Внешнее финансирование и дефицит бюджета
Совокупные
поступления в государственный бюджет не покрывают потребности финансирования
государственных расходов. Дополнительные ресурсы для финансирования дефицита
государственного бюджета Правительство изыскивает за счет внешних и внутренних
заимствований.
В
период 2002-2004 годов финансирование дефицита государственного бюджета
составляло в среднем 5,1 процента ВВП. Большая часть финансирования
обеспечивалась за счет внешних источников. Общая сумма внешних займов, включая
поддержку бюджета и финансирование проектов ПГИ, в период между 2002 и 2004
годами в среднем составила 4,3 миллиарда сом (5,4% ВВП) (см. Таблицу 5).
В
2005 году ожидается, что чистое финансирование за счет всех источников составит
4,4 млрд. сомов (4,3% ВПП).
Таблица 5. Финансирование дефицита бюджета, млн.
сом
|
2002
факт
|
2003
факт
|
2004
факт
|
Внутреннее
|
-38,1
|
-96,8
|
209,8
|
ГЦБ
|
740,2
|
1 223,2
|
2 040,2
|
Другие
|
108,3
|
103,1
|
-177,9
|
Приватизация
|
129,6
|
307,3
|
211,4
|
Выплаты
основной суммы внутреннего долга
|
-1 016,2
|
-1 730,4
|
-1 863,9
|
Внешнее
|
4 439,4
|
4 307,5
|
4 020,4
|
Внешнее финансирование
ПГИ
|
3 624,3
|
3 035,6
|
3 186,7
|
Программные
займы
|
895,9
|
941,6
|
593,5
|
Выплаты
основной суммы внешнего долга
|
-80,8
|
-1 392,2
|
-1 527,5
|
Отсрочка
и реструктуризация
|
|
1 722,4
|
1 767,7
|
Всего финансирование
дефицита
|
4 401,2
|
4 210,8
|
4 230,2
|
Дефицит как % ВВП
|
5,8
|
5,0
|
4,5
|
Уровень новых
внешних заимствований для финансирования ПГИ будет сокращаться с относительно
невысоким темпом в абсолютном выражении с 3,4 млрд. сомов в 2005 году до 2,3
млрд. сомов в 2008 году, и в отношении к ВВП с 3,3% до 1,7% соответственно.
Общие внешние выплаты по ПГИ отражены в Таблице 6.
Таблица 6. Общие внешние выплаты по кредитам и
грантам ПГИ, тыс. сом
Сектора
|
График выплат в рамках ПГИ
|
|
|
2005
|
% к ВВП
|
2006
|
% к ВВП
|
2007
|
% к ВВП
|
2008
|
% к ВВП
|
Всего за 2006-2008 гг.
|
Сектор государственного
управления
|
147 000
|
0.1%
|
212 239
|
0.2%
|
253 953
|
0.2%
|
73 500
|
0.1%
|
539 692
|
Оборонный комплекс
|
210 000
|
0.2%
|
205 800
|
0.2%
|
136 500
|
0.1%
|
0
|
0.0%
|
342 300
|
Образование
|
188 423
|
0.2%
|
304 500
|
0.3%
|
413 154
|
0.3%
|
316 140
|
0.2%
|
1 033 794
|
Здравоохранение
|
585 474
|
0.6%
|
493 500
|
0.4%
|
551 754
|
0.4%
|
232 140
|
0.2%
|
1 277 394
|
Социальное страхование и
соц. обеспечение
|
0
|
0.0%
|
210 000
|
0.2%
|
0
|
0.0%
|
0
|
0.0%
|
210 000
|
Сельское хозяйство
|
1 553 945
|
1.5%
|
1 159 305
|
1.0%
|
1 034 103
|
0.8%
|
504 000
|
0.4%
|
2 697 408
|
Промышленность
|
0
|
0.0%
|
0
|
0.0%
|
0
|
0.0%
|
0
|
0.0%
|
0
|
Энергетика
|
338 751
|
0.3%
|
419 597
|
0.4%
|
760 200
|
0.6%
|
966 000
|
0.7%
|
2 145 797
|
Транспорт и коммуникации
|
740 922
|
0.7%
|
964 816
|
0.9%
|
789 075
|
0.6%
|
399 000
|
0.3%
|
2 152 891
|
Прочие услуги, связанные с
экономич. деятельностью
|
352 128
|
0.3%
|
376 278
|
0.3%
|
257 313
|
0.2%
|
0
|
0.0%
|
633 591
|
Расходы не отнесенные к
основной группе (дол. фин-е)
|
380 520
|
0.4%
|
420 000
|
0.4%
|
407 400
|
0.3%
|
147 000
|
0.1%
|
974 400
|
ИТОГО[11]
|
4 497 163
|
4.4%
|
4 766 034
|
4.2%
|
4 603 452
|
3.7%
|
2 637 781
|
1.9%
|
12 007 267
|
Внутреннее
финансирование
Основным
источником внутреннего финансирования дефицита бюджета является выпуск
казначейских векселей (ГКВ), который за этот период планируется увеличить с 1
753,7 млн. сомов в 2005 году до 1 970,9 млн. сомов в 2008 году.
