рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)

Собирательное понятие — это такое понятие, в котором отображены признаки совокупности, группы однородных предметов /«полк», «созвездие», «оркестр»/. То, что утверж­дается в собирательном понятии, относится ко всему собра­нию предметов, но не может быть приложимо к отдельному предмету. Например, «собрание акционеров фирмы прохо­дило очень шумно». Здесь понятие «акционер» употребляет­ся так, что общую характеристику собрания нельзя отнести к отдельной личности, обозначаемой этим понятием. Та­ким образом, в собирательном понятии фиксируются су­щественные признаки ряда однородных предметов, не по­терявших своей индивидуальности. Содержание же несоби­рательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса: «ручка», «река», «игрушка» и т. п.

Следует помнить о том, что одно и то же понятие может быть отнесено к различным видам — в зависимости от признака, по которому мы о нем судим. Дать полную логи­ческую характеристику понятию — значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Например, понятие «юрист» может быть названо и общим, и конкрет­ным, и положительным, и безотносительным. Умение классифицировать понятия, давать им полную логическую характеристику помогает вырабатывать навыки более точ­ного употребления понятий в процессе мышления и рас­суждения.

12

УПРАЖНЕНИЯ:

№ 1. Укажите единичные и общие понятия.

1, Юридическое лицо. 2. Преступное деяние. 3. Депутат. 4. Делегат III Всероссийского съезда РКСМ. 5. Шахтерская бригада И. П. Иванова. 6. Рабочий класс. 7. Организация Объединенных Наций. 8. Устав малого предприятия. 9. Студент Московского государственного университета.

10.  Менеджер Степанов.

№ 2. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1. Преступность. 2. Стратегия. 3. Двуличие. 4. Трезвость. 5. Адвокат. 6. Равенство. 7. Зазнайство. 8. Аукцион. 9. Взаимодействие. 10. Патриот.

11.   Самоотверженность.   12.  Предприниматель.   13.  Бескорыстие.   14.
Банк.

№ 3. Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. Законный. 2. Незаконный. 3. Верность. 4. Безволие. 5. Гуманизм. 6. Контрмеры. 7. Беспорядок. 8. Контроль. 9. Антиквар. 10. Антифашист. 11. Анархия. 12. Компетентность. 13. Невесомость. 14. Неявка. 15. Нед­ра.

№ 4. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

1. Народный суд. 2. Начало. 3. Причина. 4. Рабочий. 5. Верх. 6. Поли­тика. 7. Истец. 8. Копия. 9. Опасность. 10. Взяткодатель. 1 1. Форма. 12. Право. 13. Племянник. 14. Практика. 15. Устав. 16. Защитник.

№ 5. Дате полную логическую характеристику понятиям.

1. Южный полюс. 2. .Эффективность. 3. Качество. 4. К. Э. Циолковс­кий. 5. Рынок. 6. Невежливость. 7. Олимпнада-80. 8. Государство. 9. Не­виновность. 10. Учитель. 11. Законность. 12. Кража. 13. Социальная справедливость. 14. Судимость. 15. Случайность. 16. Конкуренция.

. Отношения между понятиями

Причина, почему возникают отношения между поняти­ями, заключается, во-первых, в том, что предметы и явле­ния материального мира связаны друг с другом, взаимо­действуют между собой, и, во-вторых, в силу того, что мышлению человеческому свойственно анализировать, со­поставлять понятия, находить между ними что-то общее или, напротив, подчеркивать несовместимость одного с другим.

Если связи между понятиями нет или она весьма проб­лематична, их можно назвать несравнимыми. Это — поня­тия, не имеющие общих признаков /«храбрость» и «квад­рат», «риск» и «нитка», «булыжник» и «ода»/. Еще можно сказать, что несравнимые понятия не имеют ближайшего

13

общего родового понятия. Данный вид понятий, естествен­но, не порождает логических отношений.

В центре нашего внимания, разумеется, будут сравни­мые понятия, под которыми подразумеваются понятия, в содержании которых, несмотря на наличие различных признаков, имеются некоторые общие, на основании кото­рых возможно сравнение понятий /«феодализм» и «капита­лизм», «ислам» и «христианство», «предпринимательство» и «собственность»/.

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия — это понятия, объемы которых совпадают полностью или частично, т. с. при сравнении их между собой мы замечаем, что нет приз­наков, которые исключали бы возможность такого совпаде­ния, Например, «книги» и «учебные пособия», «денежная единица» и «доллар», «магазин» и «продавец». К несовмести­мым понятиям относятся такие понятия, объемы которых не совпадают, т. е. не имеют общих элементов. В этих поня­тиях при сравнении на передний план выступают призна­ки, исключающие возможность совпадения объемов: «фа­шист» и «антифашист», «верующий» и «атеист», «бедность»

и «богатство».

