системы и унификация налогообложения
доходов физических и юридических лиц по различным ценным бумагам;
- разработка и принятие Свода вексельных нормативных документов
(Вексельного Кодекса).
Создание правовой, организационной,
информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота невозможно
без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей,
руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с векселями,
изучения как российского опыта, так и обычаев вексельного оборота других
стран.
Список
используемой литературы:
1. Белов В.А. «Практика вексельного права» Москва,
учебно-консультационный центр 1998год.
2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Демешева Е.В., Головкин А.Н., Гринемаер
Е.А. «Векселя и взаимозачеты» Москва – Екатеринбург, Аналитика – Пресс» 1999
год.
3. Каратуев А.Г. «Вексель в вопросах и ответах» Москва РДЛ 1997 год.
4. Грицун
Ю.Н. «Проблемы дефицита денег и особенности вексельного кредитования». Финансы
№12, 1997 г.
5.
Мешкова Е.В «Скромное "обаяние"
векселя и управления рисками». Экономика и жизнь. №45, 1997г
6.
Лукасевич
И.Я. «Анализ финансовых операций». Москва 1998 г.
Схема
выдачи заработной платы.
Вексель
Заем
Продажа векселя
Взаимозачет
1 Брызгалин А.В., Берник В.Р.,
Демешева Е.В., Головкин А.Н., Гринемаер Е.А. «Векселя и взаимозачеты» Москва-
Екатеринбург 1999 год.
1 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Демешева
Е.В., Головкин А.Н., Гринемаер Е.А. «Векселя и взаимозачеты» Москва-
Екатеринбург 1999 год
[1] Лукасевич И.Я. Анализ финансовых
операций. М. 1998 г.
1 Учет векселей состоит в том, что
векселедержатель передает (продает) векселя банку по индоссаменту до
наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом
определенного процента от этой суммы за ее досрочное получение. Этот процент
называется учетным или дисконтом.
1 Мешкова Е. Скромное В.
"обаяние" векселя и управления рисками. Экономика и жизнь. №45, 1997г
1 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Демешева
Е.В., Головкин А.Н., Гринемаер Е.А. «Векселя и взаимозачеты» Москва-
Екатеринбург 1999 год.
1 В данное время эта схема перестала действовать в связи
с письмом Министерства по налогам и сборам № АП – 6 – 18/995 от 09.12.1999
года.
1 Грицун Ю.Н. Проблемы дефицита денег и
особенности вексельного кредитования.
Финансы №12,
1997 г.
1 Грицун Ю.Н. Проблемы дефицита денег и
особенности вексельного кредитования.
Финансы №12,
1997 г.
2 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Демешева Е.В., Головкин А.Н.,
Гринемаер Е.А. «Векселя и взаимозачеты» Москва- Екатеринбург 1999 год
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|