-
межотраслевой или межподотраслевой (оптовая и
розничная торговля);
-
зависящий от типа предприятий - участников
(ассоциация универмагов, универсамов и т.п.);
-
зависящих от формы собственности предприятий
(ассоциация частных, коллективных и других предприятий);
-
зависящих от размеров деятельности предприятий
(ассоциация малых предприятий);
-
другие признаки, в том числе смешанный,
функциональный и т.п.
По указанным признакам, очевидно, могут
формироваться также и концерны как один из видов договорных объединений
предприятий.
Под концерном понимается объединение предприятий,
добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и
научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и
иной деятельности. Анализ мировой практики функционирования концернов
показывает, что предприятия-участники концерна связаны между собой, как
правило, кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.
Концерн характеризуется единством
управления и контроля (как правило, финансового). По сравнению с ассоциацией,
концерн характеризуется наиболее высокой степенью централизации функций
управления, а также широким кругом централизованно решаемых задач. Поэтому
предприятия, вошедшие в состав концерна, как показывает практика, в большей
степени теряют свою экономическую самостоятельность.
В числе функций, выполняемых концерном и
отличающих его от ассоциаций, выделяются такие как: финансовый контроль деятельности
участников; разработка стратегии поведения на рынке концерна в целом и каждого
участника в отдельности; координация деятельности участников с целью повышения
эффективности объединения в целом; проведение единой ассортиментной, торговой,
закупочной, инвестиционной, научно-технической политики; маневрирование товарными
и финансовыми ресурсами, создание для этого соответствующих фондов и резервов;
установление особых принципов внутренних взаимоотношений между участниками.
В розничной торговле базовой структурой
предприятия для образования концерна становятся крупные розничные торговые
предприятия, имеющие устойчивые прямые связи с производителями товаров, а
также реализующие широкий товарный ассортимент.
Концерн в оптовом звене целесообразно создавать
в тех случаях, когда для повышения эффективности работы оптовых предприятий
требуется обеспечить жесткую централизацию выполнения отдельных функций. Такая
ситуация возникает при создании в оптовом звене крупных складских комплексов с
централизованными функциями транспортного и диспетчерского обслуживания.
Главной целью создания концерна, по-видимому, может быть обеспечение эффективного
использования складских емкостей, интенсификация использования автотранспорта,
подъемно-транспортного оборудования, рационализация использования
производственного и обслуживающего персонала, рассредоточенного по различным
оптовым предприятиям.
Относительно меньшее развитие в торговле
может получить консорциум - временное объединение на договорной основе
нескольких предприятий, осуществляемое в целях координации их деятельности при
решении конкретной затратоемкой задачи или крупной целевой программы. При
выполнении поставленной перед консорциумом задачи он прекращает свое
существование либо преобразуется в другой вид договорного объединения.
По признаку взаимоотношений со сторонними
организациями могут образоваться консорциумы закрытого и открытого типа. В первом
случае в договорные отношения с третьими лицами может вступать одно из
предприятий, выбранное остальными участниками лидером консорциума и несущие
полную ответственность за выполнение всего комплекса обязательств. Отношения остальных
участников консорциума строятся на договорной основе, где предусматривается, в
том числе, доля участника в обязательствах, принятых на себя лидером. Лидером
консорциума становятся обычно предприятия, имеющие наибольший удельный вес в
выполнении поставленных перед консорциумом задач, знающие особенности избранной
сферы деятельности или рынка сбыта предполагаемой продукции, принявшие на себя
обязанности генерального подрядчика. Во втором случае в договорные отношения с
третьими лицами вступает каждый участник консорциума и несет полную
ответственность по своим обязательствам.
По признаку членства, как показывает
практика, консорциумы могут носить как исключительный, так и неисключительный
характер. В последнем случае член консорциума оставляет за собой право участвовать
в работе других консорциумов.
Образовавшие консорциум предприятия обычно
сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность, но подчиняются
консорциуму в части решения поставленной перед ним задачи.
Образование консорциумов во внутренней
торговле нашей страны может быть оправдано при выполнении комплексных программ
с целевым централизованным финансированием. В розничной торговле такой
консорциум может быть образован, скажем, при выполнении программы развития обслуживания
населения. В этом случае в консорциальном соглашении должны, видимо,
оговариваться размеры средств, размещаемых между участниками, виды и порядок
осуществления работ, ответственность участников, сроки завершения программы и
т.д. Оптовыми предприятиями консорциум может быть создан для выполнения
государственного заказа по закладке и хранению этими предприятиями конкретного
резерва товарной массы, необходимой для удовлетворения государственных нужд
либо нужд конкретного заказчика. Вполне реальное развитие в оптовом звене могут
получить консорциумы при решении таких задач как развитие
материально-технической базы, а также особых видов торговой деятельности, например,
посылочной торговли.
Опыт функционирования отечественных и
зарубежных объединений показывает, что принципиальная схема построения их
внутренней структуры может предусматривать выделение следующих основных
звеньев:
высший орган управления, в котором представлены все участники;
исполнительный орган, формируемый высшим и осуществляющий оперативно-хозяйственное
руководство текущей деятельностью объединения;
исполнительный аппарат, обеспечивающий подготовку и реализацию принимаемых
решений; ревизионная комиссия, контролирующая всю финансовую деятельность,
осуществляемую исполнительным органом и аппаратом.
