-
при
использовании в жаркое время тёплой воды для создания
НРС-1.
Уменьшить вероятность
выброса можно за счёт увеличения содержания воды до 0,30 – 0,32.
6.5.
Пассировка
блоков.
Обработка блоков или
пассировка производится для придания им формы в соответствии с требованиями
ГОСТ 9479-84.
Пассировка
осуществляется при помощи пневматических молотков (отбойных) типа МО в тех
случаях, когда объёмы работ пезначительные, то есть грани блока относительно
плоские, в тех же случаях, когда блок имеет неправильную форму для пассировки
применяют станки термического резания «SL 550».
Производительность
рабочего при пассировке блоков отбойными молотками определена по методике
«Общесоюзных норм технологического проектирования» и составляет 7-10 м2
в смену.
Средний объём одного
добытого блока в карьере «Политехник» составит 2,0 м3. Исходя из
того, что производится пассировка 2 – 3 граней блока средняя площадь обработки
составит 4 м2.
6.6.
Транспортно-погрузочные
и вспомогательные работы.
На карьере предусматривается
применение одноковшового экскаватора ЭО-5124 для выполнения следующих работ:
-
разработка
и погрузка пород мягкой вскрыши;
-
погрузка
взорванной скальной вскрыши;
-
погрузка
окола и отходов блочной продукции, образовавшихся при разделке монолитов на
блоки.
К вспомогательным
работам на карьере относятся:
-
складирование
пород мягкой вскрыши при малой её мощности для последующей погрузки
экскаватором ЭО-5124;
-
зачистка
кровли полезного ископаемого;
-
складирование
в отвал окола, отходов и пород скальной вскрыши на добычном уступе для
дальнейшей их погрузки в автосамосвалы и вывозки на дробильно-сортировочную
установку;
-
оттягивание
блоков для их погрузки;
-
планировка
отвалов вскрышных пород.
В карьере «Политехник»
применяется автомобильный вид транспорта для всех видов грузов. В качестве
транспортных средств для транспортирования горной массы и вскрышных пород
применяется автосамосвалы КрАЗ-256Б грузоподъёмностью 12 тонн.
Ширина транспортных берм
принимается не менее 15,5 метров. С целью обеспечения нормальной работы
карьерного автотранспорта на внешнем отвале и промплощадке проезжая часть
дороги отсыпается щебнем и расклинивается отсевом. Толщина покрытия до 25 см.
При принятой системе
разработке в карьере «Политехник» принято внешнее отвалообразование. Отвалы
размещаются в непосредственной близости от карьера. Дальность транспортирования
вскрышных пород около 1 километра.
При высоте отвала до 15
метров площадь отчуждения земель составит 3,2 га. Среднегодовая площадь
отчуждения 0,3 га.
Отсыпка отвалов
производится в тёплое время года, что исключает складирование пород вместе со
снегом.
Для заезда
автосамосвалов на поверхность отвала устраивается въезд шириной 15 метров с
продольным уклоном 0,08‰. Подошва съезда отсыпается породами скальной вскрыши.
Угол откоса отвала
принимается равным углу естественного откоса пород, и составляет 390
– 400.
С целью обеспечения
безопасных условий работ на отвалах, погрузка автосамосвалов производится за
пределами призмы обрушения на расстоянии 3 – 5 метров от бровки отвала.
При максимальной высоте
отвала (15 м) расчётная величина призмы обрушения составляет 3 метра.
Дальнейшее перемещение грунтана откос отвала может осуществлять бульдозер.
Вдоль бровки отвала
предусматривается оставление породного вала высотой 0,7 м и шириной по низу не
менее 1,5 м. По всему фронту работ устраивается берма шириной не менее 5
иетров, имеющая уклон в сторону отвала не менее 30.
Сменные объёмы работ на
транспортировке вскрыши должны приниматься из расчёта двухмесячной работы по
производству вскрышных работ.
6.7. Охрана недр и
окружающей среды.
6.7.1.
Очистные сооружения.
Для откачки воды из карьера
при максимальном притоке 18,68 м3/час принимается насос ЦНС 39/44
производительностью 43,5 м3/час, напором 44 метра, маркой электродвигателя
4А132М2У и мощностью 11 кВт.
В насосной станции
принимается три насоса: один в работе, один в резерве и один в ремонте.
Для сброса воды на
каждом добычном горизонте устраивается зумпф (водосборник) глубиной 4 метра и
размерами 4´10 метров, что обеспечивает аккумуляцию нормального
восьмичасового притока воды и её отстой от взвешанных частиц породы. Зумпф ограждается
по периметру валом из пород на высоту 1 метр.
Для обеспечения стока
воды в водосборник подошве карьера придаётся уклон i=0,001 в сторону
водосборника, а вода из местных понижений в забоях и при проходке траншей
откачивается при помощи передвижной насосной станции.
В процессе ведения
горных работ, вода, аккумулирующаяся в водосборнике, подвергается
незначительному загрязнению за счёт попадания в неё измельчённой породы и
следов горюче-смазочных материалов.
Очистные сооружения располагаются
на нерабочем борту карьера у пруда – отстойника.
Сооружения позволяют
осаждать взвешаннык частицы с гидравлической крупностью И0 0,16 мм/с
и получать концентрацию взвешанных частиц в очищенной воде 28,6 мг/л и
нефтепродуктов 0,3 мг/л.