Переходя к анализу совместимых понятий, заметим, что существует три вида отношений совместимости: 1/ равнозначность, 2/ пересечение /перекрещивание/ и 3/ подчинение /субординация/. Для наглядности и лучшего понимания отношения между понятиями в логике изобра­жаются с помощью круговых схем /кругов Эйлера/, где каждый круг обозначает объем понятия. Единичное поня­тие также изображается кругом.


«менеджер»,

«руководитель

концерна»


Равнозначными или тождественными называются по­нятия, которые имеют одинаковый объем, т. е. отображают один и тот же объект, а различаются лишь по своему содер­жанию. Например: «Л. Н. Толстой» и «автор романа «Война и мир», «менеджер» и «руководитель концерна», «Волга» и «самая длинная река в Европе». Объемы равнозначных, тождественных понятий изображаются кругами, пол­ностью совпадающими.

Понятия, объемы которых частично совпадают, несмот­ря на то, что содержание их может быть различно, находят­ся в отношении перекрещивания, пересечения: «студент» и «спортсмен», «бизнесмен» и «миллионер». Они изобража­ются пересекающимися кругами. Заштрихованная часть кругов показывает степень совпадения объемов разных по содержанию понятий.

Отношения подчинения /субординации/ характерны для тех понятий, объемы которых входят /включаются/ целиком в объем другого понятия. Это отношение вида и рода, точнее говоря, видового и родового понятий /«синус» и «тригонометрическая функция», «кошка» и «млекопитаю­щее»/. При этом понятие, объем которого входит как часть в объем другого, называется подчиненным, а понятие, объ­ем которого включает в себя объем другого в качестве своей части, называется подчиняющим. Например, понятия «жи­вопись», «литература», «архитектура» и др. выступают под­чиненными но отношению к подчиняющему понятию «вид искусства». Если подчиняющее понятие обозначим симво­лом А. а подчиненное символом В, то отношение между ними можно изобразить с помощью круговых схем следу­ющим образом:

Говоря о несовместимых понятиях, выделяем три вида отношений несовместимости: 1/ соподчинение /координа­ция/, 2/ противоположность /контрарноегь/ и 3/ нротшю-

14

Г. Плткгрск, пл Ленина, 3 ,;


"r^xfr;   £

""    """*"        ' "     * j


речие /контрадикторность/.

Соподчинение /координация/ — это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но подчиненных более общему родовому поня­тию. Например, понятия «продовольственные товары» и «непродовольственные товары» принадлежат объему поня­тия «товары». Их можно изобразить отдельными неперек­рещивающимися кругами /А и В/ внутри более обширного круга /С/. Это соотношение видов и общего рода:

Отношение противоположности /контрарпости/ харак­терно для объемов таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, причем одно констатирует наличие каких-то признаков, а другое — их отсутствие и даже замену исключающими, противоположными призна­ками. Чаще всего в роли этих понятий выступают антони­мы: «храбрость» — «трусость», «дешевизна» — «дороговиз­на». Объемы этих двух понятий разделены объемом некото­рого третьего: «стойкость» для первой пары понятий, «снос­ные цены» — для второй. Изобразим их в виде круговой схемы:

Отношение противоречия /контрадикторное™/ свойст­венно таким двум понятиям, которые, являясь видами од­ного и'того же рода, с одной стороны, указывают на некото­рые признаки, а с другой — отрицают, исключают, не заме­няя никакими другими: «высокий дом» /А/ — «невысокий дом» /В/, «честный предприниматель» /А/ — «нечестный предприниматель» /В/. Круг Эйлера, выражающий объем

16


таких понятий, делится на две части, без допущения третьей, промежуточной:

Дадим обобщенную схему отношений между понятия-

ми:

СРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ

СОВМЕСТИМЫЕ

Равнознач- Перс-

н'ые  /тож-  крещи-

дествен-    вающн-

ные/             еся

НЕСОВМЕСТИМЫЕ


Под чи-

Сопод-

Про ти-

Про ти

н я ющ не

чинен-

вополож-

вореча-

и подчи-

ные

ные

щие

ненные




УПРАЖНЕНИЯ:

№ 1. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем.

1. Преступление, уголовное правонарушение. 2. Высшее учебное за­ведение, университет. 3. Наказание, ссылка. 4. Орган государственного управления, министерство. 5. Писатель, автор романа «Тихий Дон». 6. Республика, форма правления. 7. Президент, президент России, глава го­сударства. 8. Живописец, художник. 9. Менеджер, бизнесмен. 10. Стои­мость, прибавочная стоимость.

№ 2. Подберите понятия, равнозначные данным.

