| Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями) |
Собирательное понятие — это такое понятие, в
котором отображены признаки совокупности, группы однородных предметов
/«полк», «созвездие», «оркестр»/. То, что утверждается в
собирательном понятии, относится ко всему собранию предметов, но не
может быть приложимо к отдельному предмету. Например, «собрание акционеров фирмы
проходило очень шумно». Здесь понятие «акционер» употребляется так, что
общую характеристику собрания нельзя отнести к отдельной личности,
обозначаемой этим понятием. Таким образом, в собирательном понятии фиксируются существенные признаки ряда однородных предметов, не
потерявших своей индивидуальности.
Содержание же несобирательного
понятия можно отнести к каждому предмету данного класса: «ручка», «река», «игрушка» и т. п.
Следует помнить о том, что одно и то
же понятие может быть отнесено к различным видам — в зависимости от признака, по
которому мы о нем судим. Дать полную логическую характеристику понятию —
значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Например, понятие
«юрист» может быть названо и общим, и конкретным, и положительным,
и безотносительным. Умение классифицировать понятия, давать им полную
логическую характеристику помогает вырабатывать навыки более точного
употребления понятий в процессе мышления и рассуждения.
12
УПРАЖНЕНИЯ:
№ 1. Укажите
единичные и общие понятия.
1, Юридическое лицо. 2. Преступное деяние.
3. Депутат. 4. Делегат III Всероссийского съезда РКСМ. 5. Шахтерская бригада И. П.
Иванова. 6. Рабочий класс. 7. Организация Объединенных Наций. 8. Устав малого предприятия.
9. Студент Московского государственного университета.
10. Менеджер
Степанов.
№
2. Укажите конкретные и абстрактные понятия.
1. Преступность. 2. Стратегия. 3.
Двуличие. 4. Трезвость. 5. Адвокат. 6. Равенство. 7. Зазнайство. 8. Аукцион. 9.
Взаимодействие. 10. Патриот.
11. Самоотверженность. 12. Предприниматель. 13. Бескорыстие. 14.
Банк.
№ 3. Укажите
положительные и отрицательные понятия.
1. Законный. 2. Незаконный. 3. Верность. 4.
Безволие. 5. Гуманизм. 6. Контрмеры. 7. Беспорядок. 8. Контроль. 9. Антиквар. 10.
Антифашист. 11. Анархия. 12.
Компетентность. 13. Невесомость. 14. Неявка. 15. Недра.
№ 4. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.
1. Народный суд. 2. Начало. 3. Причина. 4.
Рабочий. 5. Верх. 6. Политика. 7. Истец. 8. Копия. 9. Опасность. 10.
Взяткодатель. 1 1. Форма. 12. Право. 13. Племянник. 14. Практика. 15. Устав.
16. Защитник.
№ 5. Дате полную логическую
характеристику понятиям.
1. Южный полюс. 2. .Эффективность. 3.
Качество. 4. К. Э. Циолковский. 5. Рынок. 6. Невежливость. 7.
Олимпнада-80. 8. Государство. 9. Невиновность. 10. Учитель. 11. Законность. 12. Кража. 13. Социальная
справедливость. 14. Судимость. 15.
Случайность. 16. Конкуренция.
. Отношения
между понятиями
Причина, почему возникают отношения между
понятиями, заключается,
во-первых, в том, что предметы и явления
материального мира связаны друг с другом, взаимодействуют между собой, и, во-вторых, в силу того, что мышлению человеческому свойственно анализировать,
сопоставлять понятия, находить между
ними что-то общее или, напротив,
подчеркивать несовместимость одного с другим.
Если связи между понятиями нет или она
весьма проблематична, их можно назвать несравнимыми. Это — понятия, не
имеющие общих признаков /«храбрость» и «квадрат», «риск» и
«нитка», «булыжник» и «ода»/. Еще можно сказать, что несравнимые понятия не
имеют ближайшего
13
общего родового понятия. Данный вид понятий, естественно, не
порождает логических отношений.
В центре нашего внимания, разумеется, будут сравнимые понятия,
под которыми подразумеваются понятия, в содержании
которых, несмотря на наличие различных признаков,
имеются некоторые общие, на основании которых возможно сравнение понятий /«феодализм» и «капитализм», «ислам» и «христианство»,
«предпринимательство» и «собственность»/.
Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия — это
понятия, объемы которых совпадают полностью или частично, т. с. при сравнении
их между собой мы замечаем, что нет признаков, которые исключали бы возможность такого совпадения, Например, «книги» и «учебные пособия»,
«денежная единица» и «доллар»,
«магазин» и «продавец». К несовместимым
понятиям относятся такие понятия, объемы которых не совпадают, т. е. не имеют общих элементов. В этих понятиях
при сравнении на передний план выступают признаки, исключающие возможность совпадения объемов: «фашист» и «антифашист», «верующий» и «атеист»,
«бедность»
и «богатство».
