рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Эмиссия акций акционерным обществом

Освещаемые ниже вопросы не затрагивают процедуру регистрации выпуска ценных бумаг кредитных организаций и акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Процедура эмиссии акций акционерного общества при учреждении регулируется Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47 (далее — Стандарты).

Процедура эмиссии акций акционерного общества состоит из нескольких этапов, а именно: принятие решения о размещении ценных бумаг; принятие решения о выпуске ценных бумаг; государственная регистрация выпуска ценных бумаг; изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае их документарной формы выпуска); непосредственно размещение ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска.

Решение о размещении ценных бумаг. Понятие “решение о размещении ценных бумаг” определено в последнем абзаце п. 1.2 Стандартов, в соответствии с которым решение об учреждении акционерного общества является одним из видов решения о размещении ценных бумаг. Обратившись к ст. 98 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона “Об акционерных обществах”, можно сделать вывод, что решение об учреждении общества должно содержать:

- результаты голосования и принятые акционерами решения по вопросам учреждения акционерного общества;

- решение об утверждении устава общества;

- решение об избрании органов управления акционерного общества;

- решение об утверждении размера уставного капитала общества;

- определение категории выпускаемых акций и порядка их размещения;

- утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителями в оплату акций акционерного общества. В соответствии со ст. 34 Федерального закона “Об акционерных обществах” акции и иные ценные бумаги общества, которые оплачиваются неденежными средствами, должны быть оплачены при их приобретении в полном размере, если иное не установлено договором о создании общества при его учреждении. Одновременно указывается, что если номинальная стоимость акций, приобретаемых за счет оплаты неденежными средствами, составляет более двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима оценка этого имущества независимым оценщиком (аудитором). При этом учредители общества должны утвердить решение независимого оценщика[24].

Решение о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2 Стандартов решение о выпуске ценных бумаг составляется на основании решения о размещении ценных бумаг. В соответствии со ст. 25 Закона “Об акционерных обществах” ценные бумаги при учреждении общества должны быть размещены среди учредителей или, иными словами, среди заранее определенного круга лиц. Утверждение решения о выпуске в соответствии с п. 7.1 Стандартов осуществляется советом директоров. Однако это не устанавливает ограничений для утверждения решения о выпуске ценных бумаг общим собранием акционеров. Стандарты не содержат порядка государственной регистрации выпуска ценных бумаг, который осуществлялся до вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг” и утверждения Стандартов. Также в п. 7.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения о размещении. Если прошло более шести месяцев, то необходимо повторное утверждение данного решения.

При реализации этой нормы на практике часто складывается следующая ситуация: решение о размещении акций принято при учреждении общества, государственная регистрация выпуска акций не осуществлялась. Далее в обществе происходит неоднократная смена участников. На каком-то этапе деятельности общества встает вопрос о необходимости государственной регистрации выпуска акций. Решение о выпуске акций повторно утверждает новый состав участников, который не принимал решения о размещении акций и среди которых акции не размещались. В данном случае легитимность повторного утверждения решения о выпуске ценных бумаг становится сомнительной в силу возможного признания недействительности сделок по приобретению акций новыми участниками, о чем уже говорилось ранее.

Регистрация выпуска ценных бумаг. При рассмотрении этого этапа следует остановиться на следующих моментах.

Во-первых, в соответствии с распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 28.05.97 № 268-р “Об утверждении Перечня регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) государственную регистрацию выпуска ценных бумаг на территории Российской Федерации осуществляют Минфин России, Банк России, ФКЦБ России и региональные отделения ФКЦБ России. Список эмитентов, которые представляют документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ФКЦБ России, установлен Распоряжением ФКЦБ России от 26.02.97 № 60-р (с изменениями и дополнениями).

Во-вторых, если при учреждении акционерного общества акции размещаются среди более пятисот учредителей или сумма выпуска превышает пятьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, то вместе с решением о выпуске акций требуется государственная регистрация проспекта эмиссии (п. 8.1 Стандартов). Проспект эмиссии утверждается уполномоченными органами акционерного общества (общим собранием акционеров или советом директоров).

В-третьих, в соответствии с п. 9.12 Стандартов в случае размещения именных ценных бумаг в регистрирующий орган представляется копия договора (договоров) о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, заключенного эмитентом с регистратором, или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора. Требования об обязательной передаче ведения реестра независимому регистратору определены в п. 3 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” и в ст. 8 Закона “О рынке ценных бумаг”. Так, Закон “Об акционерных обществах” предписывает поручить ведение и хранение реестра независимому регистратору в случае наличия более пятисот владельцев обыкновенных акций. Речь идет именно о владельцах обыкновенных акций. В Законе “О рынке ценных бумаг” заложено несколько иное требование, которое заключается в необходимости передачи ведения реестра независимому регистратору, если число владельцев превышает 500, при этом не уточняется, владельцы каких акций имеются в виду. Таким образом, требования Закона “О рынке ценных бумаг” несколько сужают требования Закона “Об акционерных обществах”. В связи с тем, что Закон “О рынке ценных бумаг” вступил в силу позже Закона “Об акционерных обществах”, представляется необходимым руководствоваться нормами, изложенными в Законе “О рынке ценных бумаг”.

В-четвертых, в п. 2 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” определено, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра в соответствии с правовыми актами Российской Федерации не позднее одного месяца с момента государственной регистрации. Требования и порядок ведения реестра установлены в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. В указанном постановлении установлено, что Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг является обязательным для регистраторов — профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, осуществляющих ведение реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно[25].