1. Квадрат. 2. Конституция. 3. Автор поэмы «Евгении Онегин». 4. Из­ваяние. 5. Маклер. 6. Брокер. 7. Декрет. 8. Арест. 9. Первый космонавт. 10. Полдень. 11. Рука. 12. Феодализм. 13. Четырехугольник.

№ 3. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения /перекрещивания/ к данным.

Q          1. Студент. 2. Военнослужащий. 3. Первопроходец. 4. Судья. 5. Рекор-


№ 4. К данным понятиям подбер понятия.

1. Фронт. 2. Учебник. 3. Комедия. 4. 6. Озеро. 7. Прокурор. 8. Улика. 9. II щ Консульство. 13. Понятие. 14. Бизнес.


о»


^ дсмен. 6. Закон. 7. Браконьер. 8. Апелляция. 9. Инженер. 10. Киноактер. г\   11. Акция. 12. Нормативный акт. 13. Академия. 14. Преподаватель.

№ 5. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и представьте его в виде круговых схем.

1. Обвинительный приговор, оправдательный приговор. 2. Печать, телевидение, средство массовой информации. 3. Зависимость, независи­мость. 4. Преступление, должностное преступление, хозяйственное прес­тупление. 5. Зависимость, независимость. 6. Гуманитарная наука, этика, эстетика. 7. Известность, неизвестность. 8. Честь, бесчестие. 9. Прямая линия, кривая линия. 10. Юрист, прокурор, следователь, адвокат. II. Ис­тина, заблуждение. 12. Правда, ложь.

№ 6. Подберите понятия, соподчиненные данным.

1. Учебное звание. 2. Преступление. 3. Устав. 4. Наказание. 5. Хище­ние. 6. Демократия. 7. Художественная литература. 8. Городской транс­порт. 9. Смычковый  инструмент.  10.  Высшее учебное заведение.   1.1 Компьютер. 12. Сделка. 13. Спортивная игра. 14. Акционерное обществ/

№ 7. Подберите понятия, противоположные и противоречащие дли­ны м.

1. Большой. 2. Правда. 3. Научный. 4. Холодный климат. 5. ДомЬгои товар. 6. Друг. 7. Низкая цена. S. Легкая работа. 9. Глубокий. 10. ВернГость. 11. Смелый. 12. Законный. 13. Гармоничный. 14. Красива» женщин/i

№ Я. Определите вид отношения между понятиями, ншораш»е его с
помощью круговых схем.                                                                  /

1. Пожар, причина пожара, взрыв атомной бомбы, поджог. 2'. Оказа­ние помощи больному, неоказание помощи больному. 3. Каменный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом. 4. Спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, *Союз-4», спускаемый аппарат «Венера-14», Юпитер, спутник Юпитера. 5. Уважение к старше­му, неуважение к старшему. (й'Героизм, трусость. 7. Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра. 8. Населенный пункт, город, город на Днепре, столица Украины. 9. Разведка, контрразведка. 10. Университет, высшее учебное заведение, академия. 11. Верующий, атеист. 12. Еженедельник, периоди­ческое издание. 1.3. Сделка, торговая операция. 14. Товарно-сырьевая биржа, брокерская контора.

§ 4. Определение понятий

Логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение какого-нибудь тер­мина, называется определением /дефиницией/. Опреде­лить понятие — значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание, т. е. раскрыть сущ­ность определяемого объекта. Вместе с тем одна из задач определения — отличить и отграничить определяемый предмет от всех иных. При «едем примеры некоторых опре­делений: «Трапеция — четырехугольник, у которого две сто­роны параллельны, а две другие — не параллельны»; «Естес-

18

тленный отбор — процесс выживания наиболее приспособ­ленных особей»; «Человек есть животное, делающее ору­дия»; «Менеджером является человек, организующий конк­ретную работу».

Понятие, содержание которого раскрывается, называет­ся определяемым понятием /дефиниендумом/, а то поня­тие, посредством которого оно определяется, называется определяющим /дефиниенсом/.

Приемы-определения понятий таковы:

Определение через ближайший род и видовое отличие. Суть его заключается в том, что отыскивается ближайший род для определяемого понятия и указываются отличитель­ные признаки, которые имеются только у данного вида предметов и отсутствуют у всех других видов, входящих в этот ближайший род. Этим способом даны выше приведен­ные определения понятий «трапеция», «естественный от­бор», «человек», «менеджер». Общая схема определений че­рез род и видовое отличие: «А есть В и С». Здесь А — опреде­ляемое понятие /«менеджер»/, В — понятие, более общее /«человек...»/ по отношению к А /род/, С — такие признаки /«...организующий конкретную работу»/, которые выделя­ют предметы, обозначаемые А, среди всех предметов, обоз­начаемых В /видовое отличие/. Этот вид определения чаще всего встречается в учебниках, словарях и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.