Высшим органом управления объединением
должно являться общее собрание (конференция) его участников. Оно определяет
стратегию развития объединения, утверждает его планы и отчеты, принимает и
изменяет устав, решает вопросы вступления в объединение и выхода из него,
утверждает состав и порядок целевых фондов объединения, формирует
исполнительный и контрольный органы объединения, принимает решение о
прекращении его деятельности.
Исполнительный орган (правление, совет
директоров) в этом случае осуществляет координацию деятельности участников,
реализует основные направления хозяйственного развития, выработанные высшим
органом, созывает общие собрания, осуществляет управление объединением. В
период между созывами высшего органа решает вопросы текущей работы структурных
единиц, ведет необходимую договорную работу, рассматривает кадровые, производственные,
коммерческие, научно-технические, финансовые и другие вопросы.
Для реализации текущих общехозяйственных и
управленческих функций исполнительный орган может создавать исполнительный аппарат,
который непосредственно выполняет действия, вытекающие из функций исполнительного
органа.
Контроль финансово-хозяйственной
деятельности исполнительного органа осуществляет ревизионная комиссия.
Комиссия докладывает высшему органу результаты проведенных проверок, составляет
заключение по годовым отчетам и балансам.
Экономические взаимоотношения между
участниками объединения должны строиться, по-видимому, на договорной основе.
Разногласия между ними решаются органами суда или государственного арбитража в
установленном порядке. Предприятие-участник имеет право получать свою долю прибыли
от совместной деятельности, если иное не предусмотрено уставом объединения.
Получение части прибыли, думается, может производиться пропорционально доле
вклада предприятия в уставный фонд объединения.
С углублением рыночных преобразований в
России первоначальное стремление во что бы то ни стало разъединиться сменилось,
таким образом, пониманием необходимости создания различного рода отраслевых и
межотраслевых структур, торгово-промышленных, оптово-розничных,
торгово-финансовых объединений. Такое единение, очевидно, дает реальную возможность
оживить торговлю, расширить ассортимент, повысить качество торговых услуг. В
настоящее время в России имеется около 100 тысяч различных объединений, в
состав которых вошло три четверти общего наличия сети предприятий розничной
торговли и общественного питания.
Необходимо, однако, отметить, что на втором
этапе приватизации, когда активизировались процессы вторичной смены
собственников и перераспределения собственности, неконтролируемый процесс
образования объединений может привести к возникновению мощных частных торговых
монополий взамен бывших государственных монополистов. Последствиями такого монополизма
могут стать необоснованный рост цен, сужение ассортимента товаров, реализация
только выгодной и дорогостоящей продукции. Поэтому задача органов управления
торговой сферой муниципальных структур - отслеживать возникновение таких
тенденций. Для этого необходимо не только иметь четкую картину торговой
инфраструктуры, но и тесно взаимодействовать с органами Госкомимущества и
антимонопольными комитетами, участвовать в формировании местных программ
приватизации и демонополизации.
Кооперация и самоорганизация торговых
предприятий - это, по сути дела, самоорганизация среднего класса - опоры
государственности в демократическом обществе. Следовательно, государство
должно стимулировать и поддерживать кооперацию предпринимателей, ибо тем самым
оно укрепляет свои собственные основы.
Глава 3 - Перспективы развития торговой сферы
муниципальных структур:
3.1 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СТРУКТУР
В условиях становления рыночных отношений
программному методу регулирования экономики принадлежит важное место. Он
предполагает разработку и реализацию системы мер целевого назначения как
эффективного способа направленного воздействия государства (либо органов
местного самоуправления) на процессы экономического и социального развития, формирования
межрегиональных пропорций и связей.
Основой программно-целевого регулирования
народного хозяйства являются теории общественного воспроизводства, системного
анализа, управления экономикой, методологии комплексного регионального
развития и размещения производительных сил. Они создают условия для научного
понимания и обоснования сущности, принципов и механизма реализации целевых комплексных
муниципальных программ. Целенаправленное планирование экономических,
научно-технических, социальных и других мероприятий в комплексных программах
согласуется с использованием в ходе реализации этих мероприятий рыночных
регуляторов. Программный метод управления хозяйством в условиях высокого
уровня его обобществления обладает дополнительными возможностями эффективно
сочетать начала планомерности и саморегулирования.
Целевые комплексные муниципальные программы
как наиболее активный метод регулирования рыночной экономики в современных
условиях призваны выполнять функции интеграции государственных, общественных и
индивидуальных интересов и отношений, концентрации ресурсов на осуществлении
местных народно-хозяйственных проектов. Это важнейший инструмент
социально-экономической политики местных органов власти, предусматривающий
использование разнообразных административных и, главным образом, экономических
методов, среди которых - индикативное регулирование и местное самоуправление.
Следовательно, под муниципальной программой в новых условиях хозяйствования
следует понимать обоснованный и принятый в установленном порядке
планово-прогнозный документ, раскрывающий цели и принципы развития
муниципальных структур, содержащий механизмы их реализации.
Реализация муниципальных программ создает
условия для значительных преобразований многих сторон жизни населения муниципальных
структур, при этом привлекаются многосторонние ресурсы капиталовложений, труда,
материально-технических средств, что определяет необходимость тщательного
научного и проектного обоснования такой программы. Это обязательное требование
связано и с новыми задачами развития местного самоуправления в России, вызванными
изменением ее геополитического и социально-экономического положения. Поэтому
высокий научный уровень подготовки программ — одно из важнейших условий
муниципально - программного регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|