Доходы
от приватизации являются важным источником финансирования дефицита бюджета,
поскольку процесс приватизации предприятий стратегического значения
продолжается. Доходы от приватизации в среднем составили 277,0 млн. сом (0,4%
ВВП) в 2002-2004 годах. На протяжении 2006-2008 годов ожидается ежегодное
поступление доходов от приватизации на уровне 150,0 млн. сом (0,1% ВВП). Общий
прогноз источников финансирования дефицита государственного бюджета приведен в
Таблице 7.
Таблица 7. Финансирование
дефицита бюджета, млн. сом
|
2004
факт
|
2005
прогноз
|
2006
прогноз
|
2007
прогноз
|
2008
прогноз
|
Внутреннее
|
295,2
|
100,1
|
-662,9
|
520,0
|
673,3
|
ГЦБ
|
2 159,1
|
1 883,7
|
635,1
|
1 975,3
|
2 120,9
|
Приватизация
|
211,4
|
130,0
|
150,0
|
150,0
|
150,0
|
Другие
|
-92,6
|
|
-802,4
|
|
|
Выплаты
основной суммы внутреннего долга
|
1 863,9
|
1 783,6
|
1 297,9
|
1 455,3
|
1 447,6
|
Внешнее
|
3 934,9
|
4 333,9
|
4 857,8
|
3 920,0
|
3 994,7
|
Внешнее финансирование
ПГИ
|
3 186,7
|
3 394,0
|
3 401,0
|
3 742,0
|
2 322,8
|
Программные
займы
|
593,5
|
210,0
|
1 470,0
|
420,0
|
|
Выплаты
основной суммы внешнего долга
|
1 613,0
|
2 145,8
|
2 164,8
|
2 301,2
|
2 789,6
|
Отсрочка
и реструктуризация
|
1 767,7
|
2 367,0
|
1 151,6
|
2 059,2
|
2 138,4
|
Потребность
в займах
|
|
508,7
|
|
|
2 323,1
|
Всего финансирование
дефицита
|
4 230,1
|
4 434,0
|
4 195,0
|
4 440,0
|
4 668,0
|
Дефицит как % ВВП
|
4,5%
|
4,3%
|
3,7%
|
3,6%
|
3,4%
|
СТРУКТУРА
РАСХОДОВ СПБ
Таблица 8. Консолидированная
структура ресурсов государственного сектора, млн. сом
|
2004
факт
|
2005
прогноз
|
2006
прогноз
|
2007
прогноз
|
2008
прогноз
|
СТРУКТУРА РЕСУРСОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
|
Всего доходов и грантов госбюджета
|
18 690,9
|
20 908,3
|
24 220,0
|
26 274,4
|
28 418,0
|
Всего
доходы (включая спецсредства)
|
17 620,2
|
19 313,1
|
21 637,0
|
24 027,0
|
26 633,0
|
Гранты
|
1 070,8
|
1 595,2
|
2 583,0
|
2 247,4
|
1 785,0
|
+ Доходы Соцфонда (включая
МС)
|
4 445,5
|
4 704,0
|
4 990,0
|
5 315,0
|
5 458,7
|
+ Сооплата
|
150,0
|
157,5
|
165,4
|
173,6
|
182,3
|
+ Чистые займы предприятиям
|
437,7
|
451,0
|
409,8
|
413,6
|
418,0
|
+ Финансирование
|
4 230,1
|
4 434,0
|
4 195,0
|
4 440,0
|
4 668,0
|
Чистые
новые внутренние займы
|
83,8
|
-29,9
|
-812,9
|
370,0
|
523,3
|
Чистые
новые внешние займы
|
3 934,9
|
4 333,9
|
4 857,8
|
3 920,0
|
3 994,7
|
Доходы от приватизации
|
211,4
|
130,0
|
150,0
|
150,0
|
150,0
|
ОБЩАЯ СТРУКТУРА
РАСХОДОВ
|
27 954,1
|
30 654,8
|
33 980,1
|
36 616,7
|
39 145,1
|
Расходы внебюджетных фондов (ВБФ)
|
4 595,5
|
4 861,5
|
5 155,4
|
5 488,6
|
5 641,0
|
Расходы
Социального фонда
|
4 445,5
|
4 704,0
|
4 990,0
|
5 315,0
|
5 458,7
|
Сооплата
ФОМС
|
150,0
|
157,5
|
165,4
|
173,6
|
182,3
|
Расходы государственного
бюджета
|
23 358,6
|
25 793,3
|
28 824,8
|
31 128,1
|
33 504,0
|
Обслуживание
долга 1
|
1 418,4
|
2 015,1
|
1 789,3
|
1 782,4
|
1 806,1
|
Инвестиции
|
4 505,5
|
5 709,5
|
6 541,9
|
6 494,1
|
4 362,8
|
Внешние
|
3 541,7
|
4 497,2
|
4 766,0
|
4 603,5
|
2 637,8
|
Внутренние 2
|
963,8
|
1 212,4
|
1 775,8
|
1 890,6
|
1 725,0
|
в т.ч. софинансирование
|
255,8
|
444,0
|
550,0
|
600,0
|
369,0
|
Расходование
спецсредств
|
2 132,1
|
2 160,0
|
2 381,1
|
2 619,6
|
2 958,7
|
Дискреционные
текущие расходы по государственному бюджету
|
15 302,7
|
15 908,6
|
18 112,5
|
20 232,0
|
24 376,4
|
1 Выплата процентов
по внутреннему и внешнему долгу.
|
2 Включает
внутреннее софинансирование проектов ПГИ и неклассифицированные внутренние
капиталовложения.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|