6.7.2.
Рекультивация земель нарушенных горными работами.
Работы по рекультивации
нарушенных горными работами земель должны выполняться в соответствии с
основными положениями по восстановлению земель, утверждённым Кабинетом
Министров Украины 25 июня 1991 года, законодательством Украины об охране
окружающей природной среды, выданными Государственным инспектором по
использованию и охране земель Черняховского района Житомирской области.
Опыт проведения работ по
рекультивацииземель, нарушенных при разработке карьеров, по добыче природного
камня в Житомирской области указывает на целесообразность оставления этих
карьеров в виде искусственных водоёмов при условии проведения комплекса работ
по выполаживанию бортов карьера по мягкой вскрыще, обваловке этих искусственных
водоёмов, планировке отвалов и др.
Этот комплекс работ
является первым этапом – технической рекультивацией.
Второй этап –
биологическая рекультивация, производится землевладельцем по специальному
проекту и направлена на улучшение земельных угодий.
Работы по технической
рекультивации являются неотъемлемой частью технологического процесса на карьере
«Политехник».
Финансирование работ по
рекультивации, проводимых в период строительства карьера, ведётся за счёт
себестоимости продукции – основной деятельности.
Работы по рекультивации
отвалов вскрышных пород заканчивается через год после окончания их отсыпки, а
рекультивация карьера под водоём – после полной отработки всего месторождения.
В состав работ по
рекультивации входят:
-
работы по
снятию и складированию почвенно-растительного слоя;
-
работы по
выполаживанию отвалов пород мягкой вскрыши до угла 180 (заложение
1:3);
-
работы по
нанесению почвенно-растительного слоя;
-
посев
многолетних трав на склонах, посадка деревьев и кустарников;
-
устройство
искусственного водоёма в выработанном пространстве карьера после выполаживания
до 250 откосов бортов по мягкой вскрыше;
-
обвалование
водоёма по всему периметру на высоту не менее 1 метра и посев многолетних трав
на склонах вала.
Проектом карьера
«Политехник» предусмотрено проведение работ по предварительному снятию и
складированию почвенно-растительного слоя.
Полный проект по
рекультивации нарушенных горными работами земель на Слипчицком месторождении
габро-норитов после его отработки карьером «Политехник» будет выполнен
Житомирским филиалом института «Укрземпроект», который является
специализированной организацией по составлению проектов рекультивации земель.
Организация работ по
рекультивации, ежегодные площади рекультивации и сроки выполнения этих работ
уточняются в процессе отработки карьера при составлении ежегодных планов
развития горных работ.
В смете на
рекультивацию, на начальном этапе разработки карьера, предусматриваются лишь
работы по снятию и складированию почвенно-растительного слоя. Эти работы
производятся за счёт капитальных затрат на строительство карьера.
6.7.3.
Охрана недр.
Охрана недр предполагает
рациональную разработку полезных ископаемых с целью сокращения до минимума
потерь полезного ископаемого, комплексное использование последнего со
стремлением к идеалу – безотходному производству.
В проекте «Политехник»
предпринята попытка оптимального решения этих задач для чего:
-
принят
вариант флангового вскрытия месторождения, позколяющий снизить потери полезного
ископаемого;
-
до
минимума сведены потери полезного ископаемого под транспортными коммуникациями;
-
вскрышные
породы мягкой и части скальной вскрыши (выветрелые породы) применяются для
строительства автодорог;
-
полезное
ископаемое используется комплексно для производства блоков, бутового камня,
щебня и отсева.
Потери полезного
ископаемого по карьеру «Политехник» составляют около 10% (общекарьерные) или 57
тыс. м3.
При отработке карьера
возможен прирост запасов за счёт внешнего заложения транспортных коммуникаций и
внешней фиксации бортов карьера. Кроме того. Запасы, прогнозируемые геологами и
находящиеся ниже отметки +190, могут быть отработаны в перспективе, так как при
проектировании карьера «Политехник» соблюдены требования «Единых правил охраны
недр» (1987 год).
6.7.4.Восстановление
земель.
Карьер «Политехник»
располагается на мало продуктивных землях, часть которых принадлежит колхозу
имени «Суворова», а часть отдана местными властями жителям посёлка гоподского
типа Головино под огороды. Земли хотя и имеют сравнительно низкое качество
почвенно-растительного слоя и частично уже нарушены, подлежат восстановлению
путём их рекультивации, заключающейся в выполаживании отвалов и посадки на них
лесных насаждений.
Намечаемые мероприятия
позволяют произвести отработку карьера «Политехник» без нарушения экологической
обстановки в районе месторождения и не требуют специальной оценки воздействия
намечаемой деятельности на окружающую среду (ОВОС), так как технологическая схема
добычи габро-норита не предполагает применение экологически вредных видов работ
и технологий, подземные и поверхностные воды не загрязняются химическими
веществами, а производство практически безотходное.
7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ.
Цель раздела – определить
реальность планируемого объёма выпуска продукции и эффективность размещения
инвестиционного проекта.
7.1. Основные
показатели горнотехнической части.
Основные показатели
горнотехнической части представлены в таблице 7.1.
Таблица
7.1.
|