Необходимо также обратить внимание на новое требование, определяющее некоторые вопросы ведения реестра ценных бумаг акционерным обществом.

В соответствии с п. 2.7 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 19.06.98 № 24, эмитент, осуществляющий ведение реестра именных ценных бумаг самостоятельно, в случае, если число зарегистрированных лиц более пятидесяти, должен иметь в штате не менее одного специалиста, удовлетворяющего квалификационным требованиям по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России. Данное требование вступает в силу с 22 апреля 1999 г.

Размещение ценных бумаг и регистрация отчета о выпуске ценных бумаг. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества (п. 10.8 Стандартов). Как уже говорилось, фактическое размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации акционерного общества и данная норма устанавливает только порядок представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска акций, распределенных при учреждении акционерного общества, осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска этих акций (п. 12.1 Стандартов). Данное требование носит для эмитента обязательный характер. В том случае, если уставный капитал общества оплачивается только на 50% (ст. 34 Закона “Об акционерных обществах”), то при утверждении отчета о выпуске ценных бумаг утверждается размещение акций, в том числе тех, оплата которых произведена не полностью. В связи с этим представляется правильным осуществлять государственную регистрацию отчета о выпуске ценных бумаг при учреждении акционерного общества после полной оплаты уставного капитала.



2.2 Эмиссия дополнительных акций


В соответствии с Федеральным законом “Об акционерных обществах” уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций (п. 1 ст. 28).

Детально процедура увеличения уставного капитала акционерных обществ путем выпуска дополнительных акций описана в Стандартах эмиссии акций при их учреждении, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47 (далее — Стандарты), которые разработаны ФКЦБ России в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”.

В соответствии с этими нормами выпускаемые дополнительные акции акционерного общества могут размещаться следующими способами:

- путем распределения их среди акционеров (п. 3 Стандартов);

- путем подписки (открытой или закрытой) (п.4 Стандартов);

- путем конвертации в акции ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 6 Стандартов).

В зависимости от выбора способа размещения дополнительно выпускаемых акций существуют некоторые особенности их государственной регистрации, о чем будет сказано отдельно при рассмотрении этапов выпуска дополнительных акций.

Выпуск дополнительных акций предполагает следующие этапы:

- принятие решения о размещении ценных бумаг;

- утверждение уполномоченным органом акционерного общества решения о выпуске дополнительных акций;

- подготовка проспекта эмиссии дополнительных акций (в случае, если регистрация проспекта необходима);

- государственная регистрация выпуска акций и проспекта эмиссии;• изготовление сертификатов акций (в случае размещения дополнительных акций в документарной форме);

- раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии акций (если государственная регистрация выпуска сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии), за исключением случаев конвертации. При размещении акций путем конвертации раскрытие информации осуществляется после регистрации отчета об итогах выпуска;

- распределение акций при их размещении путем распределения среди акционеров, подписка на акции при их размещении путем открытой или закрытой подписки, конвертация в случае конвертации в акции ценных бумаг, конвертируемых в акции;

- регистрация отчета об итогах выпуска акций;

- раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска дополнительных акций (если государственная регистрация выпуска дополнительных акций сопровождалась регистрацией их проспекта эмиссии)[26].

Целесообразно остановиться на некоторых особенностях отдельных этапов выпуска дополнительных акций акционерного общества.

Перед принятием акционерным обществом решения о выпуске дополнительных акций необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 05.03.99 № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов” (далее — Закон о защите прав инвесторов) определено, что совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается. Одновременно в соответствии с п. 10.2 Стандартов не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска акций:

- до полной оплаты уставного капитала акционерного общества;

- до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества-эмитента.

Таким образом, перед принятием решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций необходимо осуществить государственную регистрацию отчетов о предыдущих выпусках ценных бумаг и полностью оплатить уставный капитал. Это требование распространяется также и на те акционерные общества, которые были созданы в результате приватизации государственных предприятий.

Во-вторых, в соответствии с Положением о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 11.09.98 № 31 (далее — Положение о ежеквартальной отчетности), все общества должны представлять ежеквартальный отчет о существенных фактах и событиях. Это требование распространяется на все акционерные общества, выпуск ценных бумаг которых сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, за исключением:

- выпусков акций, государственная регистрация которых аннулирована до начала отчетного квартала;

- выпусков акций, государственная регистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии до вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг”, если при этом акции размещались среди заранее известного круга лиц, число которых составляло не более 500, и общий объем эмиссии составлял не более 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом на дату вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг”.

Невыполнение этих требований Закона и Стандартов является основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций в соответствии с п. 10.18 Стандартов.

Обратимся теперь непосредственно к процедуре принятия решения о размещении дополнительных акций.

В соответствии с п. 1.2 Стандартов это могут быть решения:

- об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций;

- о размещении акций определенной категории (определенного типа) путем конвертации в них конвертируемых акций другой категории (другого типа). Необходимо отметить, что в Стандартах речь идет только о конвертируемых акциях, хотя возможна конвертация в акции и конвертируемых облигаций акционерного общества, так как возможность их выпуска предусмотрена законодательством.

Какой орган акционерного общества вправе принять решение о размещении дополнительных акций?

Если решение вопроса об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций находится в компетенции общего собрания акционеров, то решение о размещении дополнительных акций определенной категории принимается общим собранием (п. 3 ст. 28 Закона “Об акционерных обществах”).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.