Переходя к анализу совместимых понятий,
заметим, что существует три вида отношений совместимости: 1/ равнозначность,
2/ пересечение /перекрещивание/ и 3/ подчинение /субординация/. Для
наглядности и лучшего понимания
отношения между понятиями в логике изображаются с помощью круговых схем
/кругов Эйлера/, где каждый круг обозначает
объем понятия. Единичное понятие
также изображается кругом.
«менеджер»,
«руководитель
концерна»
|
Равнозначными или тождественными называются понятия, которые имеют одинаковый объем, т. е.
отображают один и тот же объект, а
различаются лишь по своему содержанию. Например: «Л. Н. Толстой» и «автор
романа «Война и мир», «менеджер» и
«руководитель концерна», «Волга» и «самая
длинная река в Европе». Объемы равнозначных, тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.
Понятия, объемы которых частично
совпадают, несмотря на то, что содержание их может быть различно, находятся в
отношении перекрещивания, пересечения: «студент» и «спортсмен», «бизнесмен» и
«миллионер». Они изображаются пересекающимися кругами. Заштрихованная часть кругов показывает степень совпадения объемов
разных по содержанию понятий.
Отношения подчинения /субординации/
характерны для тех
понятий, объемы которых входят /включаются/ целиком
в объем другого понятия. Это отношение вида и рода, точнее говоря, видового и
родового понятий /«синус» и «тригонометрическая
функция», «кошка» и «млекопитающее»/. При этом понятие, объем которого
входит как часть в объем другого, называется
подчиненным, а понятие, объем
которого включает в себя объем другого в качестве своей части, называется подчиняющим. Например, понятия
«живопись», «литература»,
«архитектура» и др. выступают подчиненными
но отношению к подчиняющему понятию «вид искусства». Если подчиняющее понятие обозначим символом А. а
подчиненное символом В, то отношение между ними
можно изобразить с помощью круговых схем следующим образом:
Говоря о несовместимых понятиях, выделяем
три вида отношений
несовместимости: 1/ соподчинение /координация/,
2/ противоположность /контрарноегь/ и 3/ нротшю-
14
Г. Плткгрск, пл Ленина, 3 ,;
|
"r^xfr; £
"" """*"
' " * j
|
речие
/контрадикторность/.
Соподчинение /координация/ — это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но подчиненных более общему родовому
понятию. Например, понятия
«продовольственные товары» и «непродовольственные
товары» принадлежат объему понятия
«товары». Их можно изобразить отдельными неперекрещивающимися кругами /А и В/
внутри более обширного круга /С/. Это
соотношение видов и общего рода:
Отношение противоположности
/контрарпости/ характерно для объемов таких двух понятий, которые являются видами одного
и того же рода, причем одно констатирует наличие каких-то признаков, а другое — их отсутствие и даже
замену исключающими, противоположными признаками.
Чаще всего в роли этих понятий выступают антонимы: «храбрость» — «трусость», «дешевизна» — «дороговизна». Объемы этих двух понятий разделены объемом
некоторого третьего: «стойкость» для
первой пары понятий, «сносные цены»
— для второй. Изобразим их в виде круговой схемы:
Отношение противоречия
/контрадикторное™/ свойственно таким двум понятиям, которые, являясь видами одного и'того же рода, с одной стороны, указывают
на некоторые признаки, а с другой — отрицают, исключают, не заменяя никакими другими: «высокий дом» /А/ — «невысокий
дом» /В/, «честный предприниматель»
/А/ — «нечестный предприниматель» /В/.
Круг Эйлера, выражающий объем
16
таких
понятий, делится на две части, без допущения третьей,
промежуточной:
Дадим обобщенную схему отношений между
понятия-
ми:
СРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ
Равнознач- Перс-
н'ые
/тож- крещи-
дествен- вающн-
ные/ еся
|
НЕСОВМЕСТИМЫЕ
|
Под чи-
|
Сопод-
|
Про ти-
|
Про ти
|
н я ющ не
|
чинен-
|
вополож-
|
вореча-
|
и подчи-
|
ные
|
ные
|
щие
|
ненные
|
|
|
|
УПРАЖНЕНИЯ:
№ 1. Определите вид отношения между совместимыми
понятиями и изобразите его с помощью круговых схем.
1. Преступление, уголовное правонарушение. 2.
Высшее учебное заведение,
университет. 3. Наказание, ссылка. 4. Орган государственного управления, министерство. 5. Писатель, автор
романа «Тихий Дон». 6. Республика,
форма правления. 7. Президент, президент России, глава государства. 8. Живописец, художник. 9. Менеджер,
бизнесмен. 10. Стоимость, прибавочная стоимость.
№ 2. Подберите
понятия, равнозначные данным.
1. Квадрат. 2. Конституция. 3. Автор
поэмы «Евгении Онегин». 4. Изваяние. 5. Маклер. 6. Брокер. 7. Декрет. 8. Арест. 9. Первый
космонавт. 10. Полдень. 11. Рука. 12.
Феодализм. 13. Четырехугольник.
№ 3. Подберите понятия, находящиеся в
отношении пересечения /перекрещивания/ к данным.
Q 1. Студент. 2.
Военнослужащий. 3. Первопроходец. 4. Судья. 5. Рекор-
№ 4. К данным
понятиям подбер понятия.
1. Фронт. 2. Учебник. 3. Комедия. 4. 6. Озеро. 7.
Прокурор. 8. Улика. 9. II щ Консульство. 13.
Понятие. 14. Бизнес.
|
^ дсмен. 6.
Закон. 7. Браконьер. 8. Апелляция. 9. Инженер. 10. Киноактер. г\ 11.
Акция. 12. Нормативный акт. 13. Академия. 14. Преподаватель.
№ 5. Определите вид отношения между
несовместимыми понятиями и представьте его в виде круговых схем.
1. Обвинительный приговор, оправдательный
приговор. 2. Печать, телевидение, средство массовой информации. 3.
Зависимость, независимость. 4. Преступление, должностное преступление,
хозяйственное преступление. 5. Зависимость, независимость. 6. Гуманитарная
наука, этика, эстетика. 7. Известность, неизвестность. 8. Честь,
бесчестие. 9. Прямая линия, кривая линия. 10. Юрист, прокурор, следователь,
адвокат. II. Истина,
заблуждение. 12. Правда, ложь.
№ 6. Подберите
понятия, соподчиненные данным.
1. Учебное звание. 2. Преступление. 3. Устав.
4. Наказание. 5. Хищение. 6. Демократия. 7. Художественная литература. 8.
Городской транспорт. 9. Смычковый инструмент. 10. Высшее учебное
заведение. 1.1 Компьютер. 12. Сделка. 13. Спортивная игра. 14.
Акционерное обществ/
№ 7. Подберите
понятия, противоположные и противоречащие длины м.
1. Большой. 2. Правда. 3. Научный. 4. Холодный
климат. 5. ДомЬгои товар.
6. Друг. 7. Низкая цена. S. Легкая работа. 9. Глубокий. 10.
ВернГость. 11. Смелый. 12. Законный. 13.
Гармоничный. 14. Красива» женщин/i
№ Я. Определите вид отношения между понятиями,
ншораш»е его с
помощью круговых схем. /
1. Пожар, причина пожара, взрыв атомной
бомбы, поджог. 2'. Оказание помощи больному, неоказание помощи больному. 3.
Каменный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом. 4. Спутник планеты,
естественный спутник, спутник Земли, *Союз-4», спускаемый аппарат «Венера-14»,
Юпитер, спутник Юпитера. 5. Уважение к старшему, неуважение к
старшему. (й'Героизм, трусость. 7. Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра. 8.
Населенный пункт, город, город на Днепре, столица Украины. 9. Разведка,
контрразведка. 10. Университет, высшее учебное заведение, академия.
11. Верующий, атеист. 12. Еженедельник, периодическое издание. 1.3.
Сделка, торговая операция. 14. Товарно-сырьевая биржа, брокерская
контора.
§ 4. Определение понятий
Логическая операция, которая
раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение какого-нибудь термина,
называется определением /дефиницией/. Определить понятие —
значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в
его содержание, т. е. раскрыть сущность определяемого объекта. Вместе с тем
одна из задач определения — отличить и отграничить определяемый предмет от
всех иных. При «едем примеры некоторых определений: «Трапеция —
четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие — не
параллельны»; «Естес-
18
тленный отбор — процесс выживания наиболее приспособленных
особей»; «Человек есть животное, делающее орудия»; «Менеджером
является человек, организующий конкретную работу».
Понятие, содержание которого
раскрывается, называется определяемым понятием /дефиниендумом/, а то понятие,
посредством которого оно определяется, называется определяющим
/дефиниенсом/.
Приемы-определения
понятий таковы:
Определение через ближайший род и
видовое отличие. Суть
его заключается в том, что отыскивается ближайший род для определяемого понятия и указываются отличительные
признаки, которые имеются только у данного вида предметов и отсутствуют у всех других видов, входящих в этот ближайший
род. Этим способом даны выше приведенные
определения понятий «трапеция», «естественный отбор», «человек», «менеджер». Общая схема определений через род и видовое отличие: «А есть В и С». Здесь А
— определяемое понятие /«менеджер»/,
В — понятие, более общее /«человек...»/ по отношению к А /род/, С — такие
признаки /«...организующий
конкретную работу»/, которые выделяют
предметы, обозначаемые А, среди всех предметов, обозначаемых В /видовое отличие/. Этот вид
определения чаще всего встречается в
учебниках, словарях и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|