рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовый анализ предприятия


2001 г., тыс. руб.



 

 

 

 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 

      (18)

где    Rп-рентабельность  продаж;

Прп- прибыль от реализации продукции;

В - выручка от реализации продукции.

В  анализируемом периоде (2001 г.):

 

В  предшествующем периоде (2000г.):

 

Таким образом, если в 2000 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получило прибыли то в 2001 году этот показатель стал в  раза меньше и составил

2) Рентабельность   производственной   деятельности   (окупаемость издержек) [13]:

    (19)

где    И - затраты на производство и сбыт продукции.

В 2001 г.

 В 2000г.

Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции в 2001 году принес предприятия прибыли 14,85 коп., это в 0,1раза больше, чем в предшествующем 2000 году.

3) рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (Rк) [8]

      (20)

где    ЧП    - чистая прибыль;

В(ср)   - итог баланса (средний).

В 2001 г.

 В 2000г.


В 2001 году чистая прибыль предприятия составила 43,73 % от сред­негодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2000 г. доля чистой прибыли составила 43,73 % от суммы всего капитала на конец года.

4) Рентабельность внеоборотных активов (Rp) [13]:

        (21)

где    F(ср)   - средняя стоимость внеоборотных активов.

В 2001 г.

 В 2000 г.

 На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 71,04 коп. чистой прибыли, что в 3,03 раза больше, чем в предшествую­щем году.

5) Рентабельность собственного капитала (Rск) [8]:

                       (22)

где    СК- собственный капитал предприятия.

В 2001 г.

В 2000г.

Эффективность использования собственных средств предприятия в 2000 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 5,69 раза.

Таблица 7

Показатели рентабельности деятельности ООО  ""

Показатель

2000 г., %

2001 г., %



 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 

2.5.   Анализ  распределения и  использования  прибыли предприятия

-

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хо­зяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются фи­нансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйст­венных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономи­ки государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив фи­нансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюд­жет и других обязательных платежей и отчислений.

-

Основными функциями, которые выполняет прибыль предприятия, явля­ются [27]:

1) Оценочная. Она дает возможность дать оценку эффективности работы предприятия.

2) Распределительная. Ее сущность заключается в том, что прибыль пред­приятия является инструментом распределения доходов.

3) Стимулирующая. Ее сущность заключается в том, что прибыль исполь­зуется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников.

Сумма прибыли не показывает уровень эффективности работы предпри­ятия, поэтому используют ее относительный показатель, который выражается в процентах и называется рентабельностью. Если прибыль выражается в абсо­лютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивно­сти производства. Он отражает уровень прибыльности относительно опреде­ленной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реали­зацию, но и для образования прибыли.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обес­печивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валово­го дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности [27].

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности пред­приятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с до­говорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества,

улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производ­ственных фондов. Рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изме­нения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влия­ние природных, географических, транспортных и технических условий на про­изводство и реализацию продукции и др. Под влиянием, как тех, так и других факторов складывается валовой доход предприятий.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельно­сти. Прежде всего, валовой доход от реализации товарной продукции, исчис­ленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализа­ции товарной продукции - основная часть валового дохода.

Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хо­зяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

В состав валового дохода входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные дохо­ды и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (95 - 97 %) пред­приятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, завися­щие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным обра­зом на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации про­дукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит

предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих рав­ных условиях прямо пропорциональная.

--

Кроме указанных выше факторов на величину дохода от реализации, без­условно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продук­ции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отноше­ние прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валового дохода вклю­чается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характе­ра. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового дохода.

Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отри­цательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответст­венно скажется на объеме валового дохода.

-

Последним элементом валовой продукции являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производ­ством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результа­тов учитываются следующие доходы (расходы):

Ø     доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

Ø      доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

Ø     суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).

-

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития украинской экономики система распределения при­были менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распреде­ления прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направ­лениям в соответствии с законодательством.

-

После уплаты данных налогов у предприятия остается прибыль, находя­щаяся в распоряжении предприятия. Однако не нужно сравнивать ее с чистой прибылью. Действующие нормативные документы определяют, что за счет прибыли предприятия должны оплачивать еще и штрафы в таких случаях [15]:

Ø     за нарушение хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования;

Ø     за несвоевременную подачу в налоговую администрацию необходимых расчетов;

Ø     за задержку перерасчета денег в бюджет и государственные целевые фонды;

Ø     за укрывание прибыли от налогообложения;

Ø     за несоблюдение установленных лимитов использования воды без со­ставления необходимого договора (это относится использования воды из госу­дарственных водохозяйственных систем);

Ø     за просроченные банковские кредиты;

Ø     за неисполнение квоты по образованию рабочих мест для инвалидов;

Ø     за другие нарушения.

С учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, которые функционируют в разных сферах экономики, могут стягиваться за счет прибыли и другие штрафы. Особенно это касается коммерческих бан­ков, страховых компаний. Значит, чистая прибыль - это часть прибыли, которая остается на предприятии после уплаты налогов и возможных штрафов (финан­совых санкций).

Уплатив в бюджет соответствующие налоги с прибыли, предприятие полу­чает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль [27].

-

Планируется прибыль раздельно по видам [7]:

Ø     от реализации товарной продукции;

Ø     от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

Ø     от реализации основных фондов и другого имущества;

Ø     от внереализационных доходов и расходов.

Прибыль является источником финансирования разных по экономи­ческому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринима­тельские интересы учредителей предприятия, и интересы отдельных ра­ботников. При распределении прибыли исходят из следующих принци­пов [2]:

1) первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;

2) прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределя­ется на накопление и потребления.

-

Как показал анализ, распределение чистой прибыли в ООО "" не осуществляется (таблица 9).

Таблица 9
Распределение прибыли ООО ""

Показатель


Сумма, тыс. руб.


Структура %


1

2

3


 

 

 

 

 

